Первый в истории воздушный бой с использованием УР «воздух-воздух» состоялся 24 сентября 1958 г. В том бою сошлись истребители МиГ-17Ф (J-5) Китая коммунистического и F-86F «Сейбр» Китай националистического. Легенд и мифов вокруг этой схватки накручено масса, при минимуме подробностей. Русскоязычные авторы черпают зерна истины в англоязычной литературе, авторы которой к истине не стремятся. В силу лености, вероятно. Бой 24 сентября давно и подробно расписан китайскими историками, проживающими по обе стороны Тайваньского пролива.
В тайваньской историографии это сражение известно, как «Воздушный бой над заливом Вэньчжоу». В англоязычной литературе это сражение, как правило, сводят к единственному воздушному бою, в котором впервые в истории авиации использовались управляемые ракеты воздух-воздух и было сбито десять самолетов МиГ-17. Данная трактовка абсолютно не соответствует истине, ибо в том бою на тайваньской стороне принимали участие один разведчик и 18 истребителей сопровождения, в то время как в воздухе находилось в общей сложности более сотни самолетов ВВС Тайваня. На Тайване сражение 24 сентября славят не только как первый в истории бой с использованием УР воздух-воздух, но также как случай самого массового в истории мировой авиации одновременного применения самолетов-разведчиков. Самолетам ВВС Тайваня, кроме разведчиков, запрещалось приближаться к береговой черте материка ближе, чем на 15 морских миль; в воздушном сражении 24 сентября данное ограничение не действовало.
Командование ВВС Тайваня спланировало на первую половину дня 24 сентября операцию с участием всех пригодных к полетам разведчиков RF-84F (девять самолетов) из 12-й эскадрильи, прикрывать которые должны были все боеспособные истребители F-86F (порядка ста машин) из 3-го, 5-го и 11-го авиакрыльев.
Разведчикам предстояло работать парами по четырем разным маршрутам. Девятый RF-84F являлся резервным, а летчик резервной машины – майор Ян Ши – являлся единственным из пилотов RF-84F, кто знал все четыре маршрута. Самолетам-разведчикам была поставлена задача выполнить фотосъемку аэродромов на побережье КНР от г. Вэньчжоу, провинция Чжэцзян (450 км северо-восточнее о. Цзиньмэн) до Шаньтоу, провинция Чжэцзян (200 км юго-западнее о. Цзиньмэн). Ранее полеты на фоторазведку самолеты RF-84F, чтобы избежать обнаружения радиолокаторами, выполняли на малых высотах. 24 сентября разведчикам предписывалось держаться на высотах порядка 11 000, самолеты RF-84F выступали в качестве приманки для МиГов. Группы «Сейбров» разбивали на подгруппы, одна из которых (от двух до четырех F-86) шла с превышением по высоте над остальными самолетами и также служила «приманкой» для истребителей противника.
Погода над Тайваньским проливом ранним утром 24 сентября выдалась облачной. Командование ВВС несколько раз переносило время взлета истребителей и разведчиков в надежде на улучшение погодных условий.
Разведчики взлетали первыми, с авиабазы Таоюань. После взлета произошли отказы на обоих RF-84F, имевших задачу пройти северным маршрутам. Команду на взлет получил майор Ян Ши. Его RF-84F оторвался от ВПП авиабазы Таоюань в 9 ч 45 мин по местному времени. Для прикрытия пары «северных» разведчиков было выделено 18 «Сейбров» из 5-го авиакрыла: шесть истребителей из 44-й эскадрильи и 12 машин из 41-й эскадрильи. Теперь эти истребители прикрывали одинокий RF-84F с майором Ян Ши в кабине.
Четыре из шести «Сейбров» 44-й эскадрильи несли по две УР «Сайдуиндер». Ракетоносцы пилотировали командир 44-й эскадрильи подполковник Ли Шуюань (F-86F, предположительно б/н 357), капитаны Цянь Ицян и Сун Хунъян, лейтенант Фу Чуньсянь. Смешанный состав группы - ракетоносцы и истребители без УР – объяснялся крайним недоверием, которое испытывали к новому виду оружия как летчики, так и командование ВВС Тайваня:
- Если эту дурацкую ракету не получиться ни запустить, ни сбросить, то «Сэйбр» с лишним весом в 1000 фунтов превратиться в легкую добычу для МиГов.
