Многогранность деятельности отдельных представителей профессорско-преподавательского коллектива Кубанского государственного технологического университета не имеет границ. Наша редакция убедилась в этом в очередной раз, пообщавшись с Сергеем Сергеевичем Близниченко – заслуженным строителем Республики Адыгея, кандидатом технических наук, доцентом кафедры транспортных сооружений имени профессора К.А. Дарагана, профессором Академии военных наук, членом Совета старшин Краснодарского регионального отделения Российского Морского собрания. Более 40 лет он занимается исследованием непростых судеб военнослужащих Военно-морских сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии, воссоздает из небытия их биографии. Как обычное увлечение переросло в научное исследование и насколько сложно найти достоверную информацию – читайте в интервью.
– Почему Вы – профессиональный ученый-дорожник, бывший заведующий кафедрой автомобильных дорог, начали интересоваться именно политическими репрессиями командно-начальствующего состава Военно-морского флота?
– В начале профессионального пути у меня не было собственного жилья в Краснодаре. Сначала жил в общежитии, затем стал снимать квартиры. Так, в 1978 году я оказался в доме родной сестры Ивана Кузьмича Кожанова – командующего Балтийским (1921), Тихоокеанским (1922 – 1924), Черноморским (1931 – 1937) флотами. Под впечатлением рассказов Александры Кузьминичны о брате я стал собирать литературу на военно-морскую тематику. Покупал любую книгу, в которой хотя бы несколько строк было посвящено И.К. Кожанову и его сослуживцам. Первой была "Флагман флота Кожанов", изданная в 1980-м Воениздатом. Постепенно у меня собралась большая библиотека мемуаров флотоводцев и исторических трудов советских ученых о боевом пути отечественного Военно-морского флота. Тогда я понял, что хочу не только изучать, но и восстанавливать персоналии командующих ВМФ. Начал я, естественно, с И.К. Кожанова. Недостающие данные собирал в разных местах: г. Севастополе (в библиотеке и музее Черноморского флота), г. Ростове-на-Дону (изучал фонды Донской государственной публичной библиотеки), станице Вознесенской на Кубани (беседовал с местными казаками об их станичнике И.К. Кожанове).
– Как Вы проверяете достоверность информации?
– Это очень серьезный вопрос. В отличие от архивов, где собраны только факты, в библиотеках и данных, которые предоставляют родственники погибших моряков, всегда есть какие-то неточности. Я восстанавливаю ход событий по архивным данным и дополняю их остальной информацией.
– Вам кто-нибудь помогает с поиском информации?
– Есть несколько человек. В 2010 году я посетил Российский государственный архив Военно-морского флота в Санкт-Петербурге и познакомился с директором – доктором исторических наук Валентином Георгиевичем Смирновым. Он помог в поиске интересующей меня на тот момент информации. После этого мы вели переписку. В 2011 году я также встретил несколько заинтересованных людей в московских архивах. Иногда сведения дают родственники репрессированных флагманов и капитанов.
– Какую самую запоминающуюся "историческую находку" Вы можете вспомнить?
– Их много. Когда я стал публиковать свои работы, начал получать письма от родственников репрессированных военных моряков. Первое было из Таллинна. Наверное, оно и было одним из самых запомнившихся. После публикации в «Военно-историческом журнале» статьи о заместителе начальника Военно-морских сил РККА флагмане 1-го ранга (вице-адмирале) Иване Мартыновиче Лудри, ко мне обратился за помощью его внучатый племянник. Он хотел узнать, где похоронен его дед. Я сообщил ему о месте захоронения. После этого мы начали активно вести переписку. Всегда откликаюсь на просьбы родственников о помощи в поисках сведений об их предках, служивших в ВМС РККА и ВМФ СССР. Обращающиеся ко мне люди часто дают доверенность для работы с данными их родственников в Центральном архиве ФСБ РФ.
– Какой из своих работ Вы гордитесь больше всего?
– Книгой "Флотоводец Иван Кожанов" (2006). К сегодняшнему дню я собрал много интересных архивных материалов. Поэтому в ближайшем будущем мне предстоит ее существенно дополнить и переработать. В следующем году исполняется 125 лет со дня рождения И.К. Кожанова. К этому времени я планирую издать монографию.
Как только я начал писать об И.К. Кожанове, у меня родилась идея донести историю о нем до других людей. Вначале я писал письма в Главный морской штаб в Москве, хотел, чтобы именем Кожанова наименовали корабль, но моя просьба была отклонена. Затем я отправил письмо в Севастополь с просьбой присвоить имя Кожанова одному из военно-морских училищ, но и эта просьба была отклонена. И только спустя 40 лет, 4 ноября 2020 года, в День памяти жертв политических репрессий была утверждена Федеральная целевая «Программа, направленная на увековечение памяти репрессированных и впоследствии реабилитированных советских военачальников и руководителей разведки». В соответствии с этой Программой 20 октября в нашем городе будет установлен бюст Кожанова в новом микрорайоне Краснодара на Адмиральском проспекте.
– Сложно совмещать работу по специальности и историческое исследование?
– Нелегко. Мое увлечение требует много времени. Материалы накапливаются, а обработать и систематизировать их не успеваешь. Занимаюсь этим в выходные дни и отпуска. Я изучаю историю политических репрессий в советском Военно-морском флоте более половины своей жизни, но полностью погрузиться в это невероятно интересное дело смог только с 2010 года.
– Если бы Вы еще в детстве знали, что Вам будет интересно заниматься историей, Вы бы выбрали другую профессию?
– Может быть, я и стал бы историком. Всегда, когда я заходил в архив или библиотеку, у меня в подсознании была мысль о том, что именно эта стезя – мое истинное призвание. Я часто забывался и проводил там много времени. Но история, как и жизнь, не знает сослагательного наклонения. Я ни о чем не жалею: и как ученый-дорожник, и как военный историк я добился определенных высот и должного признания в кругу моих коллег. Мой индекс публикационной активности (Хирша) равен 13. На сегодняшний день из 367 моих научных трудов, размешенных в электронной научной библиотеке eLIBRARY, 223 монографии и статьи опубликованы в ведущих центральных исторических журналах: «Вопросы истории», «Морской сборник», «Военно-исторический архив», «Военно-исторический журнал», «Новейшая история», сборниках научных трудов международных исторических конференций и многих других изданиях, а 144 – в центральных дорожных журналах и сборниках научных трудов международных конференций (среди них множество работ со студентами). Ежегодно выпускные квалификационные работы моих дипломников занимают призовые места на всероссийских смотрах-конкурсах ВКР. Так что - жизнь удалась!
Анастасия Алексеева, редактор пресс-службы