Найти тему

«Верующие церковные люди жили, как говорят теперь, во внутренней эмиграции»

Особой частью праздника Института дистанционного образования в честь 30-летия ПСТГУ, состоявшегося 4 июня, стали воспоминания ректора университета протоиерея Владимира Воробьева о жизни верующей интеллигенции в советские времена. Воспоминания, которыми отец ректор поделился с гостями на празднике, хочется сохранить отдельно - и мы их сохраняем:

«Моя семья жила очень счастливо во все времена, потому что все друг друга любили, были честными, хорошими людьми, молились Богу. Но жизнь, конечно, была очень страшная. Я думаю, почти у всех священников, которые служат сейчас в Церкви, среди предков кто-то был репрессирован, может быть, даже расстрелян. У меня тоже: мой дед Владимир Николаевич Воробьев был благочинным в Москве, его три раза сажали в тюрьму, потом в тюрьме он умер. Меня назвали в его честь.

Жили мы в коммунальной квартире на пятом этаже без лифта в маленькой комнатке, вчетвером. В квартире были разные люди – и пьяницы, и бывшие чекисты, которые писали на нас доносы, потом к нам приходили из НКВД проверять родителей. Приходилось, конечно, прятать иконы – одна икона у нас висела всегда, остальные были спрятаны в шкаф, и когда мы молились, мы открывали этот шкаф как киот. Напоказ ничего делать было нельзя, даже в школу крест носить, - если увидят, будет скандал, неприятности. Еще когда мне было лет шесть, мама сказала: «Никогда никому ничего не рассказывай о вере, и вообще о том, что у нас дома, потому что иначе нас с папой посадят в тюрьму». Так что мы привыкли с детства молчать, такая конспирация была уже в генах.

Помню, все вступали в комсомол, и меня стали тоже заставлять туда вступать, буквально тянули за руку в кабинет, где сидел секретарь ЦК ВЛКСМ. Я пришел домой и спросил, как мне быть, что говорить? Меня научили: когда тебя начинают туда тащить, про себя читай 90-й псалом. И я так и стал делать, и действительно, все отстали от меня. Мне говорили, что я не поступлю в университет, раз я не комсомолец, - но я поступил, и был единственным не в комсомоле среди студентов. Учился я хорошо, но у нас был государственный экзамен по истории ЦК КПСС, я подучил эту историю, ответил на все вопросы, когда какой был съезд, что на этих съездах решали. Тогда экзаменатор стал листать мое личное дело, нашел, что я не комсомолец, и поставил мне тройку. Поэтому меня не хотели брать в аспирантуру, но потом взяли.

Так мы и жили, с Божьей помощью все было хорошо и благополучно. Но в Церкви тогда, как я уже сказал, были одни бабушки, молодежи, детей почти не было, и нас, молодежь, которая в храм приходила, наш духовный отец, протоиерей Всеволод Шпиллер благословил проходить в алтарь, чтобы не привлекать к себе внимание: ты незаметно в алтарь шмыгнул и там стой, пока все не уйдут. В алтаре с отцом Всеволодом молиться было великое счастье и школа настоящая.

Когда отец Всеволод благословил меня на священство, он сказал: я благословить-то могу тебя, а как ты можешь стать священником, я не представляю. Я был кандидатом наук, и все дороги для меня были закрыты: без духовного образования нельзя было получить рукоположение, а в семинарию нельзя было поступить со светским образованием. Я пробовал устроиться истопником, сторожем, дворником в какой-нибудь храм, потому что в семинарию можно было поступить только из какого-нибудь церковного учреждения. Но меня никуда не брали, потому что везде старосты были поставлены уполномоченным по делам религии, отчитывались в исполкоме, и знали: если возьмут на работу кандидата наук, им достанется от начальства.

Но тогда был обычай, который есть и сейчас: все московские священники должны были время от времени говорить проповедь в патриаршем Богоявленском Елоховском соборе. Священник Николо-Кузнецкого храма отец Александр Куликов однажды был приглашен в Елоховский собор, сказал проповедь и в алтаре встретил старосту. Это был Николай Семенович Капчук, в эпидемию ковида он перешел в мир иной. Он был с Западной Украины, видимо, прошел войну, у него было орденов до колен, даже невозможно было себе представить, как он мог получить столько орденов. У него была черная «Волга» с желтыми фарами, а такая «Волга» могла быть только у людей, которые работают в правительстве. Так что мы понимали, что у него были очень хорошие связи и репутация у власть имущих. И вот отец Александр спросил его: «Николай Семенович, вам алтарники нужны?» – «А что, у тебя есть? Ну давай» – «А если кандидат наук, вы возьмете?» – «Ну давай». Ему было все равно, не страшно. И я стал алтарником в Елоховском соборе.

