Причины проблемного поведения

Поведенческая терапия у собак: причины проблемного поведения В этой статье рассмотрим поведенческую терапию у собак.

Поведенческая терапия у собак: причины проблемного поведения

В этой статье рассмотрим поведенческую терапию у собак. Мы разъясним, какие проблемы с поведением могут возникнуть и какие детали необходимы для профессионального анализа, диагностики и подготовки плана терапии, основанного на теоретико-обучающих принципах и медицинских мерах.

Поведенческие проблемы — что означают и как возникают?

К сожалению, совместное проживание с собакой не всегда так гармонично, как предполагалось изначально.

Поведенческие проблемы — это явление, при котором собака демонстрирует проблемное поведение. Она начинает беспокоить, либо вредить себе, членам семьи, другим людям или животным. Однако во всех этих случаях совместное проживание вызывает более или менее продолжительный стресс.

Термины, связанные с проблемами поведения

С технической точки зрения, различают три термина и уровня серьезности.

Нежелательное поведение

Собака ведет себя не так, как ожидал и надеялся хозяин. Само поведение животного остается в пределах нормы.

Примеры:

● охотничье поведение;

● прыжки;

● катание в экскрементах;

● поедание фекалий и т. д.

Проблемное поведение

Сюда входят поведенческие проблемы, которые "раздражают" не только с индивидуальной точки зрения. Они “состоят” из страданий. Это может иметь эмоциональную природу. Например, страх. Либо связано с физическими причинами. Например, реакция на боль, бактериальные инфекции, способствующие нечистоте и т. д.

Примеры:

● боязнь шума;

● боязнь разлуки;

● некоторые формы агрессивного поведения;

● нечистоплотность.

Расстройства поведения

Речь идет о ненормальном поведении. В основном такие проблемы классифицируются как патологические. Когда это проявляется, нет нормального или «логического» триггера для произошедших реакций. Это означает, что подавляющее большинство собак не проявляют такого поведения в одной и той же ситуации. В лучшем случае оно даже не входит в исчерпывающий каталог поведения (этограмму) собак.

Примеры:

● многократно поворачиваться по дуге, по кругу в течение длительного периода времени;

● подпрыгивать в воздух в поисках воображаемых «мух»;

● наносить себе ранения и т. д.

Психика или тело

По определению, поведение — это все, что мы можем наблюдать или измерять в терминах реакции на стимул. Важно знать, что оно не возникает само по себе. Скорее, это реакция на внутренние и внешние раздражители.

Примечание: Поведение — это ответ на все раздражители, влияющие на собаку.

4 конфликтных стратегии собаки

Если собака чувствует угрозу, ей доступны 4 варианта, взятые из английского языка и называемые «4 F поведенческих реакций»:

● бой — атака, бой;

● полет;

● заморозка/обморок — онемение, бессилие, выражение усвоенной беспомощности;

● флирт/возня — умиротворяющие жесты, предлагаемые игры, унизительное поведение.

Страх и агрессия — разное или одинаковое

Если вы спросите владельцев собак, что их больше всего беспокоит, когда они живут с питомцем, они чаще всего называют «боязливое» или «агрессивное» поведение. Пока все логично. Оба эти явления приводят к значительным трудностям.

Однако с технической точки зрения эти ответы нужно различать:

● Страх, неуверенность, паника, фобия описывают эмоциональное состояние или эмоцию.

● Агрессия или «агрессивное поведение» описывают поведенческую реакцию.

Следовательно, страх и агрессия не на одном уровне! Это играет важную роль в анализе проблемы, а также в выборе лечебных мероприятий.

Причины поведенческих проблем

Каждый человек, движимый механизмом самозащиты, стремится прожить жизнь в максимально возможном благополучии. В идеале он должен быть навсегда свободен от негативных эмоций, боли или других вредных воздействий. Если тело находится вне гомеостаза (баланса) из-за повреждающего внешнего или внутреннего стимула, происходит контррегуляция. В организме активируется каскад стрессов. Общим знаменателем всех поведенческих проблем является отрицательный стресс.

Собака подвергается негативному стрессу, если она не знает стратегии решения соответствующего стимула. Они относятся к «внутреннему» и «внешнему».

● Пример стратегии внутреннего решения — иммунная реакция организма, когда он отягощен патогенами.

