Найти в Дзене
В поисках красоты

🌺 Записки из Эрарты, эпизод III: Миражи.

Маленькое путешествие в красочный и загадочный мир современного искусства петербургского музея Эрарты подходит к концу. Впереди нас ждет встреча с самой светлой и радостной его стороной и с самой пугающей, конечно, сугубо с моей субъективной точки зрения — все-таки мировосприятие у каждого из нас имеет свои особенности и порой сильно отличается: то, что одному кажется добрым и красивым, другого может отталкивать и наоборот. Но об особенностях восприятия прекрасного и трактовки самого понятия красоты мы поговорим в следующей статье, поскольку речь там пойдет об очень, очень неоднозначной выставке. Сейчас же я предлагаю прогуляться в красочный мир цветных «миражей» Татьяны Бугаенко, а заодно и поразмышлять о том, насколько сильно впечатления о том или ином месте и явлении зависят от душевных качеств и особенностей мировосприятия того или иного человека, позволяющих порой увидеть нечто красочное и прекрасное даже в окутанном серым туманом скучном мегаполисе. Татьяна Бугаенко — художник-к

Маленькое путешествие в красочный и загадочный мир современного искусства петербургского музея Эрарты подходит к концу. Впереди нас ждет встреча с самой светлой и радостной его стороной и с самой пугающей, конечно, сугубо с моей субъективной точки зрения — все-таки мировосприятие у каждого из нас имеет свои особенности и порой сильно отличается: то, что одному кажется добрым и красивым, другого может отталкивать и наоборот.

Татьяна Бугаенко, "Снега" (фрагмент), из экспонатов выставки "Миражи"
Татьяна Бугаенко, "Снега" (фрагмент), из экспонатов выставки "Миражи"

Но об особенностях восприятия прекрасного и трактовки самого понятия красоты мы поговорим в следующей статье, поскольку речь там пойдет об очень, очень неоднозначной выставке. Сейчас же я предлагаю прогуляться в красочный мир цветных «миражей» Татьяны Бугаенко, а заодно и поразмышлять о том, насколько сильно впечатления о том или ином месте и явлении зависят от душевных качеств и особенностей мировосприятия того или иного человека, позволяющих порой увидеть нечто красочное и прекрасное даже в окутанном серым туманом скучном мегаполисе.

Татьяна Бугаенко — художник-колорист из Омска, чьи картины больше всего, наверное, близки по духу полотнам знаменитых импрессионистов: на них изображены не только и не столько какие-то места и объекты, а в первую очередь — личные впечатления художника.

Татьяна Бугаенко, "Снега", из экспонатов выставки "Миражи"
Татьяна Бугаенко, "Снега", из экспонатов выставки "Миражи"

Когда-то подобный подход к живописи вызывал негодование и непонимание: казалось бы кому интересны чьи-то впечатления и эмоции, однако позже с течением времени, когда в бешеном темпе индустриального мира люди утратили способность видеть и воспринимать красоту обычных явлений и окружающей действительности, отчасти просто из-за банальной нехватки времени и стремительность жизни, импрессионисты вдруг в одночасье стали бешено популярны. И популярность эта нисколько не теряет с годами...

Почему вдруг в современном мире так резко возросла цена «впечатлений»? Из-за усталости от материального? Из-за нехватки чего-то настоящего, живого? Или из-за желания ощутить светлую магию добрых и искренних эмоций, настоящих чувств, способных пробудить нечто такое в сознание, что мы чаще всего именуем «душой»?

Татьяна Бугаенко, "Городской тума", из экспонатов выставки "Миражи"
Татьяна Бугаенко, "Городской тума", из экспонатов выставки "Миражи"

Подобные мысли каждый раз возникают у меня в голове, когда я вижу одну из любимых картин Клода Моне — пока логика, отягощенная ограничительными рамками скучных знаний, пытается понять в чем прелесть их эстетики, что-то бессознательное, что-то на уровне чувств и эмоций видит в них что-то близкое, знакомое и очень желанное, что-то, что мягкими звуками отзывается в глубинах усталой души...

Подобные ощущения возникли у меня и когда я случайно забрела на выставку Татьяны Бугаенко. Поначалу я увидела что-то яркое: притягательное и очень приятное для глаза сочетание каких-то летних красок и цветов. И хотя я еще не видела названия картин, не понимала о чем они, и не знала какому феномену или сюжету посвящена эта выставка, я почему-то в одночасье ощутила массу очень добрых и приятных эмоций-впечатлений...

Татьяна Бугаенко, "Закат на 34-й улице" , из экспонатов выставки "Миражи"
Татьяна Бугаенко, "Закат на 34-й улице" , из экспонатов выставки "Миражи"

Самым сильным было чувство безграничного тепла, непросто физически ощущаемого, а какого-то насыщенного, летнего, пронизанного ароматами сухого морского бриза и песочной жары, которые сразу оглушают где-то на берегах Крыма или Средиземноморья в тот момент, когда впервые выходишь из самолета...

Яркие летние краски солнечными брызгами согревали и радовали уставшее сознание, пробуждая в нем какие-то веселые искорки-воспоминания: то бирюзовой свежестью обрамляя белоснежные паруса стройной «Регаты», то выскальзывая теплыми мазками из-под едва угадывающихся полукружий изящных арок какого-то итальянского моста — я не знаю почему он мне показался итальянским, хотя в названии картины нет на это указаний, но мой мозг почему-то решил, что такой солнечный мост может быть только где-то в Италии...

Татьяна Бугаенко, "За мостом", из экспонатов выставки "Миражи"
Татьяна Бугаенко, "За мостом", из экспонатов выставки "Миражи"

Или вот южная, алеющая луна в безграничном царстве роскошного синего, который кажется поглощает все вокруг и захватывает тебя с головой...и вот уже сами собой возникают в голове знакомые ощущения: густой сумрак южной ночи, наполненный множеством сказочных, тягучих цветочных ароматов и странной теплой свежестью, а еще — ожиданием чего-то непонятного, но очень желанного...

