В наши дни обучение чтению проходит в соответствии с методиками, классическими, которые выдержали проверку временем и современными (основа современных - классические). Стоит отметить, что методика обучения - это сложная педагогическая наука, которая изучает закономерности обучения определенному учебному предмету. Методы обучения – способы деятельности учителя и ученика, с помощью которых ученик овладевает знаниями, умениями и навыками, а также развивает способности по учебному предмету. Само понятие методика выражает сущность использования различных методов, приемов, средств и условий обучения учащегося.
Как вы уже успели понять, методик обучению чтению много. Какая именно методика подойдёт ребёнку зависит от его психолого-педагогических особенностей (уровня, с которого начинается обучение чтению) и целей, которые ставят себе родители (организационных моментов, связанных с процессом обучения чтению ребёнка). Большая часть методик предполагает обучение в процессе игры, чтобы заинтересовать ребёнка и он лучше мог усвоить знания.
Методика обучения чтению Николая Зайцева. Данная методика предполагает, что ребёнок не учит сначала наизусть алфавит, потом долго работает над слиянием отдельных звуков в слова, а вместо этого знакомится со складами - минимально-произносимой речевой единицей (сочетание согласной и гласной буквы), которую ребёнку легче выговорить и прочитать "Ма" (мама), "Па" (папа) и т.д. Основное отличие складов Н. Зайцева от слогов в том, что они не содержат более двух звуков и поэтому проще воспринимаются детьми. Все склады прописаны на кубиках, взрослому необходимо многократно показывать и озвучивать их ребёнку. Играя с кубиками, дети хорошо запоминают изображение букв, учатся их узнавать и различать. Постепенно, в процессе игр ребёнок начинает читать знакомые склады, собирая их в слова. У данной методики есть свои плюсы и минусы. Одно из самых главных преимуществ - высокая эффективность и доступность (работать с этой методикой ребёнку интересно и легко, а подробное сопровождение к ней поможет разобраться в сущности даже неподготовленным родителям). А вот главным недостатком методики является то, что система Н. Зайцева основана на складах, а школьные программы предполагают чтение по слогам (чаще всего склады не совпадают со слогами), также у школьников, которые занимались только по данной методике возникают затруднения при фонетическом разборе слов.
Особенная методика обучения чтению В.В. Воскобовича. В основе этой методики комплект развивающих игр с тремя основными принципами: интерес, творчество, познание. В игровой форме дети учатся основам чтения и общения. Каждая игра в методике В.В. Воскобовича сопровождается сказкой, главные персонажи которой выполняют различные упражнения. Вместе с ними ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Данная методика способствует формированию у детей хорошей памяти и концентрации внимания.
«Складушки» - это яркое игровое пособие, которое знакомит детей с гласными и согласными буквами, помогает освоить принцип сложения слогов. Ребенок в этой игре найдет много сказочных персонажей, с которыми можно разучивать стихотворения и петь песни. К игре прилагается также диск с песнями, который можно иногда прослушивать с ребенком. На страницах пособия «Складушки» есть рекомендации для родителей от автора, выполнение которых повысят эффективность от занятий с детьми. В ходе занятий с ребенком задействованы его органы чувств: осязание, зрение и слух.
Игра-шнуровка «Ромашка». Такая ромашка поможет ребенку составлять новые слова и читать их. Из ключевого слова при помощи шнурка можно составить 200 слов.
«Теремки Воскобовича» в игровой форме учат детей соединять буквы в слоги, а слоги преобразовывать в слова. Пособие включает в себя 12 разноцветных кубиков-теремков, на которых расположены различные звуки. Каждый теремок оснащен окошком для гласных букв. Чтобы соединить буквы в слог, необходимо вложить соответствующий сундучок в теремок и пропеть слог, который после этого образовался. Также ребенок знакомится со знаком ударения, мягким и твердым знаками. Далее он учится составлять и читать первые слова. К данному пособию прилагается инструкция с подробным описанием игр, обучающих ребенка основам чтения. «Теремки Воскобовича» обогащают словарный запас ребенка, развивают его психические процессы и творческие способности.
«Читайка на шариках» - это развивающая игра Воскобовича, которая является эффективной методикой для обучения и закрепления навыков чтения. Если загибать уголки по белым линиям, то можно прочитать слова, состоящие из двух-трех букв – это желтые шарики. На красных шариках образуются слова из трех или четырех букв и т.д. Также «Читайка на шариках» позволяет составлять из полученных слов совершенно новые слова. Таким образом, можно составить около 130 новых слов. Игровое пособие прививает интерес к чтению, расширяет словарный запас, учит конструированию, помогает запомнить звуки и буквы. Следует детально ознакомиться с инструкцией и методическими рекомендациями к ней.
Методика обучения чтению Марии Монтессори. Сущность данной методики заключается в том, что ребёнку сначала нужно прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.