«Сейбры» 41-й эскадрильи, не столько прикрывали разведчики (два RF-84F согласно исходному плану), сколько страховали ракетоносцы. Аналогичную задачу получили летчики пулеметных «Сейбров» 44-й эскадрильи. Командование имело хорошее представление о психологии своих летчиков-истребителей: увидев МиГ, эти парни забывали про все, вступая в сугубо индивидуальные схватки. На уровне эскадрильи дружественные связи были крепче, чем на уровне группы, а потому и доверия к «страховщикам» из той же самой эскадрильи было больше.
Боевой порядок «Сейбров» составили следующим образом: впереди на высоте 11 000 м шесть F-86F из 44-й эскадрильи, следом - одинокий RF-84, рядом с которым держалось восьмерка «Сейбров» из 41-й эскадрильи, сзади и выше – еще четыре «Сейбра» из 41-й эскадрильи.
В районе Вэньчжоу летчики «Сейбров» 44-й эскадрильи заметили четыре инверсионных следа: МиГ-17Ф собирались атаковать «верхнюю» четверку «Сейбров». Подполковник Ли Шуюань сначала, чтобы набрать скорость, перевел свой «Сейбр» в пикирование, а потом перешел в набор. За командиром последовали ведомые. Четверка «Сейбров» зашла МиГам в хвост. Ли Шуюань и Цянь Ицян (ведущий второй пары «Сейбров») в 10 ч 38 мин. 24 сентября 1958 г. впервые в мире произвели пуски УР воздух-воздух по реальным целям. Летчики выпустили по одному «Сайдуиндеру». Обе ракеты поразили цели – два истребителя МиГ-17Ф.
К месту боя подошли еще минимум две четверки МиГов. В завязавшемся воздушном бою пулеметным огнем было сбито еще семь МиГов. Из шести запущенных «Сайдуиндеров» цели нашли две ракеты достоверно и одна – предположительно. 44-я эскадрилья потерь не понесла; счет 9: 0, если не считать предположительно сбитый МиГ, в пользу ВВС Тайваня.
Бой над заливом Вэньчжоу, этапный для истории мировой авиации, до сих опор окутан большим количеством недомолвок. В англоязычной литературе о нем принято упоминать, не более того. Американцам, очень похоже, обидно, что эру боевого применения управляемого оружия открыли не они, а какие-то китайцы. Так в книге «Fighter pilot: aerial combat aces from 1914 to the present day» (автор Stanley M. Ulanoff, издана в США в 1986 г.) первая победа, одержанная посредствам пуска УР «Сайдуиндер», хотя и приписаны «неустановленному летчику китайских националистов», но с поправкой о том, что некоторые тайваньские F-86F пилотировали американские морские летчики. Американцы тайваньцев в кабинах самолетов, выполнявших боевые задания, не подменяли никогда. Облеты доработанных в носители УР тайваньских «Сейбров» выполняли летчики эскадрильи VМF-323, что, вероятно и послужило исходной точкой легенды об американцах, принимавших участие в воздушных боях над Тайваньским проливом.
24 сентября воздушные бои велись едва ли не на всем протяжении от Вэньчжоу до Шаньтоу, в них с обоих сторон приняло участие от 300 до 400 истребителей (данный рекорд был побит только в 1982 г. во время воздушного сражения над долиной Бекаа в Ливане). Общее количество сбитых МиГов тайваньские историки сомнению не подвергают - девять (или десять с учетом предположительно сбитого), иное дело в каких местах и когда сбивались эти самолеты? УР «Сайдуиндер» применялись только в воздушном бою над заливом Вэньчжоу.
