Ирландский эпос – это результат устного народного творчества кельтов, проживавших (и проживающих) на острове Ирландия, начиная с 6 века до н.э. Формой выражения ирландского эпоса являются прозаические сказания, называемые еще сагами, однако сами ирландцы называют их scéla (повесть, история). Термин «сага» имеет скандинавское происхождение, и относится прежде всего к исландскому эпосу. Ирландские сказания отличаются от прочих жанров европейского эпоса, но ближе всего к ним исландские саги: своей прозаической формой, сжатостью и реализмом, потому повести названы по аналогии с ними.
Ирландские саги еще в период их устного формирования и распространения имели прозаическую форму, однако начиная с 10 века под скандинавским влиянием возникают краткие песни-баллады на те же самые сюжеты.
Зачастую объем саг не велик, они рассчитаны на один зимний вечер неторопливого рассказа, носят эпизодический характер. Хотя и делались попытки создать масштабные эпопеи («угон быка их Куалнге»), однако композиция их слаба, и они все равно распадаются на отдельные эпизоды.
1. Кельты в Ирландии
Кельты заселили Ирландию в 6 веке до н.э. и смешались с тамошними обитателями. В 5 веке н.э. подверглись христианизации святым Патриком. С конца 8 до 10 века на Ирландию совершали набеги норвежские и датские викинги, которые одно время даже задержались на юго-востоке острова в районе Дублина. В 12 веке Ирландию завоевали англо-норманны, однако власть английских королей долгое время была чистой формальностью, вплоть до окончательного подчинения страны в 16 веке.
2. Классификация саг
Мифологический цикл
Эта группа объединяет в себе саги, связанные с персонажами из племени богини Дану. Саги пестрят магией и превращениями, чародейство и всякие тайные знания занимают далеко не последнее место (нередко от них зависит успех того или иного предприятия). В цикле нет четкой мифологической системы — космологии и эсхатологии, поскольку у кельтов подобные знания являлись прерогативой друидов и большей частью исчезли вместе со жреческим сословием, передававшим свою традицию устно. Центральной сагой мифологического цикла является «Битва при Маг Туиред», кроме того, к циклу примыкает «Книга захватов Ирландии», содержащая предысторию событий.
Уладский цикл
Уладские саги — цикл героических сказаний, его главные действующие лица — воины, славные своим мужеством и стремящиеся к чести и славе. Центральное сказание цикла — «Похищение быка из Куальнге».
Древнейшая часть ирландского эпоса, сложившийся на Севере Ирландии среди племени уладов (Ульстер). Центральная фигура объединяющая отдельные части цикла – король уладов Конхобар, немалая часть повествования посвящена его войнам и подвигам. Но главная фигура - это без сомнения Кухулин, культурный герой, представляющий собой (как и любой другой культурный герой) смесь всех положительных качеств, которые ирландцы вообще считали положительными.
Ульстер Конхобара постоянно борется с Коннахтом, где правят королева Медб и ее муж король Айлиль; по условной хронологии ирландской традиции война между двумя королевствами началась за триста лет до Рождества Христова, а Конхобар сделан современником Спасителя.
Фенийский цикл
Цикл Фенниев, сложился на юге Ирландии, имеет своим главным героем Финна вождя фенниев. Наряду с Финном в сагах упоминается его сын Оссиан и внук Осгар.
Эти саги отчасти схожи с повествованиями Уладского цикла, поскольку также посвящены воинским подвигам, но близкое общение фениев с народом сидов (духов, богов) и образ самого Финна, пророка и сказителя, сближает их с мифологическими повествованиями. Саги Фенийского цикла большей частью относятся к сельскому фольклору, в противоположность «аристократическим» уладским сказаниям.
Финн и его воины не такой воинственный как уладские герои, и магия их значительно уступает таковой у Племен богини Дану. Основное занятие фениев, ведущих привольную жизнь в лесах — это охота, и весь цикл, расцвет которого хронологически совпадает с эпохой куртуазной поэзии и зарождением Артуровского цикла в Западной Европе, носит «романтический» характер. Его центральная сага, «Преследование Диармайда и Грайне», соответственно посвящена трагической любовной истории.
Исторический цикл
Саги Исторического, или Королевского, цикла группируются вокруг отдельных королей Ирландии, как верховных, так и местных, и эта группа сказаний — наиболее разнообразна по содержанию. В исторических сагах магическая составляющая гораздо слабее, чем в мифологических, там меньше героики, чем в уладских сказаниях, и они не столь романтичны, как повести о фениях. Сюжетами исторических саг являются королевская власть как идея и судьбы различных ирландских династий.
3. Датировка ирландских саг
В период с 3 по 7 век формируется ирландский героический эпос, разумеется первые его образцы были исключительно устными, почти весь древний европейский эпос происходил из фольклора, а уже потом записывался христианскими монахами (8-14 вв.), сначала на латинском, а потом на местных вариантах письменного языка, основанного на той же латыни.
