Найти тему

Почему укрепление рубля выгодно для российской экономики, и какой курс сейчас оптимален?

По данным Росстата, в России ВВП в апреле2022 года снизился на 3%. В экономике наблюдается снижение внутреннего спроса. Президент В. Путин также неоднократно высказывался о необходимости поддержки спроса в экономике. При этом в ЦБ РФ сделали неожиданный вывод о том, что спрос снизился из-за укрепления рубля (https://russian.rt.com/business/news/1010736-cb-inflyaciya-rossiya). А Э. Набиуллина даже утверждала, что надо «убрать избыточный спрос» и «люди слишком много потребляют». Т.е. очевидно по мнению главы ЦБ, внутренний спрос это плохо, хотя это противоречит экономической теории, которая утверждает, что предложение зависит от спроса, и бороться со спросом это все-равно, что бороться со всей экономикой. В качестве примера можно привести Китай, где благодаря восстановлению внутреннего спроса прибыль ведущих промышленных предприятий в январе-июле 2021 г. выросла на 57,3% (http://russian.news.cn/2021-08/27/c_1310152545.htm).

На самом деле укрепление рубля не снижает спрос, он снижается из-за девальвации рубля, а также повышения ключевой ставки. Из-за того, что в марте 2022 года курс доллара достигал 120 Р. цены выросли, что и привело к снижению спроса. Кроме того, если в период с августа 2020 года по март2021 года ключевая ставка была 4,25%, то с 10.06.2022 года она составляет 9,5%, т. е. в 2,2раза выше, что приводит к удорожанию кредитов для предприятий и потребителей, это тоже снижает спрос и повышает издержки предприятий.

Укрепление же рубля, напротив, увеличивает спрос. Это можно четко увидеть на примере российского авторынка (см. таблицу).

Стоит отметить, что автомобилестроение - это одна из ключевых отраслей экономики. Если растет авторынок, то по цепочке будут расти десятки смежных отраслей, увеличится занятость и налоговые поступления. Так было в США во время Великой депрессии 1930-х, когда растущий авторынок вытянул всю экономику. И наоборот, снижение авторынка приводит с падению смежных отраслей, сокращению занятости и налоговых поступлений.

Таблица. Динамика российского авторынка и его зависимость от курса рубля.

Годы — Продажи новых автомобилей в РФ (тыс. шт.) -

Курс рублю к доллару на 1 января соответствующего года.

2007 г. – 2362 тыс. шт. – 26 Р./$.

2008 г. – 2930 тыс. шт. – 24 Р./$.

2009 г. – 1465 тыс. шт. – 30 Р./$.

2010 г. – 1910 тыс. шт. – 29 Р./$.

2011 г. – 2653 тыс. шт. – 30 Р./$.

2012 г. – 2938 тыс. шт. – 31 Р./$.

2013 г. – 2777 тыс. шт. – 30 Р./$.

2014 г. – 2491 тыс. шт. – 33 Р./$.

2015 г. – 1601 тыс. шт. – 59 Р./$.

2016 г. – 1425 тыс. шт. – 73 Р./$.

2017 г. – 1596 тыс. шт. – 61 Р./$.

2018 г. – 1800 тыс. шт. – 57 Р./$.

2019 г. – 1671 тыс. шт. – 69 Р./$.

2020 г. – 1513 тыс. шт. – 61 Р./$.

2021 г. – 1574 тыс. шт. – 74 Р./$.

2022 г. (январь-апрель) – 293 тыс. шт. – 74 Р./$.

Как видно из таблицы, самыми успешными годами для российского авторынка были 2008 и 2012, когда было продано 2930тыс. и 2938 тыс. автомобилей. Курс доллара на 01.01.2008 г. был 24 Р., а на 01.01.2012 г. - 31 Р., т. е. рубль стоил в 2 раза дороже, чем сейчас (57Р/$).

Объясняется это тем, что благодаря более дорогому рублю в экономике был высокий внутренний спрос, который стимулировал быстрое развитие экономики. Важно отметить и то, что экономика России преимущественно ориентирована на внутренний рынок, а не на экспорт, и для внутреннего рынка производится более 80% ВВП. Поэтому для предприятий, преимущественно работающих на внутренний рынок, дорогой рубль предпочтительнее, т. к. он способствует увеличению спроса на выпускаемую продукцию.

Однако в 2015году из-за того, что ЦБ допустил резкое падение рубля, сократился внутренний спрос, и авторынок рухнул. Падение авторынка в2015 году по отношению к 2012 году составило 45%. Ушли ключевые инвесторы («Ford», «GM» и др.). Упали десятки смежных отраслей, сократилась занятость и налоговые поступления, прозвучала «знаменитая» фраза: «Денег нет сейчас, но вы держитесь!». Напротив, в 2018 году наблюдалось оживление авторынка благодаря некоторому укреплению рубля в том году.

Отметим, что в недавнем исследовании «Индекса Биг-Мака» рубль оказался одной из самых недооцененных валют, а реальный курс должен быть 23 Р/$.

Т.о., очевидно, что укрепление рубля позитивно влияет на авторынок и экономику страны в целом. А для восстановления авторынка надо вернуть курс рубля, который был в 2008 - 2012 годах: 24 - 31 Р/$. Восстановление авторынка приведет к восстановлению десятков смежных отраслей, увеличатся занятость и налоговые поступления.

...

Предлагаю к ознакомлению также другую мою статью, ранее опубликованную в паблике и имевшую большой общественный резонанс:

«Почему на самом деле растет инфляция, или Что не так делает Центральный банк». https://zen.yandex.ru/media/id/5e2aed01b477bf00b1cc3180/61b6460f85ce703cc5d01d56

Источники:

https://abreview.ru/stat/aeb/

https://cbr.ru

http://www.finmarket.ru/main/news/5732266

https://russian.rt.com/business/news/1010736-cb-inflyaciya-rossiya

http://russian.news.cn/2021-08/27/c_1310152545.htm

https://www.business-gazeta.ru/article/539377

Савельев Р.Г., экономист, аналитик данных.

Эл. почта: r77777@mail.ru