● Пример стратегии решения, как реакции на внешние стимулы — целенаправленная поведенческая корректировка на основе уже сохраненного опыта обучения.

Обзор возможных причин на фоне генетики

У собаки есть генетически закодированные черты (предрасположенности). Они вызывают проблемы в среде, в которой она живет.

Примеры: 

● выбор породы не соответствует образу жизни и/или среде обитания владельца;

● предрасположенность к заболеванию, которое противоречит желаемой производственной цели;

● генетически закодированная тревога.

Причины на фоне разведения и выращивания

Отсутствие надежности и/или контроля при отборе родительской пары на предмет здоровья и характера. Отсутствие поддержки щенков — дефицит социализации и привыкания.

Примеры:

● дисперсия предрасположенности к болезни;

● рассеяние стресса или нетерпимости фрустрации;

● плохое руководство щенками, если мать-собака проявляет поведенческие проблемы (учится подражать);

● стресс и страхи из-за отсутствия поддержки и/ или чрезмерных требований.

Причины на фоне здоровья

Собака страдает одним или несколькими основными заболеваниями, которые приводят к поведенческой проблеме.

Примеры:

● желаемая цель не соответствует физическим или умственным возможностям собаки;

● применяя наказания, питомец получает физический (травмы) или психологический (давление во время дрессировки) ущерб.

Причины на фоне социальной среды и заботы

Способ содержания, обращение с собакой, применяемые меры по уходу не соответствуют правилам.

Примеры:

● частая или длительная социальная изоляция;

● грубое и физически сложное обращение;

● использование болезненных или иным образом вредных мер ухода, управления — мы часто видим, когда собаки стали заложниками глупых амбиций хозяина. 

Причины на фоне обучения

Подход к обучению выбран неправильно. Либо он технически неверен с точки зрения благополучия животных и решения проблем с учетом требований безопасности.

Примеры:

● отсутствие структуры, основанной на теории обучения;

● использование методов и вспомогательных средств, не отвечающих требованиям благополучия животных;

● дрессировка, основанная на наказаниях — особенно без предварительной разработки успешной стратегии решения для собаки (строгие ошейники, шокеры). 

Остерегайтесь неверных толкований

Собаки не ведут себя «по отношению к нам, людям». Их поведение привязано к деталям соответствующей ситуации — совокупности всех внутренних и внешних раздражителей. Поэтому, когда собаки демонстрируют поведение, которое беспокоит нас, является проблематичным или даже опасным, их цель не в мести или доведения нас до отчаяния.

Однако то же самое относится к поведению, которое мы воспринимаем как положительное. Здесь быстро зарождается вера в то, что это могло быть выражением благодарности или чего-то подобного.

Оба являются неверным истолкованием. Суть в том, что контроль поведения — это две обыденные вещи: удовлетворение потребностей и предотвращение ущерба. Если одна из этих двух целей оказывается «под угрозой», реакция на стресс запускается в качестве контррегулирования.

Эффекты стресса

Стресс контролируется гормонами. Один из них — кортизол. Высокий выброс кортизола приводит к значительному увеличению готовности работать, что может быть вызвано в очень короткие сроки.

Он служит защитным механизмом для животного. Собака способна реагировать быстрее, сильнее и агрессивнее в любой форме. Именно в этом заключается часть проблемы. Потому что из-за одновременного высвобождения другого гормона, норадреналина, организм настроен действовать, а не думать в стрессовых ситуациях.

В этом случае подтверждение часто представляет собой “короткое замыкание” аффективных действий. Их возникновение возможно, если собака ранее не усвоила стратегию положительного решения для соответствующей ситуации. Это закрепляется за счет нескольких повторений.

Возможности регенерации

Другой негативный аспект уровня стресса, который слишком высок или часто возникает — это отсутствие возможностей для восстановления. Для регенерации собаке нужно время. Она должна полностью расслабиться, почувствовать себя в безопасности, поспать и спокойно поесть. Если ей в этом отказывать, тело собаки все больше отстает с точки зрения доступных ему силовых ресурсов.

Например, хозяин таскает животное с одной выставки на другую, с одной дрессировки на другую. Он этого хочет, это надо ЕМУ, поэтому собака должна, она сможет! Но запомните, собака НИКОМУ ничего не должна!

Долгосрочные последствия стресса

Дверь и врата открыты для развития болезней. То, чем собака заболевает в первую очередь, варьируется от человека к человеку. Его самая «слабая» система органов повреждается первой.

