На фоне ухода из России многих зарубежных компаний выделяется случай McDonald’s. Открытие первого ресторана сети на Пушкинской площади в Москве было целым событием и считается одним из символов 1990-х. С тех пор сеть разрослась на всю страну, открыв более 750 ресторанов, только в 2018 году в McDonald’s трудилось более 50 000 человек.
Как McDonald’s рос в России
Если вначале компания росла только «своими силами», в 2012 году McDonald’s впервые начала работать по так называемой «франчайзинговой» схеме. Франчайзинг — это модель ведения бизнеса, в которой крупная успешная компания сдает свой бренд и бизнес «в аренду» сторонним предпринимателям, которые должны строго следовать стандартам компании по ведению бизнеса. Например, не получится открыть ресторан по франшизе и продавать там собственные блюда или одевать сотрудников в свою униформу. Стандарты касаются мельчайших деталей: от качества уборки санузлов до температуры хранения полуфабрикатов — головной компании важно, чтобы репутация бренда не пострадала из-за небрежного управления франчайзи.
В марте 2022 года McDonald’s сначала заявил о временной приостановке деятельности в России, а 16 мая компания объявила об окончательном уходе из страны и начала искать, кому продать бизнес.
Почему McDonald’s важен для российского рынка
В интервью «Коммерсанту» Игорь Подстрешный, владелец российской сети бургерных Burger Heroes, указывает на преимущества масштабных игроков — именно на них ориентируются поставщики, что позволяет закупать продукты дешевле и снижать цену бургеров для покупателя. Также крупные компании могут позволить себе расходы на автоматизацию производства, более качественное обучение и ряд других преимуществ, недоступных мелким и средним игрокам.
Вместе с тем McDonald’s был не просто крупной компанией. Михаил Гончаров, основатель сети «Теремок», считает, что пока достойного конкурента глобальной сети в России нет. Гончаров обращает внимание, что сеть могла позволить себе работать с «экстремально низкими» ценами на продукцию благодаря многочисленным ноу-хау в менеджменте, коммуникациях, рекламе и благодаря опоре (в том числе финансовой) на глобальную структуру.
Как продавали McDonald’s
19 мая РБК со ссылкой на пресс-службу McDonald’s назвал имя покупателя российского бизнеса компании — им стал предприниматель из Новокузнецка Александр Говор. На момент публикации Александру уже принадлежало 25 заведений компании в Сибири, работавших по описанной выше модели франшизы. Портфель проектов предпринимателя также включает долю в «НефтеХимСервисе», отель Park Inn и сеть клиник «Гранд Медика» в Новокузнецке.
Сообщается, что соглашение о продаже предусматривает сохранение рабочих мест для сотрудников компании как минимум на два года, оплату обязательств перед всеми поставщиками, начиная от ферм и заканчивая коммунальными службами. Скорее всего, очень скоро мы узнаем, как будет называться и выглядеть новая сеть, какими блюдами будут кормить посетителей.
Главный вопрос — сможет ли новый владелец сохранить единую сеть заведений по всей стране после окончания договора через 3-5 лет.
Есть ли будущее у нового McDonald’s?
С одной стороны, новый владелец получает мощную сеть, способную конкурировать за счет масштаба, базы поставщиков, тысяч опытных сотрудников и уже используемых технологий и «ноу-хау». В сегодняшних условиях кажется реалистичной перспектива государственной поддержки для такой компании.
Более того, партнерством с крупной сетью в теории могут заинтересоваться компании, строящие экосистемы из сервисов, вроде «Сбера» или «Яндекса». Не стоит забывать и про повышенное внимание публики. Если у нового владельца получится предложить гостям качественный продукт по доступной цене, проект может по-настоящему «выстрелить» и стать символом нового импортозамещения.
С другой стороны, новые владельцы столкнулись с действительно амбициозной задачей. Им придется «с нуля» развивать бренд, заново завоевывая доверие потребителей. Масштабная финансовая поддержка, на отсутствие которой жаловался основатель «Теремка», тоже не гарантирована — любому кредитору нужно доказать, что бизнес-модель жизнеспособна и конкурентна, а клиенты возвращаются после первого визита. Также в условиях санкций и отказа от сотрудничества с российскими компаниями остро встает вопрос обновления оборудования ресторанов и программного обеспечения для организации их работы.