Найти тему

"Без Церкви можно спастись" и "Бог у меня в душе" - заблуждения 22-го века!

Доброго дня, братья и сестры. Всех с праздником Пресвятой Троицы! Сегодня - день рождения нашей Церкви, новозаветной Церкви, преемницы церкви ветхозаветной. И вот о церкви мы сегодня и поговорим. А точней, о теме неверности тезиса о спасении души без жизни в Церкви, в церковной общине, без Таинств и посещения церковных служб в Истинной Церкви (я не беру прочие собрания сект, протестантов и других направлений, которые не истинны, либо утратили истину). Данная позиция в обществе очень распространена и мнение о спасении без Церкви, без Таинств, то есть самостоятельно, единолично или как-то еще, но вне Церкви, очень укоренилось и дает свои плачевные плоды, что является очень опасным духовным обманом и заблуждением, стоящим целого, вечного спасения каждого, отдельно взятого человека и его бесценной души. Далее укажем почему это именно так и почему нельзя себя обманывать этой помутневшей завесой нынешнего века, которая пытается духом лукавым убаюкать нас, утвердить в нас веру, что и дома ты спасешься, если будешь просто хорошим человеком. Главное не убей никого. Эта уловка стара, как мир. Но в интернете, да и просто в общении с людьми сталкиваюсь с мнением "лично-одомашненного частного" спасения очень часто.

В данной статье я кратко укажу основные положения из святоотеческого предания (которое основано само собой на Писании) почему без Церкви и вне Церкви, а следовательно без Таинств через священство, спастись и войти в Царствие Божие нам не получится от слова НИКАК! А об этом думать, нам мирянам, все равно нужно, так как эта жизнь мимолетна и скоротечна, а Царствие Небесное вечно! О вечности надо заботиться уже сейчас. Иначе... Лучше не представлять что иначе..

Начать хотел бы статью со следующих слов, что Церковь есть "столп и утверждение истины" по словам Апостола Павла из его 1-го Послания Тимофею (3:15). Церковь не имеет лжи. Церковь вся правдива и истинна! Об этом же говорит и святой нашего века, праведный Иоанн Кронштадтский: "Святая Церковь – величайшее, святейшее, благостнейшее, премудрое, необходимое учреждение Божие на земле. Это истинная скиния Божия, которую создал Господь, а не человек – не Лютер, не Кальвин, или Магомет, или Будда, или Конфуций и другие подобные грешные, страстные люди. Церковь – Богом учрежденный союз людей, соединенных между собой верой, учением, священноначалием и Таинствами; это духовное ополчение Христово, вооруженное духовным всеоружием против вооруженного безчисленного полчища дьявольского"

Видите, только наша Церковь, православная, истинная, созданная Богом, Им охраняемая, только в нее нужно стремиться всеми правдами, каждый день и час! И не верить св. Иоанну, как и другим святым, я бы не стал.

Далее св. Иоанн дополняет приведенное выше утверждение такими словами: "Благодарю Господа и святую матерь мою Церковь, непорочную и нетленную Невесту Христову, что она указала, уравняла, угладила мне верный путь ко спасению, отсекши на соборах вселенских и поместных все ереси и расколы, которые могли служить крайним преткновением и препятствием ко спасению в Боге, что она мужественно, со славой победной отборолась со всеми гонителями веры и отстояла мне царский путь святой истины, вводящий в жизнь вечную; благодарю, что она сохранила все установленные Господом Таинства, ведущие меня верным путем ко спасению; благодарю, что она установила и учредила для меня боголепное Богослужение – это ангельское на земле служение; что она торжествует ежегодно все важнейшие события из земной жизни Господа моего и Пречистой Богородицы для должного и благодарного воспоминания неизреченных благодеяний нам Божиих, явленных в искуплении нас Сыном Божиим от греха, проклятия и смерти, и ежедневно в Божественной литургии представляет моему благоговейному вниманию всю земную жизнь Господа моего; благодарю, что она в ежедневном богослужении прославляет подвиги святых угодников Божиих и указывает мне в них живые примеры веры, надежды и любви к Богу и различные пути к вечной жизни; благодарю ее, святую матерь мою, за творения святых отцов и учителей Церкви, за их сладкие и душеспасительные словеса, оставленные нам в наследие как безценное духовное сокровище; благодарю за богоучрежденное священство, священнодействующее во Христе и Христом мое спасение, примиряющее меня с Богом, освящающее, утешающее, укрепляющее, пасущее меня и вводящее в ограду небесную". Знаете, друзья, хотел сократить данное утверждение, но не могу вырезать и слова из этого "острого меча правды". Праведный Иоанн более того БЛАГОДАРИТ Церковь, что уже давно нам услала путь спасения своими истинами, а ведь, представьте, какие ереси бушевали в Церкви, какие соблазны были: арианство, несторианство, македоний и уничтожение икон, и Церковь все это преодолела и предоставила нам все, для нашего спасения! Осталось только открыть в телефоне проверенный источник и не искушаться! А люди первых веков ввергались в погибель ереси, шли по топкому пути становления Церкви, канонов. Нам в этом плане должно быть несколько легче, что и говорит Иоанн Кронштадтский. И не просто говорит, но благодарит. Церкви и ее святым исповедникам, мученикам, святителям, богословам мы многим обязаны за наше спасение.

