С детства влюблен в этот альбом. Время показало, что не напрасно. Оценивать что-то можно лишь в сравнении с чем-то – и чем больше пластинок удается прослушать, тем вернее оценки. Ten Years After – это громоподобные блюзовые номера, адские скоростные соло, блюз-рок ближе к тяжелому року – и чем дальше, тем громче. Или тяжелый, со звуком, который может быть внутри кузнечного цеха, гитарный джаз. Это все очень здорово и круто, и бесконечные сверхзвуковые пассажи Элвина Ли в I’m Going Home, которую он играл на каждом из записанных концертов тоже впечатляют, но соревнование в скорости с самим собой быстро приедается. Первый альбом TYAне выходит на беговую дорожку и не ждет выстрела из стартового пистолета, чтобы рвануть с месте и начать обгонять всех, кого ни попадя. Это классический британский блюз шестидесятых – погруженный в реверберацию, как это было тогда принято, никакой демонстрации техники – просто техничная ровно настолько, насколько необходимо в каждой конкретной песне игра. Это не значит, что Ли здесь играет медленно. Нет, играет очень быстро, но духа соревнования нет, а есть просто погружение в материал. I Want To Know - быстро, очень быстро, еще быстрее – но меланхолия британского блюза просачивается даже сквозь эту несущуюся лавину нот – и растекается в следующей песне – I Can’t Keep From Crying, Sometimes. Гитарное соло в октаву, джазовые интонации на жесткой блюзовой структуре, полное понимание джазового уклона автора песни – Эла Купера. С нагнетанием напряжения и длинными брейками по томам, звучащими издалека, полупение-полушепот, полный интим. Adventures Of A Young Organ – инструментальная пьеса, диалог гитары и, соответственно, органа. Все очень быстро, но нежно и сдержанно и – как бы англичане не пытались играть блюз, хоть яростно, хоть с дикой скоростью, хоть в миноре, хоть в мажоре – все равно – меланхолия. Spoonful Вилли Диксона – мрачно, рублено по долям, все висит в пространстве, реверберация каменного зала, напряженное, нервное и набирающее скорость гитарное соло, гигантские шаги ритм-секции. Гитара словно пытается вырваться из каменных застенков, выстроенных басом и барабанами, но не получается и она рыдает длинной вибрирующей нотой… Холодная, почти готическая британская версия горячего номера Диксона. Losing The Dogs – вот и пришло веселье, стилизация под кантри-блюз с присвистом и покрикиванием. Оказывается, могут, если захотят. Но группа подсажена на лондонские туманы и редкие всплески веселья тонут в сырой мороси – северное понимание блюза впиталось в кровь и плоть миллионов европейцев – грустно, плохо и печально, но иногда - быстро я зло. Feel It For Me и Love Until I Die – быстрые, нервные, отчаянные песни совершенно растрепанного в чувствах человека, но очень точного в игре на инструменте. Блюзы каменного города, серого неба и молчаливых, закрытых людей с которыми – захочешь – и не поговоришь. И не докричишься. Акустическая Don’t Want You, Woman – короткая командировка в Америку и возможность прийти в себя после мрака Европы – простор, река, солнце, ферма и парни с акустическими гитарами на завалинке. Зато возвращение стирает память о каникулах напрочь. Десятиминутная драма Help Me, когда-то написанная Сонни Боем Уиллиамсоном превращена в нечеловеческий ужас, впрочем, затягивающий и щекочущий нервы. На таинственный ход баса и шепот Ли обрушиваются резкие аккорды гитары и грохот ударных. Шепот певца переходит в крик, визг – и его перехватывает гитара, которая будет живописать кошмары до конца пьесы. Альбом драматургичен – в отличие от остальных записей TYA про которые можно сказать – гитарист очень круто играет на гитаре. Очень быстро играет. Очень точно. И группа играет очень вместе. Ну, собственно, вот. Живописи дальше уже не будет – здесь она есть и она очень впечатляет. Меня, по крайней мере.