Найти тему
Франшиза_легко

История франшизы

Оглавление

Происхождение термина «франшиза»

Термин «франшиза» возник во Франции в средние века и обозначал освобождение от таможенных пошлин и налогов, а также частичный отказ феодалов от вассальной службы своих подданных. Позже под этим термином ремесленники и купцы получали разрешение на организацию рынков или ярмарок на землях феодалов. В XVII и XVIII веках впервые изменился смысл описания привилегий, которые государство даровало отдельным лицам. Лишь в середине 19 века франчайзинг окончательно охарактеризовал разрешение на коммерческое использование прав третьих лиц.

Создание первых франчайзинговых систем

Реклама швейной машины Singer
Реклама швейной машины Singer

Франшиза в ее ранней форме восходит к 19 веку. В результате индустриализации компании хотели расширяться и начали использовать эту концепцию для расширения. Например, в 1860 году базирующаяся в США компания Singer Sewing Machine Company предложила странствующим торговцам возможность продавать свои швейные машины за свой счет. Компании не удалось создать окупающую дистрибьюторскую сеть. Однако в последующие годы франшиза смогла зарекомендовать себя как работающая система распространения.

Американская сеть быстрого питания McDonald's положила начало франшизе «Бизнес-формат», которая практикуется и по сей день. Первоначально сеть была основана братьями Ричардом и Морисом Макдональдами. Ресторан получил известность в 1948 году, когда впервые был применен новый способ приготовления гамбургеров, а ресторан перевели на самообслуживание. Пять лет спустя братья представили свою концепцию своему первому франчайзи.

Один из первых ресторанов McDonald's
Один из первых ресторанов McDonald's

В 1954 году Рэй Крок впервые предложил братьям Макдональдс расширить бизнес за счет дополнительных франчайзи. В последующие годы Кроку удалось создать всемирную сеть ресторанов McDonald's. Франчайзинговая система McDonald's сейчас насчитывает более 30 000 партнеров. Впервые бизнес-формат франчайзинга включал в себя права на использование бизнес-концепции с соответствующим ноу-хау.

Мировой прорыв франчайзинга

В 1960-х годах бездумный перенос американской системы франчайзинга на другие континенты и штаты оказался все более проблематичным и пагубным для быстрого распространения франчайзинга. Франчайзинговые системы смогли по-настоящему продемонстрировать свои преимущества только тогда, когда огромный потребительский спрос послевоенного периода уменьшился, а клиенты снова стали более избирательными.

В 1970-х годах современный франчайзинг также совершил прорыв в Европе. Новые системные провайдеры росли как грибы после дождя, и даже традиционные компании получили новый импульс благодаря франчайзингу, так как испытанный пакет услуг профессионального системного провайдера в сочетании с готовностью выполнять выбранные стартапы оказался чрезвычайно успешным. На начальном этапе европейского франчайзинга основное внимание в отрасли уделялось розничной торговле и общественному питанию. Концепция франчайзинга в настоящее время присутствует почти во всех странах, и количество франчайзинговых систем во всем мире оценивается примерно в 17 000.

Будущие перспективы франчайзинга

С переходом от рынка продавца к рынку покупателя конкуренция значительно усилилась. Инновации и специализации требуют современных форм распространения, при этом франчайзинговая система продаж особенно успешна в маркетинге услуг и продуктов, которые требуют объяснения и обслуживания. Современные системы франчайзинга находятся на подъеме почти во всех секторах.

-3

Благодаря преимуществам франчайзинга для производителей по сравнению с традиционными формами дистрибуции, которые ведут от производителя к привлечению оптовиков/ритейлеров или собственных офисов продаж к конечному потребителю, доля франчайзинговых систем в розничных продажах по прогнозам Министерства торговли США, будет только увеличиваться. Некоторые секторы, такие как гостиницы и рестораны, оптовая и розничная торговля, курьерские услуги и прокат автомобилей, как представляется, особенно хорошо подходят для стратегий интернационализации.

С основанием всемирной ассоциации франчайзинга национальными ассоциациями, в 1994 году под названием «Всемирный совет франчайзинга» (WFC), должна быть достигнута всемирная гармонизация и распространение франчайзинга.

Заключение

По мнению американского исследователя тенденций Джона Нейсбитта, франчайзинг станет преобладающей формой дистрибуции во всем мире. Однако из-за быстрых изменений многочисленных рамочных условий франчайзинг также сталкивается с драматическим процессом корректировки. Будущее принадлежит тем франчайзерам, которые видят себя в качестве предпринимательского авангарда и знают, как использовать возможности перемен, что на данный момент особенно актуально в России. В ходе поляризации мощные франчайзеры превратятся в центры комплексного обслуживания своих партнеров, тогда как другие франчайзеры снизят объем своих услуг до уровня лицензионных систем.