Микеланджело Буонарроти - живописец. Зрелость

613 прочитали

В 1503 году, в качестве нового главы католической церкви, избирается Джулиа́но де́лла Рове́ре, принявший имя Юлий II. Его правление ознаменовалось самыми разными деяниями и событиями, но нас с вами сейчас интересует то, что именно этот папа сумел сделать из Ватикана и папской области влиятельное (во всех отношениях) централизованное государство. Для этот он приложил немало усилий. В том числе, он считал, что авторитет государства зависит и от того, как оно относится к культуре, а также может ли похвастаться наличием в нём творческих личностей и достаточным количеством выдающихся памятников искусства. Именно поэтому, он с большим энтузиазмом стал привлекать к своему двору таланты, на которые, к слову, была весьма богата эпоха Ренессанса.

Эмиль Жан Орас Верне. «Папа Юлий II обсуждает с Браманте, Микеланджело и Рафаэлем проект строительства базилики святого Петра»
Эмиль Жан Орас Верне. «Папа Юлий II обсуждает с Браманте, Микеланджело и Рафаэлем проект строительства базилики святого Петра»

Вскоре внимание понтифика привлекает дарование молодого флорентийца - Микеланджело Буонарроти, уже успевшего прославивиться своими скульптурами. (Микеланджело Буонарроти - скульптор. Молодость).

В 1505 году этот гений принимает приглашение Юлия II, и прибывает для работы в Ватикан. Понтифик делает ваятелю заказ на создание… собственной гробницы. Амбиции Юлия таковы, что он при жизни хочет убедиться в том, что его усыпальница превзойдет все прежние места упокоения римских пап. Микеланджело с воодушевлением и азартом берется за работу. Один проект сменяется другим, всё более и более грандиозным.

(Полистайте галерею с реконструкциями проектов гробницы, и осуществлёнными статуями к ней)

В конце концов, мастер отправляется в Каррару – лучшее месторождение мрамора в Италии, чтобы собственноручно добыть материал для будущей гробницы, и проводит там около семи месяцев.

Скульптура ветхозаветного пророка Моисея высотой 2.35 м, созданная в период 1513—1516 годов, которая должна была занять одно из центральных мест в предполагавшейся гробнице папы Юлия II.
Скульптура ветхозаветного пророка Моисея высотой 2.35 м, созданная в период 1513—1516 годов, которая должна была занять одно из центральных мест в предполагавшейся гробнице папы Юлия II.

Однако пока скульптор отсутствовал, папа римский передумал – ему намекнули, что делать гробницу при жизни – плохая примета. И когда, вернувшись, Микеланджело узнал, что заказ отменяется, а оплаты за месяцы тяжелейшего труда не будет – пришёл в ярость. Ссора с понтификом была бурной – они оба обладали вспыльчивыми характерами. В результате скульптор в бешенстве покинул Рим, но, одумавшийся понтифик отправил за ним посла, который передал Микеланджело деньги и ИЗВИНЕНИЯ главы католической церкви!

Александр Кабанель. Визит папы Юлия II в мастерскую Микеланджело
Александр Кабанель. Визит папы Юлия II в мастерскую Микеланджело

Чтобы удержать гения в Риме, Юлий делает Микеланджело новый, ещё более грандиозный заказ. Однако он уже собирается использовать его талант не как ваятеля, а как живописца. Мастеру предстоит украсить росписью потолок Сиксти́нской капе́ллы в Ватика́не, общей площадью 600 кв. м!

В 1503 году, в качестве нового главы католической церкви, избирается Джулиа́но де́лла Рове́ре, принявший имя Юлий II.-5

Сикстинская капелла - одно из важнейших строений Ватикана, она использовалась как личная церковь понтифика, а также предназначена для собрания конклава кардиналов во время избрания очередного нового папы римского вместо почившего.

Конклав кардиналов в Сикстинской капелле Ватикана
Конклав кардиналов в Сикстинской капелле Ватикана

В своём нынешнем виде капелла была сооружена архитектором Джордже де Дольчи, за пару десятилетий до смерти папы Сикста VI (отсюда и её название), предшественника Юлия II.

Кстати, имя папы Сикста увековечено ещё одним гением Ренессанса, работавшим бог о бок с Микеланджело в Ватикане - Рафаэлем Санти. Это, разумеется, "Сикстинская мадонна". (Рафаэль Санти - "певец Мадонн", Рафаэль в Риме).
Вид на Сикстинскую капеллу сверху
Вид на Сикстинскую капеллу сверху

Микеланджело берётся за заказ неохотно. Во первых - его никак не вдохновляет архитектура капеллы. Но, как гласит одна из биографических легенд, когда он сообщает Юлию, что не будет тратить время на украшение этого "амбара", то в ответ слышит: "Но только Вы с Вашим гением можете сделать из него жемчужину!"

