7 июня Госдума приняла законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Формулировки закона столь расплывчаты, что даже в правительстве написали отзыв на трёх листах с серьёзными замечаниями.
При этом термины «поддержка» и «иностранное влияние» в законопроекте прописаны очень широко:
«Под поддержкой понимается предоставление лицу иностранными источниками денежных средств и (или) иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах».
«Под иностранным влиянием понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами».
При этом формулировки, которые используются в законе, например «убеждение», «принуждение», «иными способами» и «в иных формах» дает контролирующим органам возможность применять закон безгранично и абсолютно непредсказуемо, другими словами — признавать «иноагентами» практически кого угодно.
По этому закону, решение Минюста без суда иностранным агентом или человеком, который находится под иностранным влиянием может оказаться практически любой гражданин России. Например, гражданин в чем-то убеждён, а Минюст решит, что эти убеждения внушены иностранной организацией или другими иноагентами.
Один из авторов законопроекта Андрей Луговой заявил, что для того, чтоб не попасть под действие этого законопроекта рядовой гражданин Российской Федерации должен быть «человеком с определенной долей патриотизма и не предательства». Что бы это не значило.
Блестящее политическое выступление по законопроекту сделал депутат от «Справедливой России» Валерий Гартунг, а с юридической стороны хорошо разобрал его Юрии Синельщикова из КПРФ.
Гартунг обратил внимание на то, что, если «человек патриот и не предатель», но при этом он пользуется иностранными гаджетами. Он под иностранным влиянием или нет? Потому что гаджет – помощь в жизни человека. Гартунг также отметил, что иностранное влияние, здесь все, что угодно будет.
Синельщиков же выразил опасение о том, чтобы этот закон не превратился в орудие охоты на ведьм и в средство борьбы с российской оппозицией. Поскольку, если «борьба» с Грудининым и Рашкиным потребовала усилий от властей, то после принятия этой версии закона – достаточно будет на счет любого политика перечислить незаметную для него денежную сумму из рук иноагента или человека, которого назовут иноагентом, которую затем обнаружит Минюст, и политик уже не политик.
Более того министерство юстиции правом запрашивать у органов управления любых юридических лиц их распорядительные документы. Делаться это будет независимо от наличия информации о каких-либо правонарушениях, а просто потому, что так захотел контролирующий орган.
К тому же существующее в законодательстве понятие предоставления помощи в иных формах делает этот документ абсолютно неопределённым, дозволяя награждать званием иноагента вообще кого угодно.