Сегодня куда ни посмотри – сплошь и рядом огромные внедорожники и полноразмерные кроссоверы. Среди последних чаще всего можно встретить представителей марки Toyota. Как правило, это такие аппараты, как Rav4 и Highlander. Но, справедливости ради, стоит отметить, что у данной марки есть и другие не менее популярные модели, такие, как Hilux, Fortunerи две великолепные, монументальные и вечные, во всех смыслах этого слова, автомобиля – легендарные Land Cruiser и Land Cruiser Prado. В этой статье мы поговорим о старшем брате.
Первое поколение. 1951-1955 г.в.
В 1950 году на заводе Toyota было организовано обслуживание, ремонт и сборка машинокомплектов автомобилей Jeep BJ. Через год, в 1951 году конвейер покинул первый автомобиль Toyota BJ. Автомобиль во всём повторял Jeep BJ, за исключением качества сборки и подгонки деталей.
Внедорожник, движимый 3.4-литровым мотором мощностью 85 л.с., получился очень крепким благодаря элементам, позаимствованным у грузовиков, и блестяще показывал себя на бездорожье. Пару силовому агрегату составляла 3-ступенчатая МКПП. Понижающая передача на BJ, в отличие от «Виллиса», предусмотрена не была.
Через год, в 1952 году компания Jeep подала иск в суд на компанию Toyota из-за нарушения авторских прав на название BJ. В 1953 году модель получила имя Land Cruiser. Как сказал автор этого названия Хендзи Умэхара: "В Англии у нас был ещё один конкурент - Land Rover. Мне нужно было придумать название, не менее звучное, чем у наших конкурентов. Поэтому я решил назвать машину Land Cruiser.
Второе поколение. 1955-1960 г.в.
При создании второго поколения инженерами компании Toyota уделяли внимание увеличенному комфорту автомобиля и более привлекательной гражданской внешности. Линии экстерьера стали более плавными, а салон, ставший просторнее, обзавёлся кондиционером.
Под капотом внедорожника разместился двигатель от модели BJ, впоследствии заменённый на двигатель серии F объёмом в 3,9 литра, выдававший на колёса сначала 105 л.с., а потом и все 125 "коней".
Land Cruiser 20 имел несколько вариантов исполнения с разными кузовами и колёсными базами.
Третье поколение. 1960-1984 г.в.
Дизайн второго поколения оказался настолько удачным, что на следующем поколении он претерпел всего лишь незначительные изменения.
В плане техники - изменений было куда больше. В первую очередь, на автомобиле появилась понижающая передача. Так же в моторную гамму к двигателю F с 20 серии добавились дизельные агрегаты объемами от 3.0 до 3.6 литров. Трансмиссия была представлена 3-скоростной «механикой», а с 1974 года – 4-скоростной.
«Крузер» полюбился покупателям во всех странах и быстро завоевал популярность, а одно время вообще был самым продаваемым автомобилем в США. 40-ой производился на протяжении 24 лет.
Четвёртое поколение. 1967-1979 г.в.
В "Крузере" 55-ой серии комфорт был поставлен во главу угла. Построенный на прочной раме внедорожник ещё подрос в размерах , при этом его салон напоминал легковой автомобиль.
К выбору покупателям предлагались автомобили с откидным задним бортом и открывающимся задним стеклом и задними распашными дверями.
Среди доступных силовых агрегатов на общем фоне выделялся двигатель 2F. Его мощность составляла 135 л.с. Это был первый Land Cruiser, предложенный в комплектации "Comfort-oriented".
Пятое поколение. 1980-1989 г.в.
Разработка преемника TLC FJ55 началась ещё в 1976 году под руководством инженера Хироси Осавы, а дебют TLC 60 состоялся 4 года спустя.
Внедорожник 60-ой серии имел впечатляющие по сравнению с предшественниками габариты: колёсная база составила 2730 мм, а салон "Крейсера" впервые за всю всю свою историю обзавёлся третьим ряядом сидений. Рессорная подвеска стала значительно мягче, чем раньше, а ещё больше комфорта создавали прогрессивные сиденья с улучшенной боковой поддержкой и электростеклоподъёмники. Гамму двигателей составляли:
Бензиновые двигателя были как карбюраторные:
2F - 4.2 л. R6 (140 л.с.) - 08.1980-08.1984
3F - 4.0 л. R6 (155-145 л.с) - 08.1984-1988
Так и инжекторные:
3F-E - 4.0 л. R6 (EFI с электронным управлением) - 08.1988-12.1989
Дизельные двигатели:
3B - 3.4 л. R4 (98 л.с.) 08.1980-12.1989
2H - 4.0 л. R6 (115 л.с) 11.1984-12.1989
Турбодизельный:
12H-T - 4.0 л. R6 (135 л.с.) 10.1985-12.1989
В 1987 году модель претерпела небольшой рестайлинг, который одарил Land Cruiser 60 новыми вариантами окраски, более широкими колесами и квадратными парными фарами взамен одиночных круглых.
Шестое поколение. 1984-настоящее время
TLC 70 является прямым наследником "Сорокового Крузера" и самым настоящим "Последним из магикан" по части бездорожья. Для него определяющим фактором является не роскошь и комфорт, а такие два кита, как проходимость и надёжность. Данное поколение было представлено в шоу-румах в двух вариантах - трёхдверный кузов и пятидверный, носивший название "Prado". Впоследствии, Land Cruiser Prado в 1990 году стал самостоятельной моделью. О нём мы поговорим в отдельной, посвящённой ему статье.