Ныне распространено мнение, что "я и без Церкви спасусь". Но для опровержения этого есть слово Василия Великого: Насажденные в доме Господнем, что есть Церковь Бога живого, те и там процветут во дворах Бога нашего (Пс. 91:14). А кто Боготворит чрево, или славу, или серебро, или другое что предпочитаемое им всему прочему, тот не поклоняется Господу, тот не во дворе святом, хотя бы и казался достойным видимых собраний.

Василий Великий точно и безаппелиционно указал, что спасуться только люди, отвергающие богатства мира сего суть тленные и обязательно пребывающие в церковной ограде. И вот еще замечание. Часто говорят, неужели не спасуться просто хорошие люди? Которые провели жизнь более-менее прилично? Может даже и милостыню давали. И не ругавшиеся матом. И жене не изменявшие. Указание святого Василия точное: " хотя бы и казались достойным видимых собраний". Если люди чураются Церковью Христовой и не насаждены в Доме Господнем то не смогут быть в Царствии Блаженном! Жестко, но правдиво. Зачем обманываться. И святой Василий нас не обманывает, предупреждает! Иначе смерть. Вечная!

Святой Иоанн Златоуст поучает нас: "Много может общение с Церковью, и кто не может сделать чего-либо сам собою, то сделает вместе с другими. Потому-то здесь особенно совершаются потребные молитвы о вселенной, о Церкви во всех пределах, о мире, о находящихся в опасностях. И Павел выражает это, когда говорит: «дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас» (2Кор. 1:11), т.е. чтобы воздана была благодарность многим"

Это к слову о том, зачем ходить в Церковь? Если можно и дома молиться? А к тому, что молитва в Церкви несравненнее сильнее, чем молитва дома, хотя домашняя молитва нужна и должна быть, безусловно! Но спасаться вместе, в Церкви и легче и приятнее, нежели поодиночке. Явно лучше плыть по океану бурь, горя и искушений вместе с братьями, чем пытаться барахтаться одному! Кто-либо из братьев, если не все сразу кинут круг спасения и протянут руку помощи. Как в аллегорическом, так и прямом смысле это говорю. Св. Иоанн напоминает, что только в Церкви молятся о всем мире, всех людях и наших насущных потребностях и только в этом предназначенном Богом месте молитвы более приятны Господу, так как по словам другого Великого Святителя - Григория: "Храм – это освященное место очищения для народа". Так же, в унисон святителям говорит и упоминаемый нами святой Иоанн Кронштадтский: "Церковь, вместе молящаяся, есть великая сила Божия, побеждающая полки демонские и могущая испросить у Бога всякий дар совершенный, всякую помощь, всякое заступление, избавление, спасение". Видите, Церковь, вместе молящаяся и побеждающая! А мы говорим, что и дома спасемся, дома ведь у нас "своя литургия". Не так ли?

Нет, не спасемся. Далее св. Иоанн Кронштадтский убеждает нас, что только, исключительно, монопольно, если хотите, в Церкви Христовой спасение, отрада и утешение: Спасение наше в Церкви, как в ковчеге Ноя, и нигде больше. «Если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). Церковь – мы, тело Христово, и Он, Христос, Спаситель тела; «мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его»  (Еф. 5:30). Дух Святой – Кормчий словесного корабля, Церкви. Только в Церкви, как в Ноевом ковчеге, можно спастись.

Кстати, примечательно, что многие наши православные храмы строятся в архитектурном стиле ковчега спасения, а так же есть иконы спасения в Церкви, как в ковчеге.

Церковь - это собрание спасающихся грешников, во главе которой Иисус Христос!
Церковь - это собрание спасающихся грешников, во главе которой Иисус Христос!

Так же сравнивает Церковь с кораблем или ковчегом спасения и святитель Тихон Задонский: "Уподобляется церковь Христова «кораблю», который на море мира сего плавает, и к тихому вечнаго покоя пристанищу стремится. Якоже бо корабль на море волнами, тако церковь Христова в мире сем бедами искушений непрестанно обуревается, но не погружается. Кормчий сего спасительного корабля есть Сам Христос, Сын Божий, «ветром и морю повелевающий» (Мф. 8, 26 и 27)".