Популярная история о воздушном бое над заливом Вэньчжоу эволюционировала следующим образом:
- В воздушном бою 24 сентября 1958 г. впервые были применены УР «Сайдуиндер», ракетами были сбито два МиГа; всего же истребители ВВС Тайваня без потерь со своей стороны уничтожили девять самолетов противника и один – предположительно.
- В воздушном бою 24 сентября 1958 г. 18 «Сейбров» ВВС Тайваня сбили десять МиГов, два из них впервые в истории были уничтожены УР «Сайдуиндер».
- В воздушном бою 24 сентября 1958 г. 18 «Сейбров» ВВС Тайваня уничтожили десять МиГов, в этом бою впервые в истории авиации и использовались УР «Сайдуиндер».
В общем, 18 «Сейбров» управляемыми ракетами завалили десять МиГов…
Данные КНР отличаются отданных ВВС Тайваня как в отношении потерь, так и в отношении количества самолетов. В сражении 24 сентября сошлись 14 RF-84F и 126 F-86F с 248 МиГами. Воздушных боев произошло два, в одном (над заливом Вэньчжоу) с тайваньской стороны приняло участие 18 «Сейбров», во втором – восемь. Бои с «Сейбрами» вели летчики 14-й и 16-й ИАД ВВС КНР, 2-й дивизии морской авиации. Над заливом Вэньчжоу сражались восемь истребителей из 5-го ИАП 2-й дивизии морской авиации и восьмерка МиГов из 46-го ИАП 16-й ИАД. Потери ВВС Тайваня – один F-86 сбит (записан на боевой счет 16-й ИАД), один поврежден (летчиком 14-й ИАД). Потери ВВС КНР – один МиГ-17 сбит «Сайдуиндером», летчик Ван Цзычжун из 6-го ИАП 2-й дивизии морской авиации погиб.
Подполковник Ли Шуюань и капитан Цянь Ицян запустили УР «Сайдуинлер» практически одновременно, однако на Тайване (и в США) в качестве пионера воздушных боев с использованием УР называют одного Ли Шуюаня. Что же касается МиГов, сбитых летчиками ВВС Тайваня пулеметным огнем… Статистика знает все, кроме количества стульев (И. Ильф, Е. Петров «12 стульев») и числа уничтоженных в воздушных боях самолетов.
Вооружение истребителей F-86F ВВС Тайваня управляемыми ракетами воздух-воздух стало прямым следствием пресс-конференции, состоявшейся в Пекине 3 августа 1958 г. по завершению советско-китайских переговоров. В Вашингтоне данную пресс-коференцию расценили как прелюдию к нападению на Тайвань. Эйзенхауэр 4 августа распорядился ускорить работы по вооружению ракетами AAM-N-7 (с 1963 г. – AIM-9A) «Сайдуиндер» палубных истребителей 7-го флота и о размещении на Тайване самолетов F-100 ВВС США. 15 августа Президент одобрил отправку на остров для ВВС Тайваня 20 истребителей F-86F, модернизированных в носители УР «Сайдуиндер». Это решение пересмотрели в пользу модернизации под носители УР истребителей F-86F, уже состоявших на вооружении тайваньских ВВС.
Истребители F-86F состояли на вооружении трех истребительных авиагрупп тайваньских ВВС. Для модернизации в носители УР «Сайдуиндер» была выбрана 44-я эскадрилья 11-й группы 5-го авиакрыла. Работы по доработке «Сейбров» в носители управляемых ракет производились в обстановке строго секретности. Вся 11-я группа участия в боевых действиях не принимала, хотя ее личный состав, за исключением личного состава 44-й эскадрильи, о «Сайдуиндерах» понятия не имел.
