3,8K подписчиков

Pro ... ленту [you gonna make me go another round]

1,1K прочитали

Ещё по одной? Ленточке! "О, о, о, как мне легко - давай ещё!"(С) )))

Ещё по одной? Ленточке! "О, о, о, как мне легко - давай ещё!"(С) ))) В моду входят аналоговые ленточные магнитофоны: "Посмотрите на вращающиеся бобины – эта медитация хороша даже без звука...

В моду входят аналоговые ленточные магнитофоны: "Посмотрите на вращающиеся бобины – эта медитация хороша даже без звука..." ;))) Да уж, спираль развития сделала виток))) Двадцать лет назад цифровые плееры были диковинкой и все о них мечтали, ну и приобретали потихоньку, сейчас же таковые сносные по звуку засели бонусом в каждом мобильном телефоне, грезить-ностальгировать остаётся лишь о тяжеленных вожделенных аналоговых аппаратах.

В эпоху повального аналогового звука, эдак лет 30 лет назад и далее, магнитная лента была основным носителем: на неё профессионально записывали в студии, чтобы далее расплодить винил, и на неё же только качеством ниже записывали с винила в быту. А за неимением винила переписывали с ленту на ленту, неизбежно при этом плодя шумы и искажения.

Как вам такой магнитофончик?)
Как вам такой магнитофончик?)

"Бобинники" и даже "кассетники", будучи тщательно отстроенными, способны выдавать замечательный звук, благо среднестатистическое человеческое ухо многого не замечает. Специфический окрас звука, привносимый лентой (в частности, на НЧ) и прочие "радости" многие аудиофилы воспринимают на ура. Однако цена такого звука нынче очень высока. И если вы что называется "запали", то в первую очередь резонно прикинуть мозгами, где брать качественные ленты. На Али магнитных лент уже вагон и маленькая тележка, но качество остаётся под вопросом. Сколько подобные ленты послужат, как быстро начнётся ссыпаться струйкой ферромагнитный слой и т.п. и т.д. - знает только Всевышний. Второй важнейший вопрос, кто будет поддерживать ленточный аппарат в рабочем состоянии, тем паче если оный достался "поюзанным". Ну и третий, на засыпку, зачем вообще эта морока нужна, ради какого прироста качества. Фетиш??? Тогда это всё объясняет и ... окупает!!! ;)))

Теперь смотрим не на огонь костра, а на ... )))
Теперь смотрим не на огонь костра, а на ... )))

Впрочем, любая лента даёт некое подобие динамического демпфирования: чем выше амплитуда музыкального сигнала (состоящего из основного тона, обертонов и гармоник), тем меньше амплитуда его ВЧ составляющих. А поскольку большинство реальных музыкальных сигналов по своей структуре импульсные (ударные, щипковые и т.п.), то лента на слух такие звуки "смягчает" (на малых уровнях сигнала не проявляется, но там уже маячит собственный шум ленты). Собственно, на этом и построены цифровые/программные эмуляторы лент.

Эффект нагляднее выражен у аудио кассет (скорость протяжки ленты ниже). Из реальных графиков хорошо видно: чем больше уровень записи, тем сильнее загибается на высоких частотах АЧХ :

Чем выше уровень записи, тем меньше ВЧ - и так на любой ленте [ http://audiochrome.blogspot.com/ ]. Но попробуйте это заметить на слух;)
Чем выше уровень записи, тем меньше ВЧ - и так на любой ленте [ http://audiochrome.blogspot.com/ ]. Но попробуйте это заметить на слух;)

Относительного базовой намагниченности ленты 250 нВб/м при уровне -20 дБ фактическая АЧХ записи-воспроизведения еще относительно ровная (для большинства типов и марок лент), но чем выше уровень сигнала, тем (неизбежно!) сильнее завал на ВЧ. Увы, магнитная запись на ленту существенно не линейна, т.к. её гистерезис еще никто не отменял.

Отстроенный бытовой катушечник при уровне 0 дБ АЧХ почти не валит. В частности, не убитый AKAI GX77 обычную советскую ленту на 19-й скорости прописывает аж до ~25 кГц. При этом оный отстраивается на 180 нВб/м.

Про жизнь... Мое поколение попало в то ещё пекло: только-только что-то научились толком делать - грянула перестройка, и понадобились совсем иные навыки: разводить и втулять... Из смутных времён мрачно-угрюмых 90-х особенный рубец оставило грандиозное кидалово с ваучером: сия липовая бумажка как бы от государства российского была обменена (и не только мною) на ценные бумаги якобы некой нефтяной компании, мгновением позже испарившейся. По всей матушке России всплывшие бурной пеной шустрилы всей мастей делали деньги, не гнушаясь ни чем. Продавали что ни попадя, в основном толкая за бугор недавние всенародные богатства… Желание свалить ко всем чертям нарастало с каждым днём, но прорываться нелегально не позволяли семейные обязательства. Брошенная страной на произвол судьбы золотоносная наука стремительно шла ко дну, каждый выживал как мог. Уникальная экспериментальная база вместе с мозгами оказались востребованными лишь на мировом уровне. Будучи откомандированным по контрактам в Великобританию и Францию (тогда для просроченных форм допуска приоткрыли железный занавес), приобщился к многоканальному звуку в киношном варианте Dolby Pro Logic: в «Апокалипсис сегодня» вертолёт садился буквально голову, свист пуль вынуждал пригибаться, как в окопах…

В свое время отведал множество разных катушечников, начав с отечественных аппаратов 2-го класса ("Сатурн", "Орбита", "Маяк"), ускоренно пройдя 1й класс ("Ростов") и высший класс ("Электроника"), а закончив импортными Akai и прочими уже профи.

