Найти тему
ЗДОРОВЬЕ

Зачем надо было пудрить парики

Поговорка о красоте, требующей жертв, находит подтверждения на каждом шагу, чудачества моды всегда вынуждали франтов затрачивать невероятные усилия ради того, чтобы выглядеть в тренде.

Вот, казалось бы, и так непростые прически 18 века еще и требовали, чтобы парик был напудрен, а это была отдельная, непростая и, сказать прямо, неопрятная процедура.

Парики вошли в моду во время правления короля-солнца Людовика XIV, в конце 17 века. Считается, что сам король первый и начал носить парик, чтобы скрыть свое облысение. А в век, когда болезни, гигиена и образ жизни пагубно сказывались на волосах, знать быстро оценила все преимущества парика.


Король Людовик XIV: мода на светлые парики пришла не сразу
Король Людовик XIV: мода на светлые парики пришла не сразу

А примерно с 1710-х парики начали еще и пудрить. В качестве пудры использовали тончайше перемолотую пшеничную муку или рисовый крахмал, с парфюмерными, а позже и цветовыми добавками.

Для того, чтобы напудрить парик, требовалось до килограмма пудры – для этой процедуры в доме приходилось организовывать специальное помещение, чтобы с усилием распыляемый над головой тонкий порошок не разлетался по комнатам.

-3

Лицо закрывали маской, одежду защищали специальными халатами-хламидами или садились в шкаф, из которого торчала только голова в парике. Напудренный парик, конечно, осыпался пудрой на все вокруг, поэтому для свеженапудренного парика даже использовали чехол, который снимали непосредственно перед придворным мероприятием или торжеством.

Эта странная и сложная мода возникла из самого обычного желания казаться богаче и знатнее, чем на самом деле. Когда в моду вошли парики, их делали из разнообразных материалов, в том числе из пакли и шерсти, но самыми дорогими, конечно, были парики из настоящих волос.

Емкости из рога и слоновой кости для хранения и распыления пудры
Емкости из рога и слоновой кости для хранения и распыления пудры

И престижнейшим был парик из волос светлых, чем светлее, тем реже такие попадались, и тем дороже стоили. Лучшие белокурые локоны для париков завозили из Фландрии, и спрос не успевал за предложением, так что французский король даже принял особый указ, разрешающий белый парик только членам королевского дома. Но аристократы быстро вышли из положения – они начали пудрить свои темные парики, причем именно огромным количеством пудры, так, что темный парик становился совсем белым.

-5

Вообще, сам прием пудрить парики пошел от актеров на французской ярмарке, которые пудрили волосы для ролей аристократов и придворных. Прием был подхвачен придворными парикмахерами, и это неожиданно оказалось очень устойчивой модной тенденцией, продержавшейся почти 80 лет.

Через некоторое время придумали цветную пудру, дамы эпохи рококо пудрили парички пудрой пастельных тонов. Потом заметили, что пудра коричнево-красноватых оттенков будто бы улучшает цвет лица – и был период моды на темные пудры.


Во второй половине 17 века дамы носили парики, напудренные пудрой голубых, сиреневых и розовых тонов
Во второй половине 17 века дамы носили парики, напудренные пудрой голубых, сиреневых и розовых тонов

Мода пудрить прически ушла после драматических событий конца 18 века – в первую очередь Французской революции. Носить парики стало опасно, аристократы не решались выделяться из толпы и боялись провоцировать революционные массы своими старорежимными париками.

Кроме того, в 1790-е годы и в Англии и во Франции был продовольственный кризис и нехватка хлеба, а расход пшеницы на пудру для париков вовсе не был незначительным. Например, подсчитано, что в девятимиллионной Пруссии на парики уходило почти сто миллионов фунтов пудры в год, при том, что парики носила довольно небольшая часть населения.

-7

А по другую сторону океана тоже происходили перемены – после Американской революции появился общественный запрос на стирание классовых отличий, и первыми жертвами перемен пали все те же парики.

Так что мода на пудру ушла вместе с париками, продержавшись рекордное время для такой вздорной причуды стилистов.