Чего-то, что едва-едва угадывается на самом краешке утомленного и загнанного сознания в очертаниях сказочных миражей, возникших в переплетении детских фантазий и вечно откладываемых взрослых мечтах — чего-то к чему мы так истово стремимся всю жизнь... С течением времени это что-то либо станет реальностью, либо превратится в мираж — один из множества, затерянных в глубинах человеческой памяти или погребенных под завалами бессмысленных ограничений и выдуманных установок...

Татьяна Бугаенко, "Красная луна", из экспонатов выставки "Миражи"
Татьяна Бугаенко, "Красная луна", из экспонатов выставки "Миражи"

Наверное, именно поэтому выставка и получила такое название - «Миражи»: эмоции и чувства, которыми наполнены наши воспоминания, подобно миражам возникают где-то в глубинах нашего сознания в моменте — такие ясные четкие, живые, что кажется стоит только протянуть руку, и ты «поймаешь» это впечатление: снова окажешься в мире солнечного детства или беззаботного юга, самых счастливых и радостных воспоминаний....

Но в тот самый момент, когда ты уже почти кожей физически ощущаешь реальность впечатления, всю полноту и гамму давно забытых чувств, все то, что когда-то заполнило одну ячейку памяти как один из лучших и самых светлых моментов жизни...впечатление вдруг в одночасье рушится — мираж ускользает и снова манит где-то вдалеке, в образе почти недостижимой мечты...

Татьяна Бугаенко, "Регата", из экспонатов выставки "Миражи"
Татьяна Бугаенко, "Регата", из экспонатов выставки "Миражи"

И снова ты вынужден вступить в борьбу, окунуться в бешеную динамику жизни, чтобы попытаться дотянуться до своего ускользающего миража, сделать его наконец-то реальным...Не всегда и не у всех это получается: кто-то из нас сдается сам, кого-то ломает жизнь, а кто-то просто плывет по течению... Не знаю почему, но последних мне особенно жалко — это страшно вот так пропускать жизнь, уныло существовать и отворачиваться от своей мечты, превращая свой мир в тюрьму для души, а мечты — в далекие, недостижимые миражи...

В этой связи почему-то вспоминается одна из картин Татьяны Бугаенко, представленных на выставке, — единственная, в которой не было легкого счастья и радости света, мягкой душевной теплоты, ощущаемой в других картинах художницы. Это «Марионетки»: несколько цветных размытых силуэтов на сером безжизненном фоне, над которыми замерли руки невидимого кукловода...

Татьяна Бугаенко, "Марионетки", из экспонатов выставки "Миражи"
Татьяна Бугаенко, "Марионетки", из экспонатов выставки "Миражи"

Мне почему-то этот сюжет показался пугающим: только вглядитесь, ведь за первыми силуэтами видны очертания множества других — уже посеревших, почти слившихся с фоном — забытые, безжизненные куклы, которые неинтересны даже своему кукловоду, да и кто этот самый кукловод? Почему в очертаниях угадываются силуэты реальных людей? Что на самом деле хотела изобразить художница, какой «мираж»?

В моем понимание — это отражение одного из самых болезненных современных явлений: утраты индивидуальности и способности бороться. Мне видятся здесь человеческие души: поначалу они яркие и особенные — каждая живет в своей тональности, своей цветовой палитре, но потом, под гнетом обстоятельств и жизненных проблем, она в постоянных уступках и ограничениях, отговорках и проблемах, желании вписаться в стандарты и соответствовать общепринятым нормам, теряет себя, забывает о том, что было важно именно для нее, отворачивается от своей мечты, своих ценностей и приоритетов, становится такой же как все — поглощенной сиюминутными материальными потребностями-обманками, достижение которых приносит лишь краткую радость и более или менее приемлемое положение в кругу себе подобных...

Татьяна Бугаенко, "Озеро", из экспонатов выставки "Миражи"
Татьяна Бугаенко, "Озеро", из экспонатов выставки "Миражи"

Расплата при таком подходе не заставит себя ждать — с течением времени душевные силы иссякнут, что-то светлое и доброе может навсегда погаснуть, из жизни уйдет радостная симфония красок и добрых впечатлений, останется лишь ощущение серости и тоски, ощущение того, что жизнью управляет некий невидимый кукловод, а человек — всего лишь игрушка в его руках, неспособная повлиять на свою жизнь...

Почему мне страшно, потому что больше всего на свете я боюсь превратиться в одну из этих серых фигурок, слившихся с безликим миром обыденной реальности, боюсь потерять себя...А еще мне очень боязно потерять мой личный мир ярких и красочных миражей, и хотя я уже понимаю, что далеко не все из них станут для меня реальностью, но все же стремится к ним я буду пока не иссякнут мои силы. И очень надеюсь, что на этом пути бирюзово-сиреневый цвет моей души не уступит серой безысходности угрюмого большинства...

P.S: как всегда, когда я пишу о мире живописи, статья получилась немного сумбурной и, наверное, слишком эмоциональной, за что прошу прощения. И отдельное спасибо тем, кто дочитал ее до конца. Буду признательна, если вы поделитесь своими впечатлениями о картинах художницы в комментариях.

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Другие статьи серии:

🌺Записки из Эрарты, эпизод I: на странных берегах.
В поисках красоты5 июня 2022

Об импрессионистах:

🌺Очарование и загадка датского импрессионизма.
В поисках красоты4 сентября 2021
🌺 Сад, который нарисовал Клод Моне: природа как полотно художника
В поисках красоты23 марта 2020