Командование ВВС Тайваня отдало приказ о модернизации истребителей F-86F 44-й эскадрильи 18 августа. Ракеты «Сайдуиндер» в количестве 40 штук доставили на Тайвань военно-транспортным самолетом С-124 ВВС Тайвань 20 августа. Помощь в доработке истребителей 44-й эскадрильи оказывали летчики и техники переброшенной на остров эскадрильи VМF-323 КМП США. На вооружении эскадрильи VМF-323 состояли истребители FJ-4 Fury (палубный вариант самолета F-86), модернизированные под использование УР «Сайдуиндер». В носители УР доработали всего восемь F-86F 44-й эскадрильи, допуск к полетам на этих машинах получило 16 летчиков. Обучение летчиков заключалось в прохождении теоретического курса обучения и выполнении двух имитационных пусков в воздухе.
Командир 44-й эскадрильи подполковник Ли Шуюань 21 сентября доложил о готовности восьми самолетов и 16 летчиков к выполнению боевых задач. 22 сентября завершилось планирование операции, формальной целью которой являлась фотосъемка прибрежных районов КНР, а настоящей - испытания в реальной боевой обстановке УР «Сайдуиндер». Американцы были крайне заинтересованы в такой проверке, а потому приняли непосредственное участи в подготовке операции. Дату проведения операции штаб ВВС Тайваня определили 23 сентября. 24 сентября произошел воздушный бой над заливом Вэньчжоу. Пуски УР «Сайдиндер» по истребителям МиГ-17 одновременно были и первыми практическими пусками управляемых ракет в истории ВВС Тайваня.
Воздушный бой 24 сентября 1958 г. имел очень серьезные последствия. Из шести выпущенных УР «Сайдуиндер» цели нашли только две. Четыре ракеты ушли «в молоко», одна из них упала на китайское поле, получив минимальные повреждения. Ракету нашли, ее фотографию опубликовала 29 сентября 1958 г. газета «Жэньминь Жибао». Газету «Жэньминь Жибао» читали с Советском Союзе…
Публикация фотоснимка поврежденного «Сайдуиндера» главной газеты КНР взывает по меньшей мере недоумение: глупость или измена? Уже 3 октября 1958 г. в КНР начались работы по «проекту 55» - изучению и копированию УР «Сайдуиндер». Публикация «Жэньминь Жибао» вызвала огромный интерес в Советском Союзе.
С.Н Хрущев «Никита Хрущев: кризисы и ракеты»:
- … в конце 1958 года, а может в начале 1959-го американский пилот потерял подвешенную под истребителем ракету «воздух-воздух» «Сайдуиндер». Инцидент не остался незамеченным, о нем сообщили московские газеты со ссылкой на китайские источники. Отец заинтересовался. Послу в Пекине пошло указание попросить друзей передать нам ракету для изучения. … Прошло время, Пекин молчал. …После третьего напоминания китайцы ответили, что они ищут. …Зимой 1959 года, видимо в феврале, он впервые решился на давление. В ответ на задержку с «Сайдуиндером» отец распорядился придержать передачу документации по Р-12. Подействовало. Ракету мгновенно нашли. Через несколько дней ее уже разглядывали в Москве. При ударе о землю ракета раскололась на две части, следов других поломок не было заметно. К сожалению, отсутствовала важная деталь – чувствительный элемент тепловой головки … Когда ракетой занялись вплотную, обнаружили, что ее уже не раз разбирали … Головка самонаведения сохранилась в целости, чувствительный элемент из нее выпасть не мог. … Доложили отцу. Он поручил обратиться с новой просьбой. Пекин заверил: передали все. Переговоры тянулись несколько недель, наконец отец рассердился и приказал прекратить бесплодные препирательства. Инцидент с ракетой сыграл не последнюю роль в процессе пересмотра отцом отношений с Китаем. … Р-12 пусть берут … А с атомной бомбой надо еще подумать.
Атомную бомбу китайцам пришлось изобретать самостоятельно.
Воспоминания Хрущева-младшего, возможно, правильно отражают эмоциональную сторону истории получения из Китая вожделенно ракеты «Сайдуиндер», в части хронологии они не выдерживают критики.