Во-вторых, Буонарроти считает занятие живописью ниже своего достоинства, и, когда, всё-таки, решается взяться за эту работу, то демонстративно подписывает договор с папой - «Микеланджело – скульптор».

Интерьер Сикстинской капеллы около 1481 года. Реконструкция. Гравюра XIX века
Интерьер Сикстинской капеллы около 1481 года. Реконструкция. Гравюра XIX века

В качестве сюжета росписи художник избирает библейскую мифологию. В девяти секторах, на которые поделена центральная часть плафона, Микеланджело представляет историю человечества от божественного сотворения мира до всемирного потопа и истории праотца Ноя. Обрамляют эту композицию грандиозные фигуры древне-иудейских пророков и античных сивилл (прорицательниц), а также обнажённых юношей, олицетворяющих различные добродетели.

Микеланджело. Схема росписей лафона Сикстинской капеллы
Микеланджело. Схема росписей лафона Сикстинской капеллы
Микеланджело. Плафон Сикстинской капеллы. Ватикан
Микеланджело. Плафон Сикстинской капеллы. Ватикан
Микеланджело. Плафон Сикстинской капеллы. Ватикан
Микеланджело. Плафон Сикстинской капеллы. Ватикан

По сути, сюжеты росписи не так важны для художника – всё, что он создаёт – это гимн человеку, в его телесной красоте. Все образы полны небывалой энергии и силы.

Галерея с основными росписями плафона

Тела юношей, старцев, детей, женщин подобно телам атлетов – широкоплечи, мощны, налиты мускулами, даны в смелых ракурсах и неожиданных разворотах. Микеланджело словно не пишет их красками, а лепит, как скульптуру, предельно выпукло и рельефно передавая фактуру тел.

Галерея с изображениями сивилл и пророков

«Микеланджело создаёт, как бы, свой, титанический мир, который наполняет нашу душу восторгом, но, в то же время, смятением, ибо цель его, - решительно превзойдя природу, сотворить из человека титана» - говорит об образах потолка Сикстинской капеллы Л.Любимов. Так же оценивает творчество мастера Б.Бернсон: «Микеланджело… создал такой образ человека, который может подчинить себе землю, и, кто знает, может быть, больше, чем землю!»

Микеланджело. Фрагмент плафона Сикстинской капеллы. Сивилла Ливийская
Микеланджело. Фрагмент плафона Сикстинской капеллы. Сивилла Ливийская

Смысловым и композиционным центром росписи плафона Сикстинской капеллы является фреска «Сотворе́ние Ада́ма». В окружении сонма ангелов, в ореоле раздутого ветром как парус плаща, к распростёртому на краешке только что созданной земли Адаму, приближается Бог. Фигуры обоих совершенны, словно отлитые из одной формы. Сразу очевидно, что Бог сотворил человека по «образу и подобию своему», как говорится в Библии.

Однако обнажённое тело Адама лишено пока того главного, чем обладает Творец – воли и энергии. И именно сейчас, на наших глазах, когда сомкнуться пальцы их протянутых навстречу друг другу рук, должен свершиться этот акт передачи Господом Человеку божественного духа. То есть, Микеланджело изображает не телесное, а духовное рождение Адама.

Гений мастера заставляет нас замереть в ожидании акта творения, ощущая «электрическое напряжение» в небольшом разрыве между руками персонажей. Ещё чуть-чуть их пальцы соприкоснуться – и как удар молнии, по телу Адама пробежит направленная Саваофом энергия, делая из «твари божьей» - Человека.

Микеланджело. Фрагмент плафона Сикстинской капеллы. Сотворение Адама
Микеланджело. Фрагмент плафона Сикстинской капеллы. Сотворение Адама

Работа над созданием росписи плафона была завершена в рекордно короткие сроки – всего за 4 года, с учётом того, что бо́льшую часть работ мастер выполнил сам, без помощников!

Он работал как одержимый, забывая, порой, есть и переодеваться, уставая так, что оставался на ночь в капелле – будучи не в силах идти домой. Сам Буонарроти писал в письмах: «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений». Или ещё: «Я тружусь через силу, больше, чем любой человек когда-либо существовавший». К слову, фрагмент фрески «Отделение света от тьмы» по свидетельствам биографов мастера, был написан всего за один рабочий день!