Николай Семенович был, по-видимому, из одной деревни с епископом Владимиром (Сабоданом), ректором Московских духовных школ, и тот иногда приезжал к старосте поговорить, отдохнуть. И староста спросил его, нельзя ли алтарника взять в семинарию? Между службами я в алтаре что-то подметаю и чищу, и вдруг входит владыка Владимир: «Вы хотели поступить в семинарию, кажется?» – «Да» – «Но это невозможно сделать, вас не примут». Я молчу. «Но есть один способ: мы принимаем документы до первого августа, то есть до пяти часов вечера тридцать первого июля. В конце дня к нам приезжает чиновник из Совета по делам религии, и все документы, которые мы приняли, увозит на проверку. Если ваши документы попадут на проверку, их выкинут и вас точно не пропустят. Но эти чиновники – люди советские, работают до пяти часов, поэтому в пять часов они уже хотят быть на Московском вокзале и от нас уезжают в четыре, а мы еще целый час принимаем документы. Вот если в этот час вы подадите документы, они уже не попадут в Совет по делам религии. Но только после этого вы сразу уезжайте из дома и не показывайтесь домой до тех пор, пока мы вас не зачислим.

Я так и сделал, меня зачислили, я приезжаю домой, а почтовый ящик полон бумаг из военкомата – срочно, немедленно на сборы, именно в те дни, когда у меня экзамены в семинарии, хотя раньше меня никогда никто не вызывал на военные сборы. Вот так я поступил в семинарию.

-2

И так же меня потом рукополагали. Хотя ты и отучился в семинарии, тебя с высшим светским образованием и степенью все равно не рукоположат, потому что все документы проверяет уполномоченный. И пришлось уполномоченного обмануть, в этом мне помогли ректор и инспектор семинарии и Академии. Но зато, когда меня уже рукоположили, уполномоченный не позволял меня назначить в храм, и долгое время я был без назначения. Наконец отец Матфей Стаднюк, секретарь Патриарха, вызывает меня и дает указ патриарха, что меня назначают в штат такого-то храма. «Но это, наверное, временно, вы зайдите к уполномоченному». Я иду к уполномоченному, меня проводят в огромный темный зал, на высоком президиуме стол, покрытый зеленым сукном, откуда-то сбоку появляется уполномоченный по Москве. Ему приносят дела в нескольких папках – все про меня, видимо. Он начинает их листать. «Что это, у вас отец преподает в университете?» – «Да» – «И мать преподает в школе? И вы университет кончали?». До того, что я кандидат наук, он не дошел. Я напрягаюсь изо всех сил, чтобы не рассмеяться на это все, надо качать головой, что все ужасно, плохо… «Ну вот что, вы понимаете, каким доверием вас облекают партия и правительство? В нашей стране директор завода, директор института, даже в правительстве никто не может выйти и говорить, что он хочет, – он должен заранее представить текст на проверку. Только священники выходят на амвон и говорят что хотят!»

«Ну вот идите в храм, служите, а через месяц приходите ко мне сюда и расскажете мне все про всех, как будто я сам там побывал. Если придете, я вам дам регистрацию». То есть, иначе говоря, становитесь осведомителем.

Я попрощался, ушел и больше не пришел. Через пять месяцев меня выгнали из храма на улицу, ведь я регистрацию не получил, хотя указ был о постоянном служении.