Поэтому, очень важно попасть именно на этот корабль, идущий в Царствие Небесное, а не на мирской Титаник, который кажется только непотопляемым. Далее, еще одна фраза св. Иоанна о спасительном пути именно в лоне Церкви: "Помни, в каком святом, духовном, небесном, божественном союзе ты состоишь (разумею Церковь небесную и земную), союзе живом и самом тесном (причастие Святых Таин) с Самим Богом, с Богоматерью, с святыми Ангелами, со всем святыми человеками и с земной Церковью – со всей иерархией и верными христианами. (Состав проскомидии и литургии оглашенных и верных). Достигай этого союза и мудрствуй и чувствуй сообразно. «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе»  (Флп. 2:5)

Вот это, мы подзабываем точно, что Церковь не только включает этот видимый мир, но и мир Горний, и в Церкви мы вместе с Господом, Царицей Небесной, ангелами, архангелами и святыми и теми нашими сродниками, которые сподобились войти в рай Господний и ждут нас вместе в блаженной Вечности! Это забывать нельзя! Церковь - это и наши близкие, которых нет с нами в этом мире, но наша духовная связь не рвется смертью, благодаря Церкви Божией. Думаю, если бы мы хоть раз увидели, как Литургии молятся с нами ангелы, святые, которых мы (но все) не видим, то точно многие бы изменили свое отношение к Церкви. Но не все, как говорит Евангелие: "даже если мертвые воскреснут:... Увы, правда жизни.

Церковь земная и Церковь небесная
Церковь земная и Церковь небесная

В подтверждение моего вышеуказанного тезиса об единстве земной и небесной Церквей еще слово Иоанна Кронштадтского: "Какая тесная связь Церкви небесной и земной, какая любовь у Церкви! Смотрите: она непрестанно воспоминает, призывает в молитвах и прославляет за подвиги на земле, ради Бога подъятые, Церковь  небесную; молится непрестанно за Церковь земную и ходатайствует за умерших в надежде воскресения, жизни вечной и общения с Богом и со святыми. Необъятная любовь, величественная, божественная любовь! Будем входить в дух этой любви матерней Церкви нашей Православной и будем проникаться духом этой любви. Будем считать всех ближних членами своими, себя и их членами одного тела Церкви и деятельно любить их, как себя, тогда мы сами будем живыми членами Церкви небесной, и она будет деятельной и скоропослушной нашей помощницей и молитвенницей о душах наших"

Есть и такое искушение у нас, мирян, отрицающее начальствование какое-либо, да и не только в Церкви мол и священство сейчас не то уже, да и зачем мне кому-то подчиняться? Да и зачем эти священники нужны? РПЦ мне не нужно, у меня с Богом личные отношения. Данное полусознательное противление суть зачатки гордыни, требующие подавления и искоренения. Григорий Богослов четко отвечает на эти наши предрассудки: "как в теле иное начальствует и как бы председательствует, а иное состоит под начальством и управлением, – так и в Церквах (по закону ли справедливости, воздающей по достоинству, или по закону Промысла, все связующего) Бог постановил, чтобы одни, для кого это полезнее, словом и делом направляемые к своему долгу, оставались пасомыми и подначальными, а другие, стоящие выше прочих по добродетели и близости к Богу, были пастырями и учителями к совершению Церкви и имели к другим такое же отношение, какое душа к телу и ум к душе, дабы то и другое, недостаточное и избыточествующее, будучи, подобно телесным членам, соединено и сопряжено в один состав, совокуплено и связано союзом Духа, представляло одно тело, совершенное и истинно достойное самого Христа – нашей Главы"

Согласно рассуждает и святитель Тихон Задонский о том, как важно и нужно слушать глас Церкви, а равно и священства: "Понеже кто Церкве не слушает, тот, по словеси Христову, как «язычник и мытарь». И паки повторяю: кто Церкве не слушает, тот не есть сын Церкве; кто не сын Церкве, тому Христос не Пастырь; кому Христос не Пастырь, тот не Христова овца; кто не есть Христова овца, тот напрасно ожидает вечныя жизни. Понеже Христос обещает живот вечный: «овцы», рече, «гласа Моего слушают, и Аз знаю их, и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им» (Ин. 10, 27 и 28)"

Бог постановил одних начальствовать. Если Бог поставил Патриархом Кирилла, то значит так нужно, это Его святая воля, и поверьте, если б Богу не угоден был на тот момент митрополит Кирилл, то Господь сделал бы все, чтобы он либо не стал патриархом, либо был извержен, либо окончил дни свои быстро. Патриарх уже 13 лет патриаршествует и не нашего дело, почему он именно управляет нами, паствой. А мысли о "прогнившем" священстве, о грехах священства нужно отсекать. Почему? Подробнее я описал об этом в своей статье.

