Люди, жившие тысячелетия назад, не были глупее нас. Стоит в Индии нержавеющая железная колонна, отлитая в далёком прошлом, найдены в гробницах фараонов «аккумуляторные батареи», служившие египтянам источниками электричества для внутренних работ в пирамидах.
Всё это вещи, напоминающие нам об искусных мастерах ушедших веков.
Изучая античные корабли, специалисты обнаружили медные листы, приколоченные гвоздями (из того же металла) к подводным частям судов. Так древнеримские судостроители уберегали медь от разложения природным электролизом. Откуда корабелы узнали о гальванопластике, неизвестно.
Клеопатре преподносились подарки – культовые вещи, покрытые позолотой или посеребренные. Эти предметы невозможно было изготовлять без применения той же гальванопластики и электричества.
Аккумулятор – источник постоянного тока, и, пропуская его сквозь солевой раствор благородного металла, мастера древности получали тончайший защитный слой на вещи, опущенной в эту жидкость (электролит) и подсоединенной к катоду (минусовому электроду).
Официально метод гальванопластики открыт в 19 веке. В этом поусердствовал Борис Якоби, порекомендовав использовать гальванический ток в промышленности. При содействии академика был построен 1-й гальванопластический завод Петербурга.
А устройство, похожее на источник тока (БП), нашли и в Багдаде (в 1936 году) – то был сосуд из глины с медной чашей внутри. Смоляная прокладка отделяла железный брусок от цилиндра. Не сохранился электролит, но перед глазами археологов предстал древнейший щелочной аккумулятор – гальванический элемент. Залив винный уксус в него, исследователи получили электроток напряжением 0.5 Вольта. Сила тока была до пяти миллиампер. Соединяя такие батарейки последовательно или параллельно, багдадские умельцы повышали напряжение или мощность, требуемые для гальванопластики.
Споры между учеными о том, где первыми начали использоваться «аккумуляторы» древности, не решен. И древнеегипетские мастера, и багдадские уже не расскажут этого. Но осаждение золота в солевом растворе было известно и тем, и другим без применения гальванометров.