Когда меня, в конце концов, назначили на Преображенку служить… Вы знаете, где в Москве Преображенка находится? Наверное, нет. Это маленький храмик около Преображенского кладбища, и ворота его выходят в узкий переулочек, который тупиком кончается на кладбище. Вход в переулочек с одной стороны, и вот на Пасху этот переулочек перекрывает милиция и пропускает только бабушек. А ко мне уже молодежь ходила, и мне передают через какую-то бабушку: «Отец Владимир, там не пропускают Машу Ильяшенко, матушку отца Александра». Я выхожу, говорю: «Это наши прихожане, пропустите, пожалуйста» – «Нам не приказано» – «Они к нам ходят постоянно, сегодня Пасха, пропустите» – «Но я говорю вам, нам сказано не пропускать» – «Где ваш начальник, офицер?». Подхожу, говорю: «Я священник, служу в храме, это наши прихожане, пропустите» – «Нет, нельзя» – «Ну хорошо, тогда скажите мне вашу фамилию». «Зачем?» – «Это дочка благочинного в Финляндии, я сообщу завтра в Финляндию, что вы не пропускаете». Пустил тогда. После этого меня допрашивали кэгэбэшники, сказали, что я «Маленький Дудко»: раньше в этом храме служил отец Дмитрий Дудко, который прославился своими вопросами и ответами, его посадили в тюрьму, и теперь, значит, я был на очереди. Потом меня вызвали в исполком и выкинули из храма, но не на улицу, а в другой храм.

Такая была жизнь, так было во всем. Когда собирался какой-то семейный праздник, приходили немногочисленные гости – все друзья, которые назывались между собой «недобитая интеллигенция», верующие церковные люди, которые жили, как говорят теперь, во внутренней эмиграции, полуподпольной жизнью. Все работали, наукой занимались, преподавали, но в партию не вступали. Их уважали, любили, но не давали ходу.

Надо сказать, мы как-то привыкли с детства к этому и особенно не страдали. Мой отец заканчивал историко-филологический факультет еще по дореволюционной программе, учился лично у Ильина, Франка, великих наших религиозных философов, но работать по специальности не мог, многие годы преподавал английский язык. А после войны, когда мы полмира считали своим, Сталин понял, что без религии, без философии нельзя дальше жить. После революции философский факультет был уничтожен – философия была не нужна. А оказалась нужна: все-таки везде она есть, а у нас ничего нет, не только факультета, но и людей, которые ее знают. Тогда стали разыскивать выпускников, нашли моего отца и пригласили на факультет. Но преподавать марксизм он органически не мог и преподавал логику и говорил, шутя «У нас на факультете есть только два порядочных человека – Асмус и я» (профессор Валентин Асмус, отец протоиерея Валентина Асмуса, тоже был беспартийным).

-3

Мы очень дружили, помогали друг другу всегда. Наши прихожане частенько дают понять, что зарплата маленькая, машины нет, квартира маловата. Мне всегда это чудно услышать, потому что я в молодости спал на раскладушке в нашей маленькой комнатушке, и надо было вовремя утром вскочить, все убрать, чтобы люди могли ходить по комнате. Но как-то мы жили и считали, что мы живем очень хорошо на советскую зарплату, о машине я даже не мечтал, такое было невозможно, но мы не чувствовали себя ни бедными, ни обездоленными.

Очень было тяжело видеть некоторые вещи. Я однажды попробовал на Пасху к заутрене пойти в храм святителя Николая в Хамовниках: подходим около одиннадцати часов к храму, он окружен кольцом милиции и комсомольцев, когда мы подходим к воротам, нам ничего не говорят, просто дают пинка и отбрасывают – не пускали в храм. Это было, конечно, неприятно очень.

Плохо было то, что нигде нельзя было купить Евангелие, только достать по знакомству. Слушали, напряженно ловили «Голос Америки», BBC, и нужно было исхитриться, чтобы через помехи что-нибудь услышать из европейского мира: там выступали и отец Антоний (Блум), и отец Александр Шмеман, и владыка Василий (Родзянко), очень интересные были беседы, но услышать почти ничего было невозможно, в Москве передачи глушили. Это, конечно, было грустно – чувствовалось, что свободы нет.

Мы перепечатывали книжки на машинке, закладывали в машинку пять слоев папиросной бумаги и перепечатывали. Однажды мне принесли толстую книжку отца Михаила Польского «Новые мученики Российские», зарубежное издание (если поймают с ней, то могут и посадить). Мне на одну ночь ее дали почитать. Я соорудил штатив с фотоаппаратом и всю ночь ее переснимал – прочитать ведь не успеешь, а потом можно прочитать и еще кому-то дать. Она где-то даже до сих пор хранится, эта книжка.

Вот такая была жизнь. В общем, интересная».