Найти тему
MobiusBlog

1054 год. Про имперское папство, сверхновую SN1054 и раскол христианства

Европа. Темные века.

Голод, эпидемии. Нашествия арабов, викингов, мадьяр.

В 1000 году так и не наступил Конец Света. Не наступил он и в 1033.

Прошли времена Рима и Карла Великого, когда Европа была единой и могущественной. Надежда была на католическую церковь и Римского Папу - наместника Иисуса Христа на Земле. Все владыки земные и духовные должны ему поклониться и христианский мир станет единым.

Нашлось и завещание императора Константина - «Константинов дар». Император в благодарность за исцеление от проказы даровал верховную власть в Империи Римскому Папе Сильвестру I. Для Темных веков документ выглядел вполне убедительно.

Эпоха Имперского папства началась в 1048 году, когда родственник императора епископ Бруно был избран римским папой на соборе в Вормсе. После выборов Бруно и с ним два священника Гумберт и Гильдебранд пришли в Рим пешком в одежде паломников с непокрытыми головами. Бруно был рукоположен в папы под именем Льва IX. Гумберт стал кардиналом, а Гильдебранд - диаконом и папским администратором.

Начался конфликт с православной византийской церковью из-за сицилийских приходов. Католики норманны завоевали часть Сицилии и начали переводить православные церкви на католический обряд. В ответ Византийский Патриарх Михаил Керуларий приказал закрыть в Константинополе все католические церкви. Сакелларий Никифор выбрасывал Святые Дары и топтал их ногами.

Завязалась переписка православных теологов с Римом по спорным вопросам.

Основным теологическим расхождением был источник Святого Духа. У православных Святой Дух исходил только от Бога Отца. Латиняне в 1014 году включили в Символ Веры, что Дух Святой может исходить и от Сына Божия.

Но больше всего споров вызвал хлеб для Святых даров. У католиков это были опресноки на бездрожжевом хлебе, у православных - просфоры на дрожжевом.

От византийцев переписку вёл Лев архиепископ Охридский и иеромонах Студийского монастыря Никита Стифат, от католиков отвечал сам Лев IX, но стиль посланий позволил предположить авторство кардинала Гумберта. [9]

Папа Лев IX отправил Патриарху Керуларию послание, в котором требовал признать главенство Святого Престола. Папа ссылался на «Константинов Дар», однако Патриарх увещеваниям не внял.

В начале 1054 года кардинал Гумберт с двумя другими легатами отправились в Константинополь.

На Византию с востока надвигались турки-сельджуки и Императору Константину IX Мономаху была нужна помощь Запада. Папских легатов приняли с почестями и поселили в загородном дворце Пиги на берегу Босфора. [4]

Проблемы начались с первой встречи легатов с патриархом. Патриарх принял их в окружении епископов, легаты вручили послание от Папы, а патриарх указал им место среди епископов. Легаты ожидали, что патриарх предложит им свое место, как представителям Пап, гордо развернулись и вышли, не сказав ни слова.

В апреле голубиная почта принесла известие о смерти Папы Льва IX.

24 июня состоялся диспут с Никитой Стифатом в присутствии императора. После диспута Никита публично признал неправоту и сжег своё антиримское сочинение. диспуты. Однако Патриарх поражения не признал. Попытки Императора примирить стороны были безуспешны.

-2

А 4 июля 1054 года вспыхнула сверхновая SN1054. Папский легат от которого зависело будущее христианской церкви, терзался сомнениями в чужом жарком Константинополе, молился, просил помощи у Господа, и тут на небе вспыхнула звезда, которую видно днем! Знак Божий! Звезда призывала действовать. 

Рано утром 16 июля легаты вошли в Святую Софию, растолкали растерявшихся диаконов и Гумберт положил на алатарь грамоту об отлучении Патриарха Михаила Керулария и его последователей. Нечеткость формулировки позволила впоследствии трактовать грамоту как отлучение от церкви всех православных, но на самом деле отлучили только Патриарха Керулария, сакелария Никифора и Льва Охридского.

В ответ Патриарх собрал 20 июля Синод, который отлучил трёх легатов за недостойное поведение в храме. Жители Константинополя были возмущены поступком легатов, в городе начались волнения,. 

По совету императора легаты срочно уехали.

Я думаю, что Гумберт просто психанул. 

Жара, незнакомый город, там ещё сверхновая 1054 в небе горит, вышел из себя, пошел с друзьями и отлучил

Объективных причин для отлучения Керуларич не было. 

Император хорошо относился к Гумберту, он выигрывал диспуты у православных священников.

Вряд ли можно было ожидать, что в результате этих диспутов вся Византия перейдет в католицизм.

У Гумберта в общем-то даже и права отлучать не было: Папа Лев умер, нового ещё не избрали, а отлучение Константинопольского патриарха очень серьёзный шаг 

Вообще, один из немногих случаев, когда три человека изменили судьбу планеты

Легаты могли объявить отлучение, могли не объявлять. 

Объявили и история пошла по другому пути.

Раскол христианства привёл к разгрому Византии во время IV Крестового похода и вражде католиков и православных. 

В 1073 Римским Папой был избран Гильдебранд под именем Григория VII, который завершил реформы церкви, получившие название «Григорианские». 

В 1075 Папа Григорий выдал буллу, которой передавал Русское королевство в лен старшему сыну Ярослава Мудрого князю Изяславу, который бежал в Европу, свергнутый братьями. Через три года Изяслав вернулся на Киевское княжение, но решение Папы сохранил в тайне.

С избранием Гильдебранда Римским Папой закончились Темные века и началась эпоха Имперского Папства. 

Папы объединили Европу для освобождения Святой Земли. По призыву Рима цвет европейского рыцарства бесцельно погиб в Крестовых походах. 

7 декабря 1965 года на Втором Ватиканском Соборе Патриарх Константинопольский Афинагор I и Римский папа Павел VI взаимно сняли анафемы с легатов и Керулария с помощниками. 

Сверхновая SN1054 стала Крабовидной туманностью радиусом 6 световых лет.

Радиус 6 световых лет.
Радиус 6 световых лет.

Подписаться на канал MobiusBlog

ЛИТЕРАТУРА:

  1. История Русской Церкви. Том 2. История Русской Церкви в период совершенной зависимости ее от константинопольского патриарха (988-1240) Митрополит Макарий
  2. Михаил Дмитриевич Приселков - Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XII вв.
  3. Полемика и схизма. История греко-латинских споров IX-XII вв. Бармин А. В. Издательство: Институт Святого Фомы, 2006 г.