В предыдущих публикациях (см. Часть 1 и Часть 2) мы начали разговор об истории появления и развития различных приёмов, используемых при создании срубовых конструкций. Сегодня мы продолжим данную тему и поговорим о том, как происходил процесс совершенствования врубок с остатком. Напоминаем, что в качестве основной идеи мы частично используем текст одной из глав книги "Традиционное строительство из дерева и плотницкое мастерство" (авторы А. Б. Бодэ, О. А. Зинина, А. Ю. Косенков, В. А. Попов), выпущенную Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева в 2019 г. (полный текс книги можно прочитать на сайте Института Наследия, перейдя по ССЫЛКЕ).
Стремление увеличить жесткость сруба привело также к совершенствованию углового соединения «в обло» - в нём начали устраивать различные потайные коренные шипы, вырубленные в основании чаши и на ее боковых стенках.
Довольно широкое распространение получил прием устройства коренного шипа в основании чаши, называемый «в курдюк». Он также имеет несколько вариантов: с центральным узким (около 7 см) и широким шипом (почти на всю ширину чаши), со смещенным широким шипом (смещен в одну сторону до края чаши).
Следует отметить, что зачастую в одном срубе могло применяться как простая рубка «в обло», так и ее модификации с потайными шипами и «курдюками» различной величины, а также прием «в разнопаз» (см. Часть 2). Причем на одном углу сруба могло применяться несколько различных врубок.
Совершенствование врубки «в обло» помимо введения в нее дополнительных упрочняющих элементов шло и другим путем, связанным с изменением формы чаши с округлой на трапециевидную. Для разметки и устройства такой чаши требовалось обработать конец укладываемого в нее бревна - например, как это показано на рисунке, отесать нижнюю часть бревна на две наклонные плоскости. Но это, что называется, случай частный. В общем же случае торцам бревен сруба стали придавать единообразие за счет их уравнивания по ширине путем отесывания концов бревен. Такая плотницкая работа называется «сомлением». Проводилась она в основном на фасадах жилых домов и прочих репрезентативных построек. В большинстве случаев концы бревен отесывались и скоблились таким образом, чтобы по форме сечение получалось зауженное к низу: трапеция, эллипс, контур яйца. Соответственно и чаши вырубали аналогичной формы. За счет расклинивающего эффекта такие соединения становились еще более устойчивыми и прочными.
Это в свою очередь привело к созданию таких разновидностей врубок, которые известны в наши дни как русская рубка «в седло» и её прямой потомок – канадская рубка. Очевидным преимуществом обоих соединения является то, что они самоуплотняется или, как говорят специалисты, самозаклиниваются в процессе эксплуатации, приобретая прочность и жесткость. Есть сведения, что на Руси рубка «в седло» использовалась исключительно для создания особо ответственных конструкций, требующих не просто непродуваемости, а герметичности – например, для создания срубов колодцев.
Отличие канадской рубки от рубки «в седло» заключается в том, что внутри нижней трапецевидной чаши оставляют шип, примерно такой же, как при рубке «в курдюк». Ну, а на вершине наклонных затёсов, располагающихся сверху бревна, изготавливают паз под такой шип. В результате «канадская чаша», получается ещё более прочной и герметичной, чем седловидная.
В чем же преимущество обеих врубок перед круглой чашей? Оно заключается в их «поведении» в процессе эксплуатации. Дело в том, что в срубе с цилиндрическими чашами, по мере его усушки диаметр бревна уменьшается и весьма существенно, а вот размеры чаши при этом меняются не так значительно. В результате в углах образуются щели, которые требуется проконопатить. В седловидной и канадской чашах, благодаря наклонным граням, в процессе усадки брёвен никаких щелей не образуется, поскольку происходит самозаклинивание соединения (причём, чем дольше стоит сруб, тем сильнее самоуплотняются соединения), благодаря чему их непродуваемость и герметичность не просто сохраняются, а даже возрастают.
Однако, при выборе в пользу как той, так и другой врубки, следует иметь в виду, что это не просто замки особой формы. Это - системы сборки сруба, с целым набором непривычных технологических приёмов и своими техническими нюансами. И тёплую и герметичную конструкцию на протяжении длительного времени они обеспечивают только при условии их качественного исполнения. Именно поэтому собираться срубы при помощи таких врубок должны только высоко квалифицированные мастера.
Но вернёмся к истории совершенствования врубок и в частности к упомянутой нами выше операции сомления - отесывания концов бревен.
Кроме придания концам брёвен зауженного к низу сечения (трапеция, эллипс и т.п), существовал и более простой приём - уравнивание концов брёвен по ширине путем отесывания на две плоскости. Применение этого приёма привело к появлению чаш с прямыми перпендикулярными к оси бревна боковыми стенками и валиком в основании под продольный паз перекрываемого бревна. Такие соединения были даже проще в изготовлении, чем округлые.
При возведении второстепенных сооружений часто использовались плахи (бревна, расколотые или распиленные пополам), соединенные в углах врубками с верхней чашей, у которой одна стенка вертикальная, вторая — скругленная.