Майский номер журнала «Техника и Вооружение» за 2005 г. был полностью посвящен отечественным УР воздух-воздух (Ростислав Ангельский, Владимир Коровин «Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух»):
- По решению Президиума ЦК КПСС от 13 ноября 1958 г. в Китай была направлена группа в составе 31 советского специалиста из 17 организаций во главе с главным конструктором завода № 134 И.И. Тороповым. … Соответствующая ОКР по ракете, получившей наименование К-13, была поручена заводу № 134 постановлением от 28 ноября 1958 г.
Информацию о китайском «Сайдуиндере» авторы действительно замечательного справочника черпали в англоязычных источниках, чего и не срывали. Еще одна версия воздушного боя 24 сентября 1958 г., итогов Тайваньского кризиса и обретения Красным Китаем УР «Сайдуиндер» из журнала «ТиВ» № 5 за 2009 г.:
- В ходе боев над Тайваньским проливом и прибрежными районами материкового Китая 24 сентября 1958 г. чанкайшисты впервые в мире применили управляемые ракеты класса «воздух-воздух»…. По данным американцев за один день этими ракетами было сбито 14 МиГов. В результате, проиграв «Битву за Тайвань» маоисты получили «утешительный приз». Несколько ракет «Сайдуиндер», не найдя цели, упало на территории КНР. Обломки ракет были разбросаны на рисовом поле в зоне площадью 100 км2. Как обычно, для выполнения, казалось бы, невыполнимой работы пригнали солдатиков, благо в Народной освободительной армии Китая их было больше, чем где-либо в мире. Почти все элементы трех ракет собрали.
Битву за Тайвань маоисты проиграть не могли, ибо такой битвы вообще не происходило. Упавший «Сайдуиндер» все-таки был единственным: см. многочисленные китайские статьи, посвященные отечественным, в смысле китайским, УР воздух-воздух – GOOGL в помощь. Ракету нашел местный рисовод почтенного возраста. Он же сообщил об интересной находке в китайский аналог советского сельсовета, а сельсовет уже подключил высокие инстанции. Не факт, что те инстанции были компетентными, иначе сложно объяснить появление в газете фотографии «Сайдуиндера». На фото запечатлен тот самый сталкер, демонстрирующий ракету юным односельчанам. Похоже сей снимок – единственное фото ракеты, доступное широким кругам мировой общественности. Логичный вопрос: куда делись еще пять ракет, не нашедших целей? Могли упасть в море, могли – на рисовое поле площадью 100, 1000 или 10 000 км2; рисовых полей в Китае больше, чем где-либо в мире. Воздушный бой 24 сентября был исключительным еще и потому, что истребителям ВВС Тайваня не возбранялось летать над материком. Бой все же, большей частью проходил над морем.
УР «Сайдуиндер» послужила отправной точкой для разработки первой действительно боеспособной отечественной УР воздух-воздух К-13 (Р-3). К-13 от «Сайдуиндера» отличается весьма незначительно. Что интересно: на Западе никогда не упускали возможность упрекнуть ССР в копировании передовых достижений западной науки техники. Например: «Буран» срисован с «Шаттла», РЛС Н019 истребителя МиГ-29 является развитием РЛС AN/APG-73 самолета F/A-18. В отношении УР К-13 (АА-2 Atoll) таких обвинений не выдвигалось – парадокс.
Принято считать, что изюминкой «Сайдуиндера» заключалась в чувствительном элементе ГСН. Того самого элемента, которой по С.Н. Хрущеву, отсутствовал в переданной китайцами ракете. И да, и – нет. Датчик, фотосопротивление, вызывал огромный интерес, интерес не меньший вызвала и сама ракета. Советским конструкторам нашлось чего позаимствовать у «Сайдуиндера» даже если китайские товарищи в своих загашниках фотосопротивление найти не сумели: аэродинамическую схему, особенности компоновки, систему управления, систему стабилизации по крену с помощью роллеронов, ракетный двигатель.
«Сайдуиндер» вернулся в КНР в новом облике. В 1961 г. натурные образцы УР К-13 и документация по производству этих ракет были переданы Китаю (вместе с 13 истребителями МиГ-21 и документацией на производство самолетов). В КНР ракета выпускалась под обозначением PL-2.