Микеланджело. Фрагмент плафона Сикстинской капеллы. Отделение света от тьмы
Микеланджело. Фрагмент плафона Сикстинской капеллы. Отделение света от тьмы

Здоровье Микеланджело было серьёзно подорвано, оплата оказалась несоразмерно мала вложенному труду, а оценка папой живописи была достаточно прохладной – он подосадовал, что из-за недостатка золотого цвета, всё выглядит бедновато. На что Микеланджело ответил: «на своде изображены святые люди, а они не были богатыми». Разочарование и горький сарказм переполняли душу художника, что вылилось в одном из его сонетов:

Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода
В Ломбардии не редких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь как у гарпий; череп мне назло
Полез к горбу; и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;
Сместились бедра начисто в живот;
А зад в противовес, раздулся в бочку,
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут как сирийский лук.
(В переводе А.Махова)

С таким настроением мастер покинул Рим, навсегда попрощавшись с Юлием II. Тогда Микеланджело и не думал, что почти через 20 лет, ему предстоит вернуться в Сикстинскую капеллу, чтобы по заказу уже другого папы римского – Павла III (к слову отметим, что Микеланджело пережил правление пяти понтификов!), расписать западную стену здания, площадью 200 кв.м., фреской на сюжет «Страшный суд».

Сикстинская капелла. Ватикан
Сикстинская капелла. Ватикан

Микеланджело вновь создает монументальную композицию со множеством персонажей. Но какой разительный контраст в эмоциональном восприятии этих образов по сравнению, с написанными им же, на плафоне капеллы! Всё здесь пронизано не только бурным движением, но безысходностью и трагизмом. Человек более не «царь природы», не «центр вселенной» - он утратил, что-то очень важное. Что же именно?

Микеланджело. Страшный суд. Роспись западной стены Сикстинской капеллы. Ватикан
Микеланджело. Страшный суд. Роспись западной стены Сикстинской капеллы. Ватикан

Многие искусствоведы анализировали это творение мастера. Одно из лучших высказываний принадлежит В.Лазареву:

«Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Всех их увлекает один неумолимый поток движения, все они извиваются и корчатся от охватившего их страха и ужаса…
Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. И чем внимательнее вглядываешься в общую композицию фрески, тем настойчивее рождается ощущение, будто перед тобой огромное вращающееся колесо фортуны, вовлекающее в свой стремительный бег всё новые и новые человеческие жизни. Ни одна из которых не может избегнуть фатума.
В таком толковании космической катастрофы уже не остаётся места для героя и героического деяния, не остаётся места и для милосердия. Недаром Мария не просит Христа о прощении, а пугливо к нему прижимается, обуреваемая страхом перед разбушевавшейся стихией…
По-прежнему он изображает мощные фигуры с мужественными лицами, с широкими плечами, с хорошо развитым торсом, с мускулистыми конечностями. Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе… Обречённые на гибель титаны утратили то, что всегда помогало человеку в борьбе со стихийными силами. Они утратили волю!»
Микеланджело. Страшный суд. Фрагмент
Микеланджело. Страшный суд. Фрагмент

Весь ансамбль Сикстинской капеллы поражает зрителей. Росписи Микеланджело вызывают восторг, восхищение и удивление. Так Гёте, находясь под сильным впечатлением от живописи мастера писал: «Я уже не ощущаю вкуса к природе, так как я не могу на неё смотреть такими большими глазами, как Микеланджело».

Сикстинская капелла. Ватикан
Сикстинская капелла. Ватикан

Более великий гений ренессанса к живописи не возвращался.

Если вам понравилась публикация, то не забудьте поставить лайк, а может, и подписаться на канал. :) Все публикации вы можете найти в полном каталоге статей.

Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:

Эпоха Возрождения. Особенности и достижения

Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто

Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?

Как устроен дантовский Ад?

Чистилище Данте - путь спасения

Рай Данте - обитель Света и Любви

Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет

Джованни Боккаччо и его "Декамерон"

Медичи - правители Флоренции

Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески

Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры

Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"

Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?

Мазаччо - первый художник Ренессанса

Боттичеллевское настроение

Загадки Леонардо. Что мы знаем о гении?

Тайны "Тайной вечери" Леонардо да Винчи

Опять Джоконда?!

Рафаэль Санти - "певец Мадонн"

Рафаэль в Риме

Рафаэль - архитектор, скульптор и поэт

Микеланджело Буонарроти - скульптор. Молодость

Микеланджело Буонарроти - живописец. Зрелость

Микеланджело Буонарроти - архитектор. Финал

Микеланджело - поэт

Венеция принимает эстафету

Загадки Джорджоне