Великий Тувинский поход

Сея оказия приключилась со мной в году 2022. Повадился тогда мне один мой друг объяснять, что альпинистские сборы в шестнадцатой советской республике — благо великое и радости сулит всяческие. На то я и купился ибо радостей давно не было и, тем более, судя по рассказам, в таком сказочном месте…

И вот: апреля 25, купив билет на паровоз я отправился в славный город Абакан — столицу землицы Хакасской. По прибытии, скинув свой скромный скарб весом около 45 кг я стал знакомится с такими же счастливыми путешественниками, страждущими попасть в земли доселе неизведанные (но не для всех).

Через время определенное появились извозчики на четырех упряжках, а две из них были даже с прицепами в кои мы покидали вещи нам принадлежащие…

Железнодорожный вокзал г.Абакан

Долго ли коротко ехали, но достигли мы сотого перевала, а сей перевал отделял землицу Хакасскую от земель диких и неизведанных: Урянхайского края. Вдоволь картин наделав с помощью техники чудесной поехали дальше.

К вечеру добрались таки до сакрального места недалеко от Шуя где и перегрузились в транспорт посерьезнее и проходимее. А так как транспорт был дюже как серьезен, то и место нам нашлось токма в кузове.

Дальнейшие 30 километров были сказкою чудесною: два грузовика с набитыми людьми еле-еле телепались до места начала экспедиции нашей. Чумазый от пыли народ радовался пребыванию в кузове и восхвалял красоты окружающие на старорусском с примесью монгольского.

Прибыли в места палаточные далеко за закатом… поставили терема палаточные, приняли зелья полезные и направились в опочивальни.

Сея оказия приключилась со мной в году 2022. Повадился тогда мне один мой друг объяснять, что альпинистские сборы в шестнадцатой советской республике — благо великое и радости сулит всяческие.-3

По утру, собрав кули пудовые принялись ждать жителей местных с лошадьми их выносливыми дабы в основное место перейтить и стан основать… День ждали, другой, а за ними и неделя минула (преувеличение автора, ждали часа три) и вот, осознав, что лошадок в лесу поели волки наш вожак принял мудрое решение — выдвигаться с помощью подручных средств в указанном рукой направлении.

Так как все участники безумно любили горный туризм, переброску кулей своих решили разбить на два дня…

Проснувшись в стане чудесном у подножья хребта Цаган-Шибэту* в день третий пошли ватагою дружной на пик Комсомол высотою 3427 метров. С высоты виды открылись сказочные: тайга бесконечная и пики горные до небес, а облака практически проходили сквозь нас!!!

Не многие вернулись в лагерь после трех дней изматывающей муштры (полное преувеличение автора — вернулись все), а на четвертый день наступил релакс…

В 3 утра как разрыв грома пробил будильник, дав понять, что в 4 выход на пик Красноярский Буревестник по контрафорсу маршрута 3Б. Весело и задорно, как обычно бывает с теми кого разбудили в 3 утра, наше отделение вышло на маршрут. На плато поднялись радостно, как обычно утром, и двинулись дальше… к подножью нашей горы, ступая по замерзшему болоту высокогорного плато.

Звонко застучали молотки, вбивая якоря в горную породу. Две связки радостных альпинистов принялись штурмовать гору.

Умный в гору не пойдет… А мы и не идем — мы лезем.

Прошел час, минул второй и третий, но гора держала всех… и вот свершилось! Ближе к закату, выполнив техническую часть маршрута решили свалиться к перевалу и топать вниз.

Каков чудесен закат в горах!!!

П=*зд±ж!!! сидя на перевале на закате и понимая, что до лагеря много часов ходьбы осознаешь — закат в горах — аЦЦкое зло!

до лагеря несколько часов через заболоченное плато… мы радуемся…

Дома были в 1:30…

День пролетел незаметно…

С утра пошел снег и пошли мы… Вышли поздно — в 5…

Поднявшись на плато и осознав, что путь труден и печален, а в снегах не видно Щастья развернулся… Через пару часов такое решение приняли оставшиеся участники группы…

День следующий… 3 утра… Подъем и выход в 4. Цель — Мунхулик 3А по контрафорсу…

Вот тут мы скаканули, да так дружно, что вернулись засветло — якоря сами влетали в скалы, камалоты вставали куда нужно, участники парили над скалами, инструктор невидимым призраком возвышался рядом, а на вершине… а там бахнули с другими отделениями пивка глядя с высоты 3577м на все великолепие хребта Цаган-Шибэту и далекие горы Алтая с вершиной Монгун-Тайга)))

Следующий день провели в походе с доктором и участником из Владивостока Аней до целебных источников на реке.

Вышли не рано… Лед на реке обещал легкую прогулку, но неожиданно кончился. И тут док сказал сакральную фразу: я знаю короткую дорогу! (в оригинале было: я знаю путь. прим.автора)… И пошли они до городу Парижу… точнее до источников.

Шли они льдами упругими, бродами быстрыми, рекою широкою, кустарниками колючими, курумником мокрым…

И вот… когда уже все разочаровались и решили идти до устья: открылась им долина сказочная с родниками целебными, оленями деревянными и ваннами чугунными с кострами под сеими ваннами жгучими.

Рододендроны Даурские цвели в этом мире нижнем и много трав и деревьев диковинных от коих мы, жители мира верхнего отвыкли за лета (дни) долгия.

И тоска напала на нас чудовищная и в дома мы захотели по-быстрому…

А в день следующий с гор спустилися мы превысоких и в Абакан-город рванули немедленно, но не доехал до дому я милого, а на Борус затащила меня нелегкая, но это уже другая история…

*Цаган-Шибэту — «хребет — белая ограда») — горный хребет на юго-западе Тувы и северо-западе Монголии, в составе гор Южной Сибири. Расположен между массивом Монгун-Тайга и хребтом Танну-Ола. Хребет образует водораздел между бассейном реки Енисей и бессточной котловиной озера Уурэг-Нуур. Хребет не относится ни к Алтайским горам ни к Саянам