Найти в Дзене
Правила жизни

Театр без чувств: каково это — играть с роботом на одной сцене

Актриса токийского театра Seinendan Мидзухо Нодзима делится впечатлениями от игры на сцене с роботом.

Первый раз я играла на сцене с роботом в пьесе нашего режиссера Ориза Хирата «В сердце джунглей». Действие происходит в Конго. Группа приматологов изучает карликовых шимпанзе, пытаясь найти ответ на вопрос «Что делает человека человеком?». Это были два небольших робота высотой около метра, желтого цвета, c большой круглой головой, черными глазами-бусинами. Как и остальные ученые, они были одеты в белые халаты.

Когда мне предстояло выйти на сцену в паре с роботом, я задавала себе вопрос: «Как же мне вести себя с ним?». Я попробовала заставить себя относиться к роботу как к человеку, но поначалу ничего не выходило. Наш диалог звучал неестественно из-за долгих пауз между моими репликами и репликами робота. Режиссер дал указания робототехникам сократить паузы. Робот стал говорить сразу после того, как я замолкала. Я почувствовала, что дело идет на лад, и мы разговариваем с ним как нормальные люди.

Наш режиссер работает одинаково и с актерами, и с роботами. Он дает конкретные указания — например, выдержать паузу в три секунды. Некоторые актеры в нашей труппе считают, что с роботами играть скучно, нет живого общения. А я обожаю играть с роботами, ведь роботы — из мира научной фантастики.

В пьесе «Три сестры, версия Андроид» мне досталась роль средней сестры Мари (у Чехова — Маша. — Правила жизни), а роль младшей сестры Икуми (у Чехова — Ирина. — Правила жизни), точнее роль ее андроида, исполняет человекообразный робот Жеминоид F. Внешне она похожа на настоящую молодую женщину, правда, не может ходить — передвигается по сцене в инвалидном кресле. Она дышит, моргает, двигает головой, почти как живая, благодаря специальному пневматическому двигателю. Когда я стою с ней на сцене, у меня ощущение, что это предмет, что она неживая. Но временами она как будто очаровывает меня, и мне кажется, что она о чем-то думает, мечтает. Эта иллюзия длится пару секунд, потом я вспоминаю, что передо мной робот.

Постепенно мы начинаем относиться к нашим роботам как к живым. Бывает, что робототехник введет какое-нибудь новое усовершенствование в программе робота, и в результате тот начинает двигаться и разговаривать значительно лучше, чем до этого. Тогда мы, актеры, шутим: «Ты сегодня на редкость в форме, Робови —R3. Что, завел себе новую подружку?»

Понравилась статья? Ставьте «Лайк» и подписывайтесь на Правила жизни.

#театр #актеры #актерскаяигра #роботы