Тексты имеют в себе некоторые маркеры, указывающие на их первоначальную устную форму: многочисленные повторы (позволяют облегчить запоминание) и частое использование прямой речи. Следует отметить особую значимость исландских и валлийских историй: они нечто большее чем устная поэзия - это единственные источники, сохранившие в себе древние верования кельтов, в себе они зафиксировали обилие сверхъестественного, богов, мифических существ, чудодейственных превращений и прочего.
Прежде чем принять свой окончательный вид саги развивались в течении 7-8 веков, и естественно, они сохранили в себе элементы быта и нравов прошедших эпох. Читая те или иные эпические произведения нередко замечаешь разного рода анахронизмы, когда в повести причудливым образом переплетаются, казалось бы, несовместимые хронологически детали самых разных сортов.
Саги формируются и развиваются в период относительной независимости Ирландии т.е. до 10 века. Формирование Уладского цикла местные хроники относят к началу нашей эры (хотя это вероятно не соответствует действительности). Финский цикл вообще имеет легендарный характер, то есть исторических прототипов не имеет. Остальные саги датируются 6-7 веками.
4. Сюжеты ирландских саг
Сказания можно поделить по разным сюжетным группам: разрушения (Togla), похищения скота (Tána), Сватовства (Tochmarca), Битвы (Catha), Пиры (Fessa), Приключения (Echtrai), Похищения и тайные бегства (Aithid), Резни (Airgne), Набеги (Tomadma), Видения (Físi), Любовные истории (Serca), Военные походы (Sluagid), Вторжения (Tochomlada), Укрытия (Uatha), Плавания (Immrama), Насильственные смерти (Oitte), Осады (Forbassa), Зачатия и рождения (Coimperta), Безумия (Buili).
5. Кто придумал саги, и кто их рассказывал?
Придумал их очевидно народ (в частности - хранители устных преданий), сознательной ли частью своего «я» или бессознательной – неважно, так или иначе саги являются частью общего мифотворческого процесса, в который по природе своей вовлечены человеческие существа вот уже многие тысячи лет.
Различные античные авторы (которые первыми оставили письменные свидетельства о кельтах) по-разному говорили о хранителях устных преданий среди кельтов. Цезарь в своих «записках» называл их друидами, правда помимо создания, хранения и распространения устной традиции, они занимались еще и отправлением религиозного культа, судопроизводством и гаданием. Друиды, говорил цезарь, решительно отвергали письменную фиксацию легенд хотя сами умели писать на греческом. Причиной тому были два момента. Первый: устное обучение позволяет ограничивать обучение и сохранять монополию на знания. Второй: устное запоминание тренирует память. Однако, упомянутая выше «монополия» условна, в основном же, устная форма рассказа была доступна всем людям и все они могли приобщаться к тем знаниям, сюжетам и мифологическим интерпретациям, которые эти истории в себе содержали.
Страбон и Диодор Сицилийский в отличие от цезаря многочисленные функции друидов разделяют между лирическими поэтами (барды), провидцами (предсказатели будущего) и друидами (философы и богословы).
Ранняя ирландская мифологическая традиция соответствует сведениям Диодора и Страбона: религия, гадание, обучение и поэзия были в руках бардов, фелидов и друидов.
Творчество бардов было связано с лирической поэзией, имеющей как правило музыкальное сопровождение, они сочиняли хвалебные песни в честь князей и героев, или поносные стихи, направленные против личных или родовых врагов. Различались барды оседлые состоящие на службе у князя и бродячие, живущие на добровольные пожертвования слушателей.
Фелиды были прорицателями, законодателями, знатоками генеалогий, старых верований и преданий, были рассказчиками эпических повестей.
6. Жизненный уклад ирландцев в эпосе
Поселившись в Ирландии в 6 веке до н.э., кельты находились на архаической родовой стадии. Ирландское общество с момента своего образцовая в плоть до первых контактов с европейцами продолжало находиться на этой стадии. Эта «родовая» специфика относится не только к организации общества, но и к культуре и литературе как продукту оной. Общество ирландцев было изолировано вплоть до первых набегов скандинавов в 8 веке.
Для родового строя характерны следующие учреждения и обычаи:
- общинное землевладение
- натуральное хозяйство
- власть вождей или старейшин
- общее народное собрание всех взрослых мужчин
- парный брак с пережитками группового брака
- обычай усыновления
- кровная месть (в поздние периоды заменяется выкупом)
- культ племенных богов, природных сил, духов
- практика магических обрядов и заклинаний
В течении первого тысячелетия нашей эры (возможно, ближе к середине) наблюдаются признаки разложения родового строя, проявляющиеся в имущественном и правовом неравенстве, захвате части земель в личную собственность вождями или старейшинами.
7. Соответствуют ли мифы и легенды из ирландских сказаний тем, что существовали в железном веке или в период римского господства?
