7 подписчиков

Как научить ребёнка читать? Методики обучения чтению.

В наши дни обучение чтению проходит в соответствии с методиками, классическими, которые выдержали проверку временем и современными (основа современных - классические). Стоит отметить, что методика обучения - это сложная педагогическая наука, которая изучает закономерности обучения определенному учебному предмету. Методы обучения – способы деятельности учителя и ученика, с помощью которых ученик овладевает знаниями, умениями и навыками, а также развивает способности по учебному предмету. Само понятие методика выражает сущность использования различных методов, приемов, средств и условий обучения учащегося.

Как вы уже успели понять, методик обучению чтению много. Какая именно методика подойдёт ребёнку зависит от его психолого-педагогических особенностей (уровня, с которого начинается обучение чтению) и целей, которые ставят себе родители (организационных моментов, связанных с процессом обучения чтению ребёнка). Большая часть методик предполагает обучение в процессе игры, чтобы заинтересовать ребёнка и он лучше мог усвоить знания.

Развивающая игра "Кубики Зайцева"
Развивающая игра "Кубики Зайцева"

Методика обучения чтению Николая Зайцева. Данная методика предполагает, что ребёнок не учит сначала наизусть алфавит, потом долго работает над слиянием отдельных звуков в слова, а вместо этого знакомится со складами - минимально-произносимой речевой единицей (сочетание согласной и гласной буквы), которую ребёнку легче выговорить и прочитать "Ма" (мама), "Па" (папа) и т.д. Основное отличие складов Н. Зайцева от слогов в том, что они не содержат более двух звуков и поэтому проще воспринимаются детьми. Все склады прописаны на кубиках, взрослому необходимо многократно показывать и озвучивать их ребёнку. Играя с кубиками, дети хорошо запоминают изображение букв, учатся их узнавать и различать. Постепенно, в процессе игр ребёнок начинает читать знакомые склады, собирая их в слова. У данной методики есть свои плюсы и минусы. Одно из самых главных преимуществ - высокая эффективность и доступность (работать с этой методикой ребёнку интересно и легко, а подробное сопровождение к ней поможет разобраться в сущности даже неподготовленным родителям). А вот главным недостатком методики является то, что система Н. Зайцева основана на складах, а школьные программы предполагают чтение по слогам (чаще всего склады не совпадают со слогами), также у школьников, которые занимались только по данной методике возникают затруднения при фонетическом разборе слов.

В наши дни обучение чтению проходит в соответствии с методиками, классическими, которые выдержали проверку временем и современными (основа современных - классические).-2

Особенная методика обучения чтению В.В. Воскобовича. В основе этой методики комплект развивающих игр с тремя основными принципами: интерес, творчество, познание. В игровой форме дети учатся основам чтения и общения. Каждая игра в методике В.В. Воскобовича сопровождается сказкой, главные персонажи которой выполняют различные упражнения. Вместе с ними ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Данная методика способствует формированию у детей хорошей памяти и концентрации внимания.

В наши дни обучение чтению проходит в соответствии с методиками, классическими, которые выдержали проверку временем и современными (основа современных - классические).-3

«Складушки» - это яркое игровое пособие, которое знакомит детей с гласными и согласными буквами, помогает освоить принцип сложения слогов. Ребенок в этой игре найдет много сказочных персонажей, с которыми можно разучивать стихотворения и петь песни. К игре прилагается также диск с песнями, который можно иногда прослушивать с ребенком. На страницах пособия «Складушки» есть рекомендации для родителей от автора, выполнение которых повысят эффективность от занятий с детьми. В ходе занятий с ребенком задействованы его органы чувств: осязание, зрение и слух.

В наши дни обучение чтению проходит в соответствии с методиками, классическими, которые выдержали проверку временем и современными (основа современных - классические).-4

Игра-шнуровка «Ромашка». Такая ромашка поможет ребенку составлять новые слова и читать их. Из ключевого слова при помощи шнурка можно составить 200 слов.

В наши дни обучение чтению проходит в соответствии с методиками, классическими, которые выдержали проверку временем и современными (основа современных - классические).-5

«Теремки Воскобовича» в игровой форме учат детей соединять буквы в слоги, а слоги преобразовывать в слова. Пособие включает в себя 12 разноцветных кубиков-теремков, на которых расположены различные звуки. Каждый теремок оснащен окошком для гласных букв. Чтобы соединить буквы в слог, необходимо вложить соответствующий сундучок в теремок и пропеть слог, который после этого образовался. Также ребенок знакомится со знаком ударения, мягким и твердым знаками. Далее он учится составлять и читать первые слова. К данному пособию прилагается инструкция с подробным описанием игр, обучающих ребенка основам чтения. «Теремки Воскобовича» обогащают словарный запас ребенка, развивают его психические процессы и творческие способности.

В наши дни обучение чтению проходит в соответствии с методиками, классическими, которые выдержали проверку временем и современными (основа современных - классические).-6

«Читайка на шариках» - это развивающая игра Воскобовича, которая является эффективной методикой для обучения и закрепления навыков чтения. Если загибать уголки по белым линиям, то можно прочитать слова, состоящие из двух-трех букв – это желтые шарики. На красных шариках образуются слова из трех или четырех букв и т.д. Также «Читайка на шариках» позволяет составлять из полученных слов совершенно новые слова. Таким образом, можно составить около 130 новых слов. Игровое пособие прививает интерес к чтению, расширяет словарный запас, учит конструированию, помогает запомнить звуки и буквы. Следует детально ознакомиться с инструкцией и методическими рекомендациями к ней.

В наши дни обучение чтению проходит в соответствии с методиками, классическими, которые выдержали проверку временем и современными (основа современных - классические).-7

Методика обучения чтению Марии Монтессори. Сущность данной методики заключается в том, что ребёнку сначала нужно прочувствовать написание буквы, а потом произнести её. Для этого используют картонные таблички с наклеенными буквами, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных можно переходить к словам и фразам. Методика Монтессори не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.