Милитари соосник Honeywell-101 - аппарат обалденный: сверхточная механика, отличная электроника. Лента дюймовая, 14 дорожек (фото из Интернета).
Милитари соосник Honeywell-101 - аппарат обалденный: сверхточная механика, отличная электроника. Лента дюймовая, 14 дорожек (фото из Интернета).

Лучший профессиональный измерительный магнитофон (Брюль энд Къер, Шлюмберже и тп) на скорости 38 см/с в режиме прямой записи был способен регистрировать на соответствующей по классу ленте частоты от 40 Гц до 60 кГц, но при динамическом диапазоне ~42 дБ, зато линейно во всей полосе рабочих частот. В отличие от инструментальных в магнитофонах для записи и воспроизведения звука динамический диапазон зависит от частоты (нелинейные искажения тоже). В ход идут технические компромиссы, особенно распоясовшиеся в бытовых аппаратах. Ухищрениями выжимают 60 дБ с копейками (макс где-то 66 дБ). Но это на 1 кГц, на краях диапазона рабочих частот намного меньше! Всё упирается в ленту.((((((((((((((((( Хромовая обеспечивает расширение частотного диапазона, но ранняя (с ущербной полировкой) усиленно пилит головки. Есть ленты, сохраняющие диапазон 55-60 дБ до 10 кГц, но к 20 кГц схлопывающиеся в полный 0 дБ. Заигрывания с током подмагничивания (BIAS) позволяют выжать якобы до 76 дБ (средне взвешенных по IEC, по CCIR 64 дБ), но как будет воспроизводиться такая запись на другом ленточном магнитофоне - вопрос на засыпку. Впрочем, на ленте можно писать и в ЧМ режиме, забираясь до 0 Гц без сужения динамического диапазона (~44 дБ для всей полосы рабочих частот), однако это уже епархия профи. Повысить частотку звука удаётся только путём увеличения скорости ленты (76 и 152 см/с), но растёт детонация, на отдельную дорожку приходится записывать специальный синхронизирующий сигнал.

Мне такой музейный экспонат живьем не удалось застать, но фирма солидная [фото из интернета]
Мне такой музейный экспонат живьем не удалось застать, но фирма солидная [фото из интернета]

По причине недостаточного динамического диапазона ленты сигналы со всех микрофонов и живых электроинструментов перед записью на ленту в студии проходят через многочисленные динамические компрессоры;))) Без них - никак, даже если в затяжном прыжке сбацать типа Bakerman ;)))

Следует признать, частотно динамические свойства ленты при прямой записи довольно близки к чувствительности и диапазону обычного слуха человека.

И это еще реклама ! (ленты)
И это еще реклама ! (ленты)
У большинства реальных аппаратов на НЧ характерные горбы, называемые змейкой
У большинства реальных аппаратов на НЧ характерные горбы, называемые змейкой

Остаётся горбы АЧХ загнать в нужные места, и толковая запись винила с качественной ленты звучать будет сказочно. Однако это дорогое удовольствие. Не лишне помнить, что для жизнеспособности "магов" главное - регулярная профилактика, для ленты - бережное хранение. Увы, определенные ленты на ВЧ могут терять намагниченность (по некоторым сведениям около 1 дБ в год отдай, за 20 лет набежит до 20 дБ). М-да, всё бренно в этом мире, впору "втащить" VSOP Курвуазье/Рэми Мартин под нетленную "Angels at my gate";)))

Если же записывать на ленту с цифровых носителей без многополосовой компрессии, то легко нарваться на искажения превышения динамического диапазона по краям рабочих частот. Лента сама по себе ничего не улучшает, добавляет только шум, горбы АЧХ и сужение динамического диапазона. Типа: "- И что, у неё ноги прямые? - Нет, дырки в правильных местах!"))) Обнаруженные якобы полезные гармоники после перезаписи на ленту - заблуждение. Желающие вникнуть в суть могут просветиться про частоту подмагничивания. Короче, записывать на ленту целесообразно лишь тогда, когда сигналы всех музыкальных инструментов обрабатывается аналоговыми компрессорами "на лету", т.е. до попадания в магнитофон.

Подкручивать головку (как и подмагничивание BIAS) на слух категорически не советую, тут однозначно нужны приборы, иначе как минимум запись на другом магнитофоне будет звучать совсем по другому.