Как и у многих людей, страдающих от чрезмерного стресса, проблемы со здоровьем у собак часто начинают проявляться в пищеварительном тракте или на коже:

● ЖКТ: боль в животе, рвота, диарея;

● кожа: тусклая шерсть, сильное выпадение волос, воспаление.

Нарушения фертильности также не редкость.

Если организм физически или психологически неспособен противостоять чрезмерному стрессу, это проявляется в поведенческих проблемах, которые мы классифицируем как нежелательные, проблемные или даже патологические, в зависимости от ситуации.

Процедура профессиональной поведенческой терапии

Если проблемы возникают во время проживания с собаками, первый шаг на пути к решению проблемы — только профессиональный.

Индивидуальная оценка собаки

Следует прояснить следующие моменты:

● Проблема вызвана отсутствием обучения или предыдущим выбором неблагоприятного подхода к обучению?

● Связаны ли негативные эмоции с проблемой?

● Является ли проблемное поведение проявлением расстройства здоровья или оно вызвано болезнью?

Во втором случае решение проблемы больше не заключается в чистом обучении или послушании, так как собаку надо перепрограммировать. Если она, находясь под контролем, испытывает отрицательные эмоции, их невозможно удалить одним послушанием.

Примечание: У собаки одновременно может быть несколько проблем, которые находятся на очень разных уровнях.

Запутанности в управлении поведением

Одновременное взаимодействие трех областей делает каждый случай индивидуальным, даже с одним и тем же диагнозом. 

● Физическое здоровье: здоров/болен.

● Психическое равновесие: уравновешенный/испуганный, панический, сердитый и т. д.

● Послушание: собака знает соответствующий сигнал и выполняет его немедленно (в идеале радостно), либо она не знает сигнал или не реагирует надлежащим образом.

Примечание: Животное может вести себя хорошо, но при этом иметь поведенческие проблемы. Непослушная или совершенно неподготовленная собака вовсе не обязательно является проблемной.

Подходящее контактное лицо, для выяснения проблемы и разработки терапии

Для постановки диагноза необходим точный анализ индивидуальной проблемы.

Для технически грамотного, а также максимально быстрого исправления нежелательного поведения необходим сложный план тренировок*. Это может сделать любой хорошо обученный дрессировщик или кинолог.

Однако, если наблюдается проблемное поведение*, клиническое обследование животного перед началом дрессировки или терапии приобретает большое значение.

Если обучение, основанное на положительных методах, не проходит ожидаемым образом и результаты не достигаются, либо происходят очень медленно, ветеринарное разъяснение неизбежно.

То же самое относится ко всем случаям, когда проблемное поведение возникло из-за проблемы со здоровьем, вызвано ею или является поведенческим расстройством*.

 

 

Серьезность конфликта

Критерии 

Контактное лицо          

 

Меры решения

Нежелательное поведение*

Нормальное поведение, которое воспринимается хозяином как раздражающее.

Хорошо обученный дрессировщик/кинолог 

Обучение послушанию

Проблемное поведение

Нормальное поведение, связанное с эмоциональным состоянием и/или здоровьем собаки.

Кинолог, прошедший специальное дополнительное обучение поведенческой терапии + ветеринарный врач

Тренинг по поведенческой терапии

+ медицинское сопровождение

Нарушенное поведение*

Патологическое поведение

Ветеринар, либо специалист по поведенческой терапии и/или неврологии, если лечение возможно

В отдельных случаях возможна эвтаназия. Например, при наличии тяжелых страданий и неизлечимой болезни.

*Для объяснения терминов см. Термины, связанные с проблемами поведения.

Классификация поведения 

Собаки выражают свои текущие эмоции, мотивацию, намерения и состояние своего физического благополучия через экспрессивное поведение. Поэтому важнейшее требование к каждому дрессировщику/хозяину — уметь распознавать выразительные элементы, демонстрируемые животным, а затем надежно их интерпретировать.

Для интерпретации требуются твердые знания о нормальном поведении (этограмме) собак. Это зависит от породы.

Аспекты оценки нормального поведения

При оценке нормального поведения необходимо учитывать следующие моменты:

● породная предрасположенность;

● возраст животного;

● пол; 

● все факторы проблемной ситуации.