После рестайлинга в 2007 году автомобиль выпускается и по наши дни. Внедорожники и пикапы TLC 70 предлагаются на рынках Японии, Австралии и других странах. Автомобиль оснащается атмосферным дизелем объёмом 4,2 литра (131 л.с.) и и бензиновым двигателем объёмом в 4,0 литра, выдающим 228 "лошадок".
Седьмое поколение. 1990-1997 г.в.
Дебютировавший в 1990 году "Девяностик" вызвал волну культурного шока у публики. Он не был похож ни на что, что ранее выпускала Toyota. Дизайнеры придали ему абсолютно новый внешний вид, имевший в арсенале достаточно много плавных обводов, линий и скруглённых изгибов, которые заставили модель выглядеть свежо.
На новинке были установлены электронные блокировки дифференциалов - двух межколёсных и одного межосевого. В движение "Крейсер" приводила целая гамма двигателей:
Бензиновая рядная "шестёрка" объёмом в 4,0 литра. Этот двигатель практически без изменений перебрался в 80-ку с 60-Series. Он был оснащён системой впрыска топлива и выдавал на колёса 155 лошадиных сил. До 1992 года устанавливался на автомобили, продаваемые в Австралии.
Бензиновый карбюраторный двигатель объёмом в 4,5 литра и мощностью 190-205 л.с. С 1992 до 1997 года "Крейсеры", оснащённые им, продавались на китайском, арабском и африканском рынках.
Отличался о 1FZ-F наличием инжектора и увеличенной мощностью 205-215 "коней". Популярный и надёжный двигатель, который был представлен на всех мировых рынках до 2008 года.
Время прихода на рынок TLC 80 было ознаменовано появлением двух новых дизельных двигателей нового поколения. Рядные шестицилиндровые дизеля с вышеуказанными индексами получили стенки между цилиндрами большей толщины. все детали, не подвергавшиеся сильным нагрузкам, были выполнены из высокопрочной пластмассы.
Нововведения позволили уменьшить габариты и вес двигателя, но при этом не сказались на его надёжности и надёжности. Оба имели объём в 4,2 литра. 1HZ - атмосферный дизельный дизель мощностью в 120-135 л.с., 1HD-T - турбодизель, развивавший 165 "кобыл".
Toyota 1HD-FT
Toyota 1HD-FT. Модернизированная 24-клапаная версия турбодизеля 1HD-T. Данный двигатель устанавливался на автомобили 1995-1997 годов выпуска, имел объём в 4,2 литра и выдавал на колёса 170 сил.
Восьмое поколение. 1998-2007 г.в.
Публичный дебют TLC 100 состоялся в 1997 году, а уже в 1998 году за внедорожником выстроились километровые очереди по всему миру. К моменту выхода в свет 100-ки прошло почти 50 лет, но при этом инженеры Toyota не отняли ни грамма надёжности у автомобиля. В его начале по-прежнему стояла рама, но уже современная, с ударопоглощающими элементами, но не менее крепкая.
По сравнению с 80-ой серией, у "Сотого" была перенастроена независимая подвеска всех колёс и тормозная система, был снижен уровень шума в салоне и вибраций, а также появились новые моторы в линейке. Теперь гамму двигателей составлял 4,5-литровая бензиновая рядная шестёрка, V8 4,7 л 2UZ-FE, а так же дизельными двигателями объёмом в 4,2 литра в атмосферном исполнении, в варианте с турбиной, а также с двумя турбинами мощностью 131, 204 и 250 л.с. соответственно. Агрегатировались такие двигатели 4-диапазонной АКПП и 5-ступенчатой МКПП.
Особняком в модельном ряду стоял Land Cruiser Cygnus, имевший самое богатое оснащение и измененный дизайн передка. В 2003 году был произведен рестайлинг, и «сотый» обзавелся новой оптикой и бамперами, а так же иной отделкой салона.
Девятое поколение. 2008-2020 г.в.
Toyota Cruiser 200 - это огромный рамный внедорожник, выпускающийся с 2008 года в Японии.
Автомобили для России оснащаются бензиновым двигателем объемом 4,6 литра и мощностью 309 л. с., а также 4,5-литровым турбодизелем, развивающим 249 л. с. Коробка передач — шестиступенчатая автоматическая, в салоне машины может быть пять или семь мест.
До 2012 года на наш рынок поставлялись машины с 4,7-литровым бензиновым мотором 3UZ-FE (288 л. с.) и пятиступенчатым «автоматом». На американском рынке автомобиль также предлагается с 5,7-литровым бензиновым двигателем 5UR-FE, развивающим 386 л. с.
Модель пережила 2 рестайлинга в 2012 и 2015 гг.
Десятое поколение. 2021 - настоящее время.
Toyota Land Cruiser 300 - это большой рамный внедорожник, десятое поколение которого выпускается с 2021 года в Японии.
Автомобиль оснащается турбированными моторами V6: бензиновым мощностью 415 л. с. или дизельным мощностью 299 л. с. У всех версий «Toyota Land Cruiser 300» — десятиступенчатый автомат, полный привод с блокировкой центрального дифференциала, а в некоторых версиях есть ещё и блокировки обоих межколёсных дифференциалов.
Пока в России продаются только внедорожники с пятиместным салоном, но позже на рынок выйдет и семиместный Land Cruiser 300.