"Мало..., мало ..., ***, много!" (С)
"Мало..., мало ..., ***, много!" (С)

Стрелочные и прочие индикаторы уровня в аналоговых магнитофонах на самом деле измеряют не пиковое строго максимальное значение как в цифре, а некое среднеквадратичное значение (RMS) и обладают инерционностью. Даже если в аналоговом магнитофоне реализовано переключение еще и на измерение пикового уровня (Peak), то тут есть нюансы. Вообще, выставление оптимального уровня - дело тонкое. Зависит от самого аппарата, типа ленты и т.д. Некоторые чётко пишут под 0 дБ, а некоторые и под +3 дБ, а кому требуется не превышать -1 дБ. При наличии опыта можно выставлять на слух. Автоматический уровень записи (АРУЗ) лучше не использовать.

[ https://cache3.youla.io/files/images/720_720_out/5d/1f/5d1f206dd138b39c343c0844.jpg ]
[ https://cache3.youla.io/files/images/720_720_out/5d/1f/5d1f206dd138b39c343c0844.jpg ]
http://s53.radikal.ru/i142/1202/33/2210222af3e7.jpg [hi-fi.ru]
http://s53.radikal.ru/i142/1202/33/2210222af3e7.jpg [hi-fi.ru]

Недавно повезло - обзавёлся двухкассетной девственной JVC TD-W777 1989 года (750 DM - дойч марок по тем временам), пролежавшей привезенной из Японии 30 лет у друга в запечатанной коробке на антресолях. Не пришлось даже пассики менять! Пусть не из топчиков, зато непорочно свежа и 100% аутентична. Кручу не часто, раз в месяцок под настроение для поддержания аппарата в "тонусе", ну и чтобы возрастной не новодельный винил лишний раз не пилить;)))

Среди лент 1-го типа (а так же Fe O) реально очень хороших еще надо поискать, даже среди сделанных у законодателей данной индустрии в Японии и США. Как сказалось время - вопрос сложный. Некоторые ленты начинали сыпаться еще после нескольких годиков использования. Длинные (и особенно тяжёлые широкие) ленты на бобинах пришлось бы регулярно перематывать, в том числе храня при постоянной температуре и при оптимальной влажности вдали от магнитных полей. Кстати, у меня на работе есть "ящичек", который позволяет полностью размагнить ленты даже через стену, например, когда надоела музыка соседа)))

С лентой на недешёвых кассетах дела обстоят получше. Пролежав в тёмном непыльном месте с 25 лет брендовые кассеты не утратили своих свойств. Однако выдержат ли возрастные очередную перезапись, не наплодив провалов по уровню и по ВЧ - тема на засыпку.

Что бобина, что кассета - разница лишь в детонации и в полосе частот, динамический диапазон тот же. Причем для качественных кассет и на отстроенных "магах" разница с катушками незначительная, большинству людей на слух не заметная.

Студийные оригиналы "мастер" лент не продаются в принципе. Первые копии баснословно дороги. Вторые копии тоже кусаются. Третьи и т.д., подозреваю, уже с потерями качества, каким бы суперскими не были аппараты, задействованные при перезаписи. Остаётся лишь переписывать на ленту винил, пусть оный в основной массе уже "отмастерен" в цифре.

Истинных слухачей очень мало, а желающих похвастаться крутой аудио-видео аппаратурой, очень много, поэтому понты (как и пиксели) гораздо лучше продаются!!!!!!!!!!!!!!!!;)))))))))))))))))))))))))))))

Про жизнь... Соотношение зарплат специалиста и руководителя (например, учителя и генерала) было одинаковым что в царской России, что в СССР, причем позже и в странах развитого капитализма. В современной России данное соотношение прогнули более чем в 10 раз, разведя-надув наемных работников с иллюзорным стимулом всю жизнь выбиваться наверх. При этом средне-высокое руководство впало в искушение цепляться за свои теплые кресла любой ценой, не брезгуя очковтирательством. И пока у нас учителя, врачи и инженеры будут получать гроши, превращаясь в неучей, рвачей и инженегров, ракеты будут часто падать, корабли тонуть, хранилища протекать, а страна продолжать "сидеть" на нефте-газовой игле.

Каково на ваш слух качество звука, что записан на видео выше?

Бесплатный (!) VST (можно с помощью примочки в foobar) плагин:

Скачать Ourafilmes Diabolique бесплатно

Diabolique эмулирует две различные деки: Revox 536 (c1962) и Tandberg Model 3 (c1958).
Diabolique эмулирует две различные деки: Revox 536 (c1962) и Tandberg Model 3 (c1958).

======================================================

[] https://cyberleninka.ru/article/n/iskazheniya-magnitnoy-zapisi-obuslovlennye-stareniem-izmeritelnoy-magnitnoy-lenty/viewer

[] https://habr.com/ru/company/kaspersky/blog/424551/

[] http://mk90.net/6-luchshix-plaginov-emulyacii-magnitnoi-lenty/