Ответить на этот вопрос можно, сравнив непосредственно те мифы, образы и мотивы, которыми пестрит ирландская или валлийская литература, с многочисленным изображениями, археологическими находками и прочими остатками материальной культуры железного века и периода римской оккупации.
Сохранилось множество изображений (начиная с железного века) на камнях, статуэтках, котлах и прочем. Как правило это рисунки, изображающие различных существ: змей с рогами баранов, трехлицых людей, трехрогих быков, лошадей с человеческими головами, людей с оленьими рогами, вообще, самое распространенное изображение – это именно человеческая голова.
Кельтское искусство достигло расцвета в период между 5 и 1 веком до н.э., но на западных и северных окраинах Британии оно продолжало существовать в течение всей римской эпохи (до 2 века). В Ирландии же местные художественные стили вообще не были потревожены римским влиянием, распространившееся там христианство не оказало существенного влияния.
Магический котел, сосуд способный воскрешать мертвых и обеспечивать их едой — один из самых популярных образов ирландской и валлийской мифологии. Судя по известным нам сказаниям котлом этим обладал бог Дагда. Другой ирландский миф о котле связанный с сакральной королевской властью. Котел упоминается во второй ветви Мабиноги, а также известен котел Керидвен из «Книги Талиесина».
Многочисленные котлы были найдены в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. Их погружали в болото или озеро во время ритуального действия, например, два листовых бронзовых котла помещенных в озеро Ллин Вуар (Южный Уэльс) в 700 г. до н.э.; Гундеструпский котел (1 век до н.э.) с изображенными на нем повествовательными сценами. Он был вероятно священным сосудом. Многие изображения с котла демонстрируют кельтский пантеон, являют нам парад богов и богинь. Присутствует там и фигура рогатого человека или рогатой змеи известных также по галло-британским скульптурам, относящимся к римскому периоду. Все это говорит о том, что существовала целая группа отдельных космологических преданий (еще в железном веке), частично сохранившихся в период римской оккупации Британии и галлии.
Мотив тройки. Это было священное число и в ирландской и валлийской традициях.
- богини сражения Морриган, Бадб и Маха всегда являются втроем.
- три бога ремесел: Гобниу, Лухта и Крейдне.
- олицетворения самой Ирландии: Эриу, Фодла, Банба.
- Кухулин заплетал волосы в 3 косы и убивал врагов по трое.
- королей можно ранить, сжечь и утопить.
Традиция трехглавых божеств была распространена также в Галлии. В римской Британии часто встречаются тройные богини-матери, а также скульптуры странных фигур в капюшонах.
Мистические человеческие головы. Во многие ирландских сказаниях упоминаются человеческие головы и их сверхъестественные способности: отрубленная голова Коналла Кернаха вмещала в себя 4-х человек, сам Коналл вообще не ложился спать, не положив под колено отрубленную вражескую голову. Бендигейдвран из второй ветви «Мабиноги» перед смертью повелел отрезать ему голову, отнести ее к белой горе в Лондоне и похоронить лицом к Франции. Таким образом, пока голова лежит себе на месте Британии не страшны никакие угрозы.
Вероятно, бзик на головах очень древний и проистекает из доисторических ритуалов и верований, собственно, как и пристрастие к котлам. Археология отыскала множество голов из камня и дерева, символами в виде головы украшались металлические изделия, а настоящие человеческие головы помещались в специальные места: колодцы, реки, ямы и храмы.
Сила слов. Ирландцы верили, что слова были способны причинять ущерб, тема эта была постоянной в ирландских средневековых сказаниях. В «Похищении Быка из Куальнге» говорится о бардах и шутах королевы Медб, которых она послала напасть на Фердиада, и оружием их были слова, которые могли изуродовать лицо человека, покрыть его нарывами и сыпью.
Проклятья и гейсы. Гейсы – это запреты, предостережения против какого-то поступка. Когда человек не желал или не мог прислушаться к ним, проклятья были неизбежны. Например, гейс Кухулина – никогда не есть собачатины.
8. Место в средневековой литературе
Ирландский героический эпос ровным счетом, как и эпос других европейских народов является одним из тех ключевых компонентов, которые характеризует средневековую литературу и отличает ее от античной или христианской. Мифология и фольклор германских и кельтских народов содержали в себе древнюю традицию, восходящую к эпохе родового строя. Несмотря на свою древность, устные эпические предания сохранили свое уникальное содержание и образность, и обогатили всю последующую средневековую литературу, навсегда преобразовав ее облик.
Литература:
1. Исландские саги. Ирландский эпос. Составители: М.И. Стеблин-Каменский, А.А. Смирнов 1973 г.;
2. Похищение Быка из Куальнге / Пер. с ирл. С. В. Шкунаева, Т. А. Михайловой, В. И. Швыряева 1985 г.;
3. Миранда Олдхаус-Грин "Кельтские мифы. От Короля Артура и Дейрдре до фейри и друидов".