Вот такая вот рыбка! Шучу! Хотя такой кадр, действительно, есть в мультфильме. Но об этом позже.
(С первых кадров чувствуется, что перед зрителем шедевр!)
Мультфильм «Сказка о рыбака и рыбке» был создан в 1950 году на студии Союзмультфильм уже известным читателю режиссёром Михаилом Цехановским по одноименной сказке А.С. Пушкина.
Обсуждая мультфильм, нельзя не коснуться самой сказки. И в ней вы не найдете ни одного лишнего, случайного слова или образа. Это сказка четко выражающая философскую позицию автора по теме человеческой сущности. Пушкин прямо осуждает человеческую жадность и ненасытность и призывает быть сильным перед лицом материальных соблазнов. А если присмотреться, он даже требует бороться с ними.
При этом экранизация сказки 1950 года это такой случай, когда гениальность Пушкина, как мыслителя и поэта соединяется с гениальностью мультипликаторов, как мастеров цвета, звука, образа. В итоге зритель получает не только тему для размышлений, но и 30 минут чистого наслаждения!
Меня лично каждый раз поражает вот эта щедрость и роскошь авторского трудолюбия и таланта советских мультипликаторов 50-х, 60-х годов. Экономия сил и времени в те годы была признаком слабости и дурного тона. Наоборот стремились в каждом мультфильме сделать роскошный антураж, прикладывая к этому максимум усилий. Не урезать время, а заполнить его интересными, содержательными или развлекательными деталями было девизом мультипликаторов. Не то что "нынешнее племя" экономящее каждую секунду, сокращающее, урезающее, облегчающее себе жизнь за счет содержания, качества рисунка, смысла...Ну, да, не будем о них!
Начинается мультфильм со вступления. И тут авторы делают очень интересный и хитрый ход. Они берут вступительные стихи из поэмы "Руслан и Людмила" и экранизируют их в качестве вступления к мультфильму «Сказка о рыбака и рыбке». Для мультфильма это безусловный плюс, но, быть может, эта хитрость лишила нас советской мультипликационной версии самой поэмы, ведь тогда ее пришлось бы делать без вступления.
И вот из этого-то вступления взят кадр, вынесенный в заглавную иллюстрацию. Однако кроме прелестной, загадочной русалки во вступлении зрителю встретятся и другие персонажи: леший, колдун, ступа с бабою Ягой, царевна...
Это невероятно! Авторы так точно уловили образы, возникшие темными ночами в воображении мальчика Пушкина под воздействием рассказов старой няни Арины Родионовны, и так ясно вывели их на экране, что каждая картина проступает перед нами через пелену ночи, обретает объем, входит в наши жилища и сердца, пробуждает народную генетическую память.
Поэтому к основному сюжету зритель подходит уже с определенным настроением, с готовностью подружиться с героями, сопереживать им, принимать участие в действе, погрузиться в сказку.
Предполагаю, что для Пушкина дед и баба - это персонажи чисто аллегорические, но авторы мультфильма делают их предельно рельефными, доступными для детского восприятия.
Дед идет на берег старческой, шаркающей походкой, улыбается рыбке добродушной улыбкой.
Баба зыркает на него косым взглядом, характерно машет руками, ругается.
Динамика персонажей это отдельная тема в рассказе о мультфильме, как и музыка, как и колористическое решение!
Цвет в мультфильме просто завораживает! Он придает картинам блеск, яркость, живость.
Старик в сказке изображен добрым, но пугливым и это хорошо передано авторами мультфильма. Там, где нужны решительные слова, дед только руками разводит.
Удивился старик, испугался!
Вот с этого все и началось. Сначала корыто, потом избу, потом дворянство... и так до бесконечности. Прорва, одним словом.
Взгляните только, как старуха суетится, получив новую избу! Какое неприятное впечатление это производит! А ведь, казалось бы, ничего дурного еще не произошло. Но нет, в старухе уже проснулся коварный демон корысти. И вот старика снова посылают к рыбке. А он идет, думая, что может после этого его оставят в покое. Ах, какое опасное заблуждение!!!
Еще одним достижением авторов является оформление всяких сказочных превращений в мультфильме. Очень интересно наблюдать, как изба превращается в терем, а терем - во дворец. В статике этого, конечно, не видно, так что рекомендую смотреть мультфильм всей семьей.
Отдельно хочется сказать о фонах и второстепенных персонажах в мультфильме.
Второстепенные персонажи очень многочисленны, они делают мультфильм живее, раскрывают черты характеров главных героев. Забавляют маленького да и взрослого зрителя, пляшут, бегают, чирикают ))))
За корыто авторам отдельное спасибо!
Каковы красавицы! Уж и злит эта красота старуху. Ей-то никакие массажи уже не помогают! Да-да, в мультфильме старухе делают массаж лица! Характер у нее сильно подпортился, так нужно же хоть внешность "изобразить". Вот тоже очень современная деталь! Но, как уже говорилось, ни румяна, ни массаж не придают злому лицу очарования. А поэтому девушка получает пощечину, как бы в отместку за свою красоту. Ну... тоже очень понятно... Той же цели самоутверждения служат и костюмы старухи, нарисованные мультипликаторами с особой тщательностью.
И вот, дорастает старуха до царицы... А что же дед? Оставили его в покое? Как бы не так!
Сначала его на конюшню служить отправили, потом издевались всяко. А кто виноват?
Он сам посадил старуху на шею, сам создал этого монстра, не приструнил вовремя. А алчность это как трясина: засасывает чем дальше, тем больше. И однажды поддавшись, будешь ты служить ей без послаблений.
И вот, снова старик у моря. Но всему есть предел. Не знаю было ли старику стыдно, но мне за него как-то ну очень стыдно...
Мораль сказки очевидна. Будь умнее и сильнее своей "старухи"-алчности и ненасытности, смири тягу к материальному, иначе все погубишь, а сам превратишься в пугало!
Читатели совершенно справедливо отметили, что своими красками мультфильм отчасти обязан восстановлению. Скорее всего так оно и есть, и в данном случае должна сказать, что восстановление пошло мультфильму на пользу!
Вот такой обзор. Спасибо, что дочитали!