Как работают механизмы проекции и переплетения, как смешиваются различные контексты на примере.
Маленький мальчик пяти лет играет с другими ребятами, рядом на лавочке их мамы. Играя, он выкрикивает какое-то плохое слово. Взрослые это слышат, маме становится стыдно, она подходит к сыну и ничего не объясняя бьет его по губам со словами «еще раз такое услышу – получишь». Мальчик, тем временем, никому ничего плохого не сделал – никого не ударил, не проявлял агрессии. Для него это полная неожиданность и шок, усиленный тем, что ситуация развернулась на глазах у всех. Больно и обидно. Первая реакция — это слезы. Обиду и эмоциональную боль нужно прореветь. Мальчик начинает плакать, за что от мамы прилетает подзатыльник со словами «и нечего мне тут реветь». Он замолкает. Мама и наносит травму и прерывает движение энергии, которое выделилось в психике ребенка чтобы прожить её последствия.
У мамы и в мыслях не было наносить ребенку травму, она в этот момент могла быть просто не в ресурсе, чтобы по-другому отреагировать или искренне хотела сделать как лучше. Она может быть очень хорошей мамой в своем представлении. Человеческая психика - сверхсовершенный механизм, с идеально выстроенными защитами для выживания. Для того, чтобы жить дальше в моменте здесь и сейчас нужно просто отменить, стереть и забыть ситуацию с которой справиться невозможно, психика ребенка «скинет» этот недопрожитый травматический опыт поглубже в бессознательное.
И вот мальчик вырос в солидного молодого человека. Однажды на работе, на совещании, когда он излагал свои мысли коллега резко осадила его словами "хватит, достаточно коллега, мы вас услышали". И вдруг ни с того, ни с сего человек начинает испытывать чувства сходные с теми, что были в той травматической ситуации. Ком в горле, слезы накатывают, как будто по губам ударили, очень обидно. В этот момент молодой человек попал в ту самую травму. Психика подняла на поверхность чувства из того опыта, чтобы допрожить и завершить ситуацию. Но на уровне сознательного ума молодой человек не вспомнит, не проведёт параллель. Все детали того случая с мамой запечатлены в очень глубоком слое бессознательной памяти, как бы забыты. Психика поднимает травматичный опыт по частям. Он расщепленный – сначала чувства, потому что вся ситуация целиком болезненная, неприятная.
Обстановка рабочего совещания не позволяет молодому человеку хоть сколько-то заострить внимание на этом моменте, его психическая энергия уходит на то, чтобы просто подавить возникшие чувства. В этот момент образ мамы сместился на коллегу – ведь именно она выступила своеобразным триггером. Смещение или проекция образа мамы произошло бессознательно. В дальнейшем в отношениях с этой коллегой молодой человек совершенно неосознанно будет иметь неадекватно завышенные ожидания внимания, времени от нее, ему будет казаться, что она ему что-то должна. Выстроить на этом фундаменте гармоничные бизнес-отношения невозможно. На осознанном уровне у молодого человека будут постоянные конфликты, разочарования и претензии в отношениях с ней, которые он себе будет объяснять, чем угодно: её или своим непрофессионализмом, «плохим» характером или неудачей.
Здесь произошло смещение и переплетение контекстов. О том, что сработал механизм смещения нам расскажут чувства, сходные с теми, что были в травматичной ситуации. О том, что произошло переплетение контекстов, нам расскажут конфликты в отношениях.
Первый контекст: Мама и ребёнок.
Претензии и ожидания — это всегда к маме. Она большая, ребёнок маленький. Она даёт, он берет. В отношениях с мамой пятилетнему мальчику совершенно нормально запрашивать внимание, ожидать заботы, опеки, ожидать что мама будет все время рядом, требовать от неё этого внимания любыми доступными средствами. Внимание мамы - жизненно важно для ребенка. Это полностью адекватное поведение. Кого на самом деле ранила ситуация на рабочем совещании, ранили резкие слова до кома в горле, до слез? Ребенка, конечно. Здесь речь идет про внутреннего ребенка. Подробнее про внутренние образы и сценарии читайте в статье «Внутренняя Вселенная». Взрослого обидеть невозможно.
Второй контекст: партнерские бизнес-отношения.
Это уровень партнерских бизнес-отношений. Уровень равных и взрослых. Здесь нет места каким-то обидам, правила игры на этом поле открыты и известны. Это уровень договоренностей, получения взаимных выгод, прибыли, сотрудничества. Здесь место интеллекту, а не эмоциям. И тот факт, что подкатил ком к горлу и стали слезы душить, свидетельствует о том, что молодой человек «выпал» из контекста рабочих отношений и «провалился» в травму.
Путаница контекстов всегда деструктивна. В данном случае будет страдать карьера молодого человека. Вместо того, чтобы направлять энергию на рост, она будет уходить на обслуживание внутреннего конфликта. Больше проблем, меньше прибыли и удовлетворенности своей работой.
Данный пример очень простой, легкий, для демонстрации того, как работают психические механизмы смещения и переплетения. В жизни травмы гораздо серьезнее, а хитросплетения контекстов такие, что, иногда только в расстановке их можно увидеть и осознать.
В следующей статье я расскажу про то, как с этим всем работает расстановка.
Данный цикл статей посвящен тому, чтобы разобраться как работает Расстановка.
1. Про память
2. Про генетическую память
3. Внутренняя Вселенная. Механизм проекции
4. Первый базовый закон семейной системы
5. Контексты в бессознательном. Наши роли в различных системах
6. Механизм смещения. Путаница контекстов.