Поведение

С профессиональной точки зрения, собака и ее поведение оставляют мало возможностей для “разных мнений”. К сожалению, определенные люди или группы людей часто распространяют многословные, неубедительные псевдоинтерпретации, которые с научной точки зрения уже существуют.

Поведение собак и волков

Собака есть собака и всегда будет собакой! Неправильные сравнения вводят в заблуждение. Дрессировщики/кинологи/консультанты, которые при интерпретации поведения приравнивают их к волкам или знакомят с человеческими моральными принципами, к сожалению, не обладают необходимыми профессиональным знаниями.

Даже если дикий предок собаки — волк, процесс одомашнивания, продолжающийся более 12 000 лет, разделил этих животных очень далеко друг от друга. Это особенно верно в отношении их социального поведения, внешнего сходства и соответствующих параметров.

Если волк используется для интерпретации поведения собаки, это неизбежно приводит к неверной оценке питомца. То же самое относится к оценке животного на основе человеческого восприятия, социальных правил и обычаев.

Частые недопонимания между людьми и собаками

Если есть неверное толкование, то все, кто причастен к этому, попадают в настоящую ловушку. Единственный выход из этой ситуации — подходить к ситуации этиологически правильно.

Типичные “анекдоты” и характеристики собак, которые лишены какой-либо технической основы, но на удивление устойчивы:

● "нечистая совесть", когда собака чувствует вину за изгрызенный ботинок;

● “щенячья охрана” — облаивает чужих;

● виляние хвостом — выражение радости и дружелюбия.

Собаки по своей сути — сплошные эгоисты! Однако они часто усиливают свой эгоизм с таким обаянием, что мы склонны интерпретировать их поведение неверным способом.

В дополнение к неправильным интерпретациям, перечисленным выше, любой, кто занимается обучением или поведенческой терапией собак, неоднократно имеет дело с устаревшей и научно опровергнутой ранговой моделью дрессировки.

Ранговая модель — сказка вчерашнего дня. Модель рангов предполагает, что большинство собак не имеют в виду ничего другого, кроме как в переносном смысле, “мирового господства”. И хотят взять на себя единоличное правление в своей социальной группе.

Такие атрибуты и термины, как “доминирующий”, “зависимый от контроля” или “упрямый” являются популярными суждениями среди неопытных владельцев, но, что еще хуже, среди недобросовестных тренеров. 

Последствия неверных, неполных или отсутствующих разъяснений 

Неправильное толкование поведения собаки или отсутствие ветеринарного разъяснения неизбежно ведут хозяина и его питомца в неверном направлении. Инструкции по обучению или терапии, полученные неадекватно обученным тренером, бессмысленны из-за неправильной оценки, лежащей в основе. Они отнимают у владельца собаки время и деньги.

Больше всего страдает собака. Однако для нее проблема лежит на другом уровне: технически изощренные или даже контрпродуктивные подходы к обучению, основанные на наказаниях. При этом не учитывается основное клиническое состояние питомца и не принимаются во внимание какие-либо этологические и обучающие факторы.

Теоретические знания не приводят к решению проблемы, а также мешают защите благополучия животных морально и физически. 

Выбор профессионального тренера

Основным условием успеха профессиональной поведенческой терапии, отвечающей требованиям защиты животных, является выбор подходящего тренера.

Примечание: Владельцев собак призываем проявлять особую критику при выборе тренера. Специалист должен иметь солидное образование и уметь это доказать.

ВАЖНО ЗНАТЬ: Такие профессии, как “дрессировщик собак”, “консультант по поведению” и т. д., не защищены законом. Это самозанятые люди. Существует множество признанных учебных центров и курсов, но теоретически каждый может назвать себя таким специалистом даже без какого-либо уровня знаний, опыта и подготовки.

Поэтому важно проверить серьезность тренера. У разных специалистов разные методы, поэтому важно отличать подходы, отвечающие за благополучие животных, от тех, которые причиняют страдания и вред.

Дополнительные навыки хорошего тренера — человеческий уровень в дополнение к профессиональному анализу животного. Хороший тренер должен легко распознавать, в каких отношениях находятся хозяин и питомец:

● Каково качество отношений между владельцем и собакой?

● Какие знания преобладают у хозяина?

● Можно ли на него опираться?

● Должен ли владелец животного иметь более современные знания в определенных областях или необходимо заранее предпринять определенное научно обоснованное “убеждение” по отношению к нему?

