По роду своей деятельности я общаюсь и встречаюсь с коллекционерами живописи, как правило это очень интересные, талантливые люди, тонкочувствующие с прекрасной интуицией. За ними всегда очень интересно наблюдать, как они делают свой выбор 🌿
И об одном из таких талантливых коллекционеров мне захотелось написать #рассказыокрасоте 💖🌈
Сергей Щукин — интуиция, способность к риску, готовность приобретать работы художников, не имеющих стабильного признания и еще не завоевавших мир, позволили Щукину стать заметным на фоне западных собирателей рубежа 19 и 20 веков. Он самостоятельно принимал решения, воспитывал в себе коллекционера, приобретал не те произведения, которые должны были нравиться, а те, что его будоражили и задевали, осваивал искусство новых художников 🌿☀️
Сергей был один из четверых сыновей купца Ивана Щукина, старообрядца и коллекционера. Все Щукины были коллекционерами. Сергей сделался азартным собирателем лишь после сорока. Его братья были одержимы этой страстью с молодости: «Стоит нам посмотреть на рисунок, картину или любую другую вещь, как мы настораживаемся. Не можем сразу определить, в чем дело, но что-то чувствуем», — говорил о фамильном щукинском нюхе старший брат Сергея Дмитрий Щукин.
После смерти отца Сергей Иванович оказался единственным наследником, который имел интерес и желание вникать в семейное дело.
Четверть века он управлял настоящей текстильной империей: оборот торгового дома «И. В. Щукин с сыновьями» был огромным, к 1914 году капитал фирмы составлял 10 млн рублей☝️
Сергей сильно заикался и был маленького роста и оттого старался быть успешнее, известнее и богаче братьев. Всю жизнь он нуждался в сильных эмоциях — они были необходимы ему как воздух. По собственной воле Сергей Щукин воздвигал перед собой препятствия и с блеском их преодолевал: мог провернуть рискованную сделку, уплыть в Индию, пройти с караваном по Синайской пустыне или купить Пикассо или Матисса, приведя в шоковое состояние окружающих 😉🌿💖
Искусство стало для него способом что-то побеждать в себе, совершенствоваться и «расширяться» 🌿
Формирование коллекции прошло в два этапа: в 1897—1906 годах Сергей Щукин приобретал картины импрессионистов, в 1906—1914 годах его интересы перешли к постимпрессионизму.
Щукину удалось собрать лучшие образцы современного ему французского искусства.
Он признавался своей дочери:
"Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай её."☝️
В 1904 году Сергею Щукину исполнилось пятьдесят.
Уже куплены «Скалы в Бель-Иль», «Лондонские туманы» и «Завтрак на траве» Клода Моне. За пять лет он приобрел более 50 полотен, но увлечение символистами и импрессионистами остается в прошлом: в Москву мчатся полотна Гогена, Сезанна и Ван Гога.
И вот он уже готов заплатить за таитянскую Венеру Гогена, прекрасную «Жену короля», немыслимую цену — 30 000 франков (стандартная цена полотна художника — 8000 франков). К восприятию новой живописи владелец текстильной империи был подготовлен: подбор ассортимента тканей выработал у него профессиональное отношение к цвету и рисунку 🥰
В живопись Матисса Щукин влюбился всем сердцем, раз и навсегда. В 1909 году он рискнет заказать Матиссу огромные декоративные панно с обнаженными фигурами «Танец», которое спустя сто лет назовут Джокондой нового искусства.
«Будут кричать, смеяться, но, поскольку, по моему убеждению, Ваш путь верен, может быть, время сделается моим союзником и в конце концов я одержу победу», — написал Щукин Матиссу. «Требовалась смелость написать панно, но требовалась и отвага купить их», — скажет Матисс 💖🌿
«Очень часто картина с первого взгляда не нравится, отталкивает. Но проходит месяц, два — ее невольно вспоминаешь, смотришь еще и еще. И она раскрывается. Поймешь и полюбишь», — признавался Щукин журналистам.
Именно так случилось с Пикассо, чью первую картину Щукин купил осенью 1909 года. Показывать ее он долго не решался: «Дама с веером», состоявшая «из треугольников и геометрических фигур», вносила резкий диссонанс во все собрание, поэтому была повешена в полутемном коридоре. Но в один прекрасный день он попал под гипнотическое влияние живописи Пикассо… и начал покупать картину за картиной. В свой кабинет в 25 кв.м. он вместил 51 работу Пабло Пикассо! ☀️🌈
Однако Щукин не остановился на Пикассо, а пошел дальше. В 1912 году он поразил всех, привезя в Москву полотна таможенника Руссо, угадав направление, которому принадлежало будущее: наивное искусство.
Последним его кумиром станет Андре Дерен, чьи коричнево-черные полотна мало походили как на сочную, жизнерадостную живопись Матисса, так и на откровенно сотворенный мир кубистического Пикассо🌈🌿
Сергей Щукин в 1909 году открыл свою коллекцию для показов в его доме и с удовольствием водил сам экскурсии по залам, а «молодежь стояла разинув рты, похожая на эскимосов, слушающих граммофон», перед холстами художников крайнего течения. Благодаря этому в Москве появился знаменитый на весь мир, искусство первого русского авангарда ☝️
С началом первой мировой войны, Щукин иммигрировал в Германию, а затем во Францию. Коллекция осталась в России согласно его воле,
«…я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».
Щукины никогда не нуждались, но с коллекционированием было покончено раз и навсегда. «Если бы вдруг я опять стал собирать, то, наверное, начал бы с Дюфи» 🌷💖
Созданная Сергеем Щукиным за 20 лет коллекция, оценивается от $5 млрд. (данные 2019г.) и сейчас её делят между собой Пушкинский музей и Эрмитаж.
P.S. Есть замечательная книга "Сага о Щукиных. Собиратели шедевров", Н. Семёновой.
P.S.S. Насмотренность прежде всего и слушаем себя 😉
Всем Любви 💖🌿
#сергейщукин #рассказыокрасоте #коллекционеры