Найти тему

Кто-то считает этот фильм комедией, кто-то трагедией, а это просто жизнь, где есть все.

Один из истинно народных советских фильмов, в год своего выхода, в 1984 г., стал третьим по количеству зрителей в советском прокате, собрав 36 млн. зрителей, уступив лишь другому любимейшому советскому народному фильму "Любовь и голуби" и индийскому "Танцору диско". Фильм киностудии "Беларусьфильм" "Белые росы". Режиссер Игорь Добролюбов, автор сценария Алексей Дударев.

Фильм был признан по результатам опроса журнала "Советский экран" лучшей комедией 1984 г., а исполнитель главной роли Всеволод Санаев на XVII Всесоюзном кинофестивале был удостоен приза за лучшую мужскую роль.

В этом фильме есть все - комедия, трагедия, драма, мелодрама. Все как в реальной жизни, где есть место всему и о жизни самого незаметного человека можно написать самый слезоточивый роман. Главное, чтобы бы было кому написать. И вот сценарист фильма Алексей Дударев и оказался тем человеком, который соединил самые незамысловатые жизненные истории о жителях белорусской деревни Белые росы, а замечательные советские актеры под руководством режиссера Игоря Добролюбова воплотили это на пленке. Ну, и музыка Яна Френкеля, и стихи Михаила Танича.

В итоге получился один из самых любимых народных фильмов советского кино. Каким образом фильмы становятся народными любимцами - никто не объяснит. Или звезды так сошлись, или волшебство какое произошло - объяснять можно по разному, но повторить такое невозможно.

Простая история участника трех войн, ветерана труда, 80-ти летнего крестьянина Федоса Ходоса и трех его сыновей Андрея, Сашки и Васьки.

Федоса играет Всеволод Санаев.

Начав сниматься еще в 1934 г. в свою полную силу он вошел только в середине шестидесятых. Как Илья Муромец копил в себе актерскую мощь, опыт, мудрость. Сыграв в кино уже более 45 ролей второго плана от председателя колхоза и парторга завода до незабываемого Сиплого ( "а мы сифилисом по два раза болевшие" и "шлепнули Вожака, сволочь он оказался"), он нашел своего режиссера - Василия Шукшина.

Шукшин пригласил его в свой самый первый фильм "Живет такой парень", Но Санаев с недоверием отнесся к молодому режиссеру, который к тому же и сам сценарий написал. И потом жалел. Какой мог получиться великолепный дуэт у Санаева с Ниной Сазоновой в сцене сватовства. Но у же в следующем фильме Шукшина "Ваш сын и брат", лично для меня это лучший шукшинский фильм, Санаев уже играл главную роль старого сибиряка Ермолая Воеводина, отца трех сыновей ( совсем как в "Белых росах"). Конечно, "кержак" Ермолай Воеводин, это не "бульбаш" Федос Ходос, но очень много общего у них есть.

И вот после этих шукшинских фильмов и начался резкий взлет Всеволода Санаева, поставивший его в один ряд с другими русскими народными самородками, его сверстниками - Николаем Крючковым и Борисом Андреевым.

Заканчивается жизнь Федоса Ходоса. Жена, с которой прожил почти пятьдесят лет умерла, три сына уже скоро сороковник разменяют, деревня, где они живут идет под снос. И Федос не боится смерти. Ведь никуда от нее все равно не деться. И каждое утро выпив студеной колодезной воды рассказывает своему закадычному соседу Тимофею по прозвищу Гастрит ( уж больно язвительный характер у Тимофея), когда и как он умрет, и как его надо похоронить. Главное, умереть в среду, чтобы похоронив его в пятницу, народ смог спокойно гулять на его поминках все выходные. А в понедельник со свежей головой на работу.

-2

Гастрита играет Борис Новиков. Его присутствие придает этому, в общем- то очень драматическому фильму, незабываемый комедийный оттенок. Вначале предполагалось. что на роль Федоса будет приглашен Юрий Никулин. Но дуэт двух актеров с таким комедийным бэкграундом дал бы несерьезный перекос в общей атмосфере фильма. Поэтому на роль был утвержден Всеволод Санаев. Через несколько лет Санаев вернет должок Никулину. Он откажется от роли дедушки в фильме своего зятя Р. Быкова "Чучело" .

Но есть проблема, которая пока не позволяет Федосу умереть со спокойной душой. Средний сын Сашка вот уже пятнадцать лет болтается по свету. Сейчас он перебрался из Воркуты на "самый краешек земли" - остров Шикотан. А куда же он вернется, если деревню сносят: Ему же не достанется квартиры.

Три брата. "Было у отца три сына, старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак".Первоначально задумывалось. что все три брата - близнецы, тройняшки. Создатели фильма даже ездили в Ленинград, во Всесоюзный клуб близнецов, чтобы подыскать тройняшек. Тройняшек хватало, но надо же было еще и играть роли. Поэтому братьев сделали погодками.

Средний, Сашка, который так и сяк. Исп. М.Кокшенов
Средний, Сашка, который так и сяк. Исп. М.Кокшенов
И младший, "дурак " Васька. Исп. Н.Караченцов.
И младший, "дурак " Васька. Исп. Н.Караченцов.