Краткое изложение профессиональной поведенческой терапии

Если у вашей собаки проблемы с поведением, настоятельно рекомендуется не ждать и обратиться за профессиональной помощью. Выбор подходящего тренера, дрессировщика собак или ветеринара-специалиста по поведению является первым и очень важным фактором успеха.

Начало терапии — обсуждение анамнеза с владельцем животного. Речь идет о сборе всех данных из истории собаки. Оценка питомца на основе его экспрессивного поведения помогает выяснить:

● какие эмоции преобладают;

● какое намерение преследует животное;

● какая присутствует мотивация.

Ветеринарный осмотр животного требуется не во всех, но во многих случаях. Их цель — исключить проблемы со здоровьем как причину или спусковой крючок для поведенческих проблем. 

Когда дело доходит до реализации плана лечения, наиболее важен владелец собаки. Терпение, сочувствие и точная работа окупаются. Регулярные осмотры, контроль тренировок или тренировки в сопровождении тренера полезны для того, чтобы действительно оставаться в курсе событий и придерживаться правильного пути.

Что еще важно знать?

● Что необходимо наблюдать, чтобы собака по-разному оценивала раздражитель или ситуацию, в которой она ведет себя нежелательно или проблемно, в будущем и показывала другую реакцию?

● Как собака может научиться смотреть на раздражитель, который ранее был для нее отрицательным, как на что-то положительное или нейтральное?

● Есть ли подходы, которые таят в себе опасности?

● Насколько продуктивно использование наказаний в поведенческой терапии?

Позитивное мировоззрение

Дружелюбное, нейтральное и безобидное поведение очень тесно связано с предыдущим опытом собаки и ее нынешним восприятием конкретной ситуации.

Если у животного был хороший опыт работы с ситуацией и оно воспринимает ее как “не угрожающую”, вероятность того, что питомец продемонстрирует проблемное поведение очень низкая.

Следующие вещи являются основами для позитивного мировоззрения:

● Благополучие — физическое здоровье и душевное равновесие.

● Хорошее знание себя.

● Знание возможных стратегий решения в соответствующей ситуации, чтобы иметь возможность достичь личного чувства достижения.

При профессиональном исправлении проблемного поведения важно повторно сбалансировать эти моменты. Вывести собаку из стресса и закрепить результат! 

Общие основы дрессировки собак

Тренировки с животными преследуют фундаментальную цель — изменить их поведение. Целью является конкретное изменение поведения, которое выгодно с человеческой точки зрения.

Для собаки это означает следующее: посредством корректировки поведения она должна стать более послушной, легче маневрировать и отказаться от деструктивного, стрессового или даже опасного поведения. Дополнительные цели с точки зрения владельца — добиться этого в кратчайшие сроки и надежным способом.

Разные цели: обучение послушанию против поведенческой терапии

В отличие от обучения послушанию, поведенческая терапия не нацелена на то, чтобы сделать собаку “хорошей”. Она направлена на противодействие регулированию дискомфорта негативного мировоззрения и уменьшение негативных эмоций.

Существующую поведенческую проблему следует понимать как следствие этих факторов стресса. Дрессировщик собак или поведенческий ветеринар, который хотел бы вывести команду владельцев и собак из различных затруднений, должен после анализа найти подходящую технику дрессировки, включая любые вспомогательные средства.

Подходы к профилактике и переобучению проблемного поведения

Безусловно, самый быстрый и наиболее успешный результат обучения без побочных эффектов может быть достигнут с использованием так называемой модели столбцов.

Основной принцип №1: обучение желаемому поведению

Здесь собаку учат всем желаемым действиям с помощью небольшого шага, основанного на вознаграждении. Животное учится стратегиям решения определенных ситуаций.

Путь маленьких шагов и использование вознаграждений за желаемое поведение, с одной стороны, направлены на достижение максимально безошибочной структуры деталей поведения. С другой стороны, важно никогда не позволять собаке выходить из своего эмоционального равновесия, подвергать ее чувству подавленности или другого стресса. Опыт отрицательного стресса блокирует быстрый успех в обучении на нейрофизиологическом уровне.

Основной принцип №2: предотвращение установления нежелательного поведения

Второй “столп” связан с нежелательным поведением, которое собака не должна показывать и в идеале не должна учиться ему с самого начала. Таким образом, основное внимание уделяется профилактике проблемного поведения.