Весьма интересная геометрическая обработка концов бревен при рубке стен «в шведский угол» или «в шестиугольник», когда сомление осуществляется наклонными плоскостями так, что конец бревна приобретает вид шестигранной призмы. Чаша вырубается в виде трапециевидной выемки. В России такой способ углового соединения бревен нередко встречается в срубах амбаров в Ленинградской, Новгородской, Псковской и Архангельской областях. Наибольшее же распространение «шведский угол» получил в скандинавских странах, где известно множество модификаций врубки (с одной и двумя чашами, с устройством потайных коренных шипов и дополнительных стесок). По всей видимости, название врубки — «шведский угол» — не случайно, даже если она и возникла не в Скандинавии, то, получив широкое распространение, стала отличительным признаком варяжской строительной культуры.
У нас же известны две разновидности врубки «шведский угол»:
1) с обработкой конца бревна с каждого бока на две скошенные грани, вверху — выпуклая поверхность без обработки, снизу — вогнутая под продольный паз;
2) с обработкой остатка под чистый шестигранник.
Конечно, амбары, как на Руси, так и в Скандинавии играли важную роль сооружений-«сокровищниц», в которых хранилось ценное для крестьян имущество, продовольственные запасы, одежда, различная утварь.
Такая высокая значимость амбаров явно способствовала тому, что на их конструктивные особенности (в частности рубку углов) могли оказывать влияние домостроительные традиции. Если это действительно так, то не исключено, что в древности «в шведский угол» рубили и жилища.
Ярким подтверждением этой, так скажем, гипотезы служит то, что Домик Петра I, построенный в 1703 году в Санкт-Петербурге, был срублен из отесанных на две грани сосновых бревен «в шведский угол». Хотя эту постройку вроде бы нельзя рассматривать как традиционную, но судя по тому, для кого строился дом, а также по срокам строительства (3-4 дня), солдаты (по совместительству — плотники) хорошо знали данный прием рубки.
Более редко, чем обработка остатка бревна под шестигранник («шведский угол») встречается другой приём обработки остатка - на четыре грани. И вполне логично предположить, что именно этот приём вызвал необходимость появления и применения нового вида врубок с остатком — угловых соединений с двумя чашами. Пожалуй, самым распространенным из таких соединений, причём успешно дожившим до наших дней, является врубка «в охряпку» (она же «в захряб», «в замок», «в рогатый угол», «в собачью шею» и др.). Что значит с двумя чашами? При таком способе соединения чаши с плоским дном и перпендикулярными ему плоскими стенками выбираются в верхней и нижней части каждого бревна.
Логично сделать и второе предположение, что эта достаточно простая врубка затем была успешно адаптирована для соединений брёвен, концы которых могли как оставаться без обработки, так и отесываться на две вертикальных плоскости (полностью или только в месте соединения). Соединительная чаша при этом претерпела минимальные изменения – её вертикальные стенки стали полукруглыми. И в результате более сложный способ обработки («сомления») концов брёвен на четыре грани был почти забыт – зачем и кому охота отёсывать то, что можно не отёсывать?
В зависимости от назначения постройки концы бревен для соединения «в охряпку» могли как оставаться без обработки, так и отесываться на две вертикальных плоскости полностью или лишь непосредственно в месте соединения (обработка «под овал»).
При полной отеске концов бревен применялись различные варианты переходов от округлой поверхности бревна к плоскостной — так называемая подтеска, которая могла быть с многочастной, полуовальной, сегментарной и перпендикулярной подрезкой.
Обычно соединение «в охряпку» изображают с равными по величине (глубине) чашами, однако в действительности это не всегда так. Использование в строительстве разнокалиберных бревен приводит к изменениям величины «застоя» (превышение одного бревна по отношению к сопрягаемому бревну в месте их углового соединения), что, в свою очередь, влечет за собой изменение глубины чаш: верхняя вырубается глубокой, а нижняя — мелкой, или наоборот.
Врубка «в охряпку» широкое распространение получила только с началом активного применения в плотницком ремесле пилы. Особой популярностью она пользовалась в европейских странах. В Карелии, преимущественно в западной её части, «охряпка» встречается практически на всех типах сооружений: часовни, дома-комплексы, амбары, бани, хлева, риги и др. На многих территориях с карельским населением «охряпке» придавался статус традиционного приема возведения рубленных стен. Однако русское население относилось к данному приему, мягко говоря, иначе, характеризуя «охряпку» как «скорый, но дурной» способ рубки.
Промежуточное положение между врубками с одной и двумя чашами занимает угловое соединение «в полуторную чашу» — с овальной чашей с плоским основанием в верхней части бревна и прямоугольной или трапециевидной чашей незначительной глубины снизу. Такое соединение бревен получило распространение с начала XX века и применялось в сочетании с рубками «в обло» и «в охряпку» при возведении хозяйственных (реже жилых) частей домов-комплексов, а также хозяйственных построек.
Продолжение следует
Номер статьи в рубрикаторе журнала WOODFOCUS - 05.02.03. - https://stroim-chastnyi-dom.ru/rubrikator_woodfocus
Хотите регулярно читать интересные статьи на тему деревянной архитектуры и строительства - подписывайтесь на наш канал на платформах:
ЯRUS - https://yarus.ru/user/613218
Яндекс-Дзен- https://zen.yandex.ru/id/6223590ba3cab778193cddb1?lang=ru PABLIKO-https://pabliko.ru/@woodfocus/
#врубка в седло #врубки #угловые соединения #канадская рубка #продольный паз #в обло #в чашу #в охряпку #отёска концов брёвен #в шведский угол