А вот и еще слова Ионна Златоуста, очень подходящие и актуальные для нас, мирян и для нашего времени (да и для других будущих и прошлых времен тоже): "Не говори мне, человек, что зрелище доставляет удовольствие; а лучше вразуми меня, не приносит ли оно вместе с удовольствием и вреда. И что я говорю о вреде? Оно не доставляет даже и удовольствия, как можешь видеть ясно из следующего. Возвращаясь из цирка, встреться с выходящими из церкви и разузнай обстоятельно, кто получил больше удовольствия: тот ли, кто послушал пророков, принял благословение, насладился поучением, помолился Богу о своих прегрешениях, облегчил совесть и не сознает за собою ничего преступного, – или ты, который оставил матерь [то есть, Церковь  Божию], презрел пророков, оскорбил Бога, ликовал с диаволом, слушал богохульников и ругателей, потратил время попусту и напрасно и не принес оттуда домой никакой пользы – ни телесной, ни духовной?"

Слова, обличительны, как огонь! Не так ли мы поступаем, всякий раз, "меняя" Церковь на футбол, клубы, развлекаловку-увлекаловку, диван с телевизором или ноутбуком и прочие тленнейшие прелести? Размер явно неравнозначный и не в нашу пользу, если не выберем Церковь. Обсуждению это не подлежит. Именно поэтому в Церковь нужно бежать. Всеми силами и способами. Мы более должны прибегать к спасительному источнику, источаемому Церковью по словам преп. Ефрема Сирина: "Духовный рай есть Церковь, в ней древо жизни – святой жертвенник примирения, источающий жизнь верным, возлюбившим жизнь. Итак, обогащайтесь, насладитесь дарами, какие уготовал для вас Отец, и все единогласно взывайте: хвала Благому, Который по любви Своей раздробил нам Тело Свое, чтобы насладились мы им!"

По теме еще важно вспомнить слова Господни из Евангелия:

1."Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие" (Ин. 3, 5). А где у нас крестят? Ответ очевиден. Причем только в Истинной Церкви, не в собрании баптистов, протестантов, старообрядцев, а в Церкви, той самой ругаемой многими, Русской православной Церкве. У тех самых, ругаемых и навешенных шаблоном"прогнивших" священников.

2. "Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни"

Опять вопрос, в какой Церкви для Причастия подаются Истинные Тело и Кровь Господня? Ответ тот же. И без Церкви Причастия быть не может. На дому оно может быть только в одном случае: когда тяжелобольного причащает православный священник. Больше способов мне неизвестно, как дома, в духовном затворе спастись...

3. "Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" Ин. 20:22. Видите, какая власть у Апостолов и их преемников (епископов и священников). Получить отпущение грехов можно где? Ответ очевиден.

Нам мирянам трудно признать, что противление священству, уход от Церкви бьет впервую очередь по нам, а нахождение в Церковной орбите подает одни блага. Назло кому-то мы спасение не сможем наследовать, если не будем ходить в Церковь, потому что "батюшки на меринах ездят" и "попы уже не те". Так точно не спасемся. И святые прямо об этом говорят. Как бы нам не льстили слуху раскольники и прочие проходимцы, как бы нам не нравились их речи "правдорубства", ничего хорошего это не сулит погибающей душе. Да и правдорубие их претворное и лживое, как фантик яркий, но внутри они суть не такие уж и добрые и пушистые. Примечательны слова Христа на эту тему: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты", Мф. 23:23.

Нам нужно всеми силами и усердием только начать располагать свое сердце к Богу, тянуть его к храму и однажды, сердце само вас потянет на дорогу к храму. И обменять Литургию в воскресенье на "гуляночку с пацанами" будет невыгодно по любому курсу обмена и ненужно даже. В данной статье впервую очередь себя наставляю и для своего спасения привел примеры пагубности отхождения от Церкви и сладости быть в общении с Богом в Церкви, ища спасения, ползти, пусть медленно, оступаясь, но ползти ко Христу, тянув каждый свой крест. Чего желаю и всем своим братьям и сестрам.

В заключении полезные ссылки, с источников которых черпал информацию:

Слова Иоанна Кронштадтского о Церкви;

Слова святителя Тихона Задонского о Церкви;

Слова Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова о спасении в Церкви;

Книга отца Георгия Максимова: "Вне Церкви нет спасения!";

Ответы современных священников о погибели вне Церкви;

Статья иеродиакона Питиртма (Ануфриева).

Советую, с целью просвещения, почитать эти труды, очень духополезно будет, поверьте.

Храни вас, Господь. С праздником!