Основную опору можно реализовать предусмотрительно. Как правило, меры управления, которые обычно просты и максимально нейтральны (минимизируют возможности), предназначены для блокирования любой практики нежелательного поведения.

Таким образом, животное становится все лучше и лучше. Оно становится счастливым благодаря обучению, основанному на вознаграждении, и имеет как можно меньше (или совсем не имеет) опыта с нежелательными альтернативными способами действий.

Основной принцип №3: повторное изучение проблемного поведения

Собаки, которые уже бросаются в глаза из-за (иногда очень опасного) проблемного поведения, страдают от стресса, негативных эмоций или чувств. В первую очередь, страха, гнева, разочарования и боли. У них уже есть опыт ситуаций, в которых они реагируют нежелательно.

Иногда они практикуют проблемное поведение годами. Возможно, были тысячи повторений. Здесь первые два основных принципа, особенно второй, больше не могут зацепиться! Для надежного изменения поведения, особенно для устранения нежелательных свойств, необходимо использовать специальные методы поведенческой терапии и “опорные столпы”, перечисленные выше.

Цели поведенческой терапии у собак

Наиболее важные цели при выборе и использовании упражнений поведенческой терапии:

● Собака учится создавать новое положительное эмоциональное отношение к проблемной ситуации или соответствующим раздражителям.

● Собака учится альтернативному поведению. Ее следует обучить таким образом, чтобы она могла работать по предпочтительной программе в проблемной ситуации.

● Необходимые высокие положительные эмоциональные отношения могут быть достигнуты с помощью небольшого подхода к обучению, основанному на вознаграждении.

Альтернативное поведение в идеале должно быть выбрано таким образом, чтобы оно было несовместимо с проблемными действиями.

Проблемное поведение ограничивается с помощью управленческих мер. Триггерные стимулы удаляются или избегаются в начале терапии, так что собака больше не может “практиковать” такое поведение. В дополнение к трем основным принципам, два из них могут использоваться как вспомогательное средство или незаменимая опора.

Не забываем создавать собаке позитивный вакуум во время дрессировки.

Насколько полезно наказание?

К сожалению, во многих домашних хозяйствах с собаками наказание по-прежнему применяется, когда дело доходит до нежелательного или проблемного поведения. Итак, давайте подробнее рассмотрим предмет наказания.

Как работает наказание?

Наказание также действует через эмоции и чувства. Оно вызывают страх, гнев, разочарование или боль. При более внимательном рассмотрении неизбежно обнаруживается деталь, заключающаяся в том, что это те же самые негативные эмоции, которые во многих случаях вызывают проблемное поведение.

В то же время нужно жаловаться на то, что наказания, независимо от их типа и интенсивности, никогда не подходят для превращения отрицательных эмоций в положительные. Страх, гнев, разочарование или даже боль не уменьшаются, когда животное испытывает карательные стимулы. Ведь они действуют именно через эти эмоции.

Последствия наказания

С помощью наказания собака может научиться больше не показывать определенные детали поведения. При условии, что правила применения наказания в отношении времени, интенсивности и последовательности вообще соблюдаются.

Если наказание является основным путем обучения, собака остается в полном неведении о том, какое поведение было бы желательным с человеческой точки зрения и успешным в качестве альтернативы в данной ситуации. Эта дилемма создает ощущение потери контроля.

У собаки нет подходящей стратегии решения, которая помогла бы ей достичь эмоциональной безопасности и в то же время доброжелательности своего хозяина. Если наказание не является основным способом обучения или собака одновременно награждается и наказывается, животное часто испытывает большую неуверенность. 

Изначально питомец не знает, чего ожидать, и не может целенаправленно адаптировать свое поведение во многих ситуациях. Следует помнить, что каждое наказание создает стресс. В мозгу высвободившиеся гормоны стресса задают курс на «аффективные действия».

Помимо возможных нежелательных ответных реакций со стороны собаки, прямым следствием этого является временная блокада обучения.

Неверные связи

Другая проблема наказания возникает из-за самой связи, потому что ни в коем случае не говорится, что собака вообще связывает наказание со своими действиями, как это было задумано людьми. Для связи требуется как временная привязка, так и определенное “внимание”.