И ведь у всех проблемы. Потому никак и не может Федос умереть спокойно. Андрей живет с "коброй", детей нет и не будет, не хотела поначалу "кобра" детей, а потом уже не не смогла.

Сашка болтается вот уже 15 лет по всей стране, ни жены, ни детей, ни дома. Хотя ждет его в деревне все это время влюбленная в него одноклассница, почтальонка Верка Федотова. Но самые большие, просто трагические проблемы у младшего - Васьки по прозвищу "Чунчабарабанча".

Прозвище это у него от старших братьев. У Андрея было прозвище Бара, у Сашки - Банча, а у Васьки - Чунча. И все они объединились в "Чунчубарабанчу" и приклеилось к Ваське. У веселого, бесшабашного сельского гармониста Васьки в семье жуткая драма. Жена Маруся не любит его и никогда не любила. А вышла она за него замуж, чтобы прикрыть свою беременность от Мишки Киселя, который уехал на заработки, мыть золото. Мишка и не знал, что Маруся от него забеременела, а Маруся, обидевшись,что Мишка не взял ее с собой, ничего ему не сказала и сразу же вышла замуж за влюбленного в не Ваську.

-6

И вот через шесть лет Мишка возвращается в деревню и Маруся все ему рассказывает. Она и Мишка по прежнему любят друг друга. У них, понимаш, така любов- такая любов, а Васька теперь никто - и не муж, и не отец, а так - жилец посторонний.

Марусю играет Галина Польских, Мишку Станислав Садальский. Старовата Галина Александровна для этой роли. Ее героине по фильму должно быть 35 лет, а актрисе было уже 44. Тяжеловесно она выглядит на фоне своих шустрых партнеров - Караченцова и Садальского. Какая-то замороженная, безэмоциональная нельма. Тут такие страсти африканские бушуют, а она как будто и не причем. Появился Мишка - хорошо, Васька сказал разводимся - не вопрос. Мишка свалил, испугался ответственности за Марусю и Галюню - молча ждем, когда Васька вернется. Или это авторский замысел такой? Или Польских не смогла? Лишней она тут кажется. Ничего бы не изменилось, если бы ее вообще не было.

Конечно, надо вспомнить и безусловный шлягер из этого фильма, веселую и драматическую одновременно, как и сам фильм, песенку Яна Френкеля на стихи Михаила Танича.

Простенькая мелодия, простенькие, но с глубоким смыслом стихи Танича. И очень напоминает другие стихи Михаила Танича на музыку уже Никиты Богословского в исполнении Валерия Золотухина из совершенно забытого фильма 1973 г. "Берега". Золотухин в том фильме играет несчастно влюбленного киномеханика.

Но к концу фильма вроде как все утрясается. Андрей решает бросить свою "кобру". Васька маленько, хотя и недостаточно, показав характер, возвращается к Марусе, которая, впрочем, так и не попросила у него прощения за свои взбрыки. Да и не не к Марусе он возвращается, а к любимой дочке Галюне ( однозначно Васька уже знает, что Галюня не его дочь), и как там дальше пойдет совсем неизвестно. Маруся же себя считает ни в чем невиноватой и рано или поздно Васька не выдержит.

В самом же порядке вернувшийся Сашка. Женил таки его отец на почтальонше Верке. Сели четыре мужика отметить Сашкин приезд, а Федос сразу к делу - давай, Сашка, женись. А Сашка ему - а давай, как найдешь невесту, так сразу. А чего ее искать, она этажом выше живет. Пошли, посмотришь на нее с балкона.

-7

Вот она самая лучшая сцена фильма. Именно, что тут мужчины, и именно, что малость выпив, решают глобальные жизненные вопросы быстро, легко и непринужденно, как и положено хозяевам своей жизни. Мужик сказал - мужик сделал. И все счастливы и довольны. В итоге честным пирком , да за свадебку.

Тут и помирать можно. На утро,после свадьбы Федос прощается с жизнью. Пора.

-8
— Ну, вот и все, — прошептал старый Ходас. — Пришел мой вечер. Уже нечего мне у тебя просить... Только спасибо сказать осталось... За то, что родился, за то, что мучился, радовался, плакал... За все...
И, как и прежде, старик медленно и торжественно прошел свой сад. Глухо падали спелые яблоки на траву. Как и прежде, стал спускаться к речке, в лас­ковый туман, смотрел на спокойное утреннее солнце, шептал:
— Верю в тебя, солнце наше! Пошли нашим детям тепла и света... Согрей их. Все на земле от тепла и света... От тебя, значит... Спасибо... Спасибо... Спасибо...

Вот так заканчивается фильм. Смерть Федоса нам не показывают. И правильно. Все и так понятно, а показ смерти выглядел бы слишком мелодраматично, испортив то светлое и щемящее чувство, которым заканчивается фильм.

Но на этом история Ходосов не заканчивается. Через двадцать лет Алексей Дударев написал продолжение этой истории, своеобразные "двадцать лет спустя". А в 2014 г. на киностудии "Беларусьфильм" сняли т.н. "сиквел" - "Белые росы. Возвращение", где рассказывается о судьбе сыновей Федоса Ходоса. Из ранее снимавшихся в "Белых росах" в этом "сиквеле" приняли участие "кобра" Ирина Егорова и Васька - Николай Караченцов. Но об этом во второй части.

Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.

Фильмы
42,9K интересуются