Внимание собаки должно быть сосредоточено именно на ее нежелательном действии, чтобы она могла связать с ним карательное действие.

Насколько важны доверие и лидерство и что такое хороший “лидер стаи”?

Выражение “лидер стаи” сегодня часто встречается и читается. Но что это на самом деле означает? Что делает хорошего лидера стаи и что такое стая вообще?

В течение многих лет этологические и ветеринарные эксперты во всем мире соглашались, что наиболее важными аспектами правильного “ведения” собаки являются:

● передача эмоциональной безопасности (возможно, связанных с производительностью);

● обеспечение едой;

● другие основные потребности, включая физическую неприкосновенность.

Демонстрация статуса основана не на физическом насилии, а на уверенном отношении и харизме. “Как вожак стаи, давая собаке дорогу” не имеет ничего общего с тем, чтобы сначала поставить ее в ситуацию, в которой она отреагирует нежелательным образом, чтобы затем наказать ее за это. Потому что задача настоящего “лидера стаи” — защитить всех членов стаи от вреда.

Злоупотребление терминами 

Собачья стая

Собачья стая — это замкнутая группа собак, которые индивидуально поддерживают отношения друг с другом. Ни больше ни меньше. Собаки, встречающиеся на прогулке, не принадлежат к стае. У них не существует правил очередности, которые применялись бы друг к другу.

Член стаи и лидер стаи

Картина также искажается, если человека отнести как “член собачьей стаи”. Кошки или лошади не являются членами стаи только потому, что они могут знать друг друга лично, а также воспринимаются как “друзья”. Люди с точки зрения собаки являются членами стаи или даже “вожаками”. 

Теория доминирования 

Большое количество устаревших методов основано на “теории доминирования”, в которой человек как “вожак стаи” делает собаку послушной посредством физического или психологического превосходства.

Почти все телевизионные каналы показывают такое “обучение” в сценах, которые иногда бывают зрелищными, а иногда очень убедительными. Часто даже с целью “лечения” собаки с поведенческими проблемами.

Поведенческая терапия поведенческой терапии рознь 

Так же, как слова “доминирование” или “стая” произвольно искажены, поведенческая терапия, к сожалению, не всегда используется правильно. Это особенно верно в тех случаях, когда владельцы собак и даже дрессировщики игнорируют научные открытия, протягивая руку помощи без специальных знаний. В этих случаях причина проблемы не определяется профессионально и не включается в “терапию”.

Прием для большого количества собак состоит в том, что они впадают в выученную беспомощность.

Состояние выученной беспомощности

Иногда “успешное” подавление нежелательного поведения в результате карательных действий может показаться непрофессионалам прорывом. Однако подавление в первую очередь основано на чувстве страха, последствия которого уже были объяснены.

И даже поведение, которое часто определяют как “расслабление”, преподнесенное как успех в качестве “аттракциона” по телевидению, не имеет ничего общего с фактическим расслаблением, мышечной расслабленностью. Состояние, в котором оказываются пораженные собаки в результате применения карательных мер, — это усвоенная беспомощность.

Животные поняли, что для них нет выхода. Это состояние с возможными психотическими особенностями и клиническим следствием неправильной тренировки. Это очень трудно исправить или даже невозможно!

Риск ответной агрессии

Если определенное поведение не подавляется достаточно резко, как в случае с усвоенной беспомощностью, таится совершенно другая проблема. Только “недостаточно подавленное” поведение может вспыхнуть снова в любой момент. Это очень вероятно, если давление, которое ранее оказывалось для подавления проблемы, ослабевает или больше не поддерживается таким же образом. 

Оглядываясь назад, непрофессионалы любят характеризовать это, как “беспокойное и непредсказуемое поведение”, что представляет собой опасность, запрограммированную руками человека.

Собака — существо в высшей степени социальное. Каждый питомец заслуживает профессиональное обучение, в ходе которого его учат “желаемому” поведению.

Запомните, дрессировка и воспитание — не одно и то же!

Какое поведение собаки является нормальным?

Поведение питомца все чаще рассматривается как несоответствующее или даже проблематичное. Но важно помнить, что собака — это собака. Она ведет себя не так, как люди в человеческой среде. В большинстве случаев это поведение не является чем-то необычным для нее.

Однако владельцы собак и другие люди часто находят это поведение неуместным и неправильным. Эта субъективная оценка людей сбивает животных с толку