13,5K подписчиков

ЗАДАНИЕ 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. КАК ПОДОБРАТЬ КЛЮЧИ К СЕРДЦУ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ?

4,1K прочитали
ЗАДАНИЕ № 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, НЕСОМНЕННО, МОЖНО ОТНЕСТИ К ОДНОМУ ИЗ САМЫХ СЛОЖНЫХ В ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ, ТАК КАК ДЛЯ ЕГО УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩЕМУСЯ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ,

ЗАДАНИЕ № 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, НЕСОМНЕННО, МОЖНО ОТНЕСТИ К ОДНОМУ ИЗ САМЫХ СЛОЖНЫХ В ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ, ТАК КАК ДЛЯ ЕГО УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩЕМУСЯ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ЗНАТЬ ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ХОРОШО РАЗБИРАТЬСЯ В ТИПАХ СОПОДЧИНЕНИЯ ПРИДАТОЧНЫХ, ПОНИМАТЬ, ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ОСЛОЖНЕНО ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Помимо огромного количества теории, данное задание изобилует ловушками, из-за которых дети зачастую теряют балл. Как их избежать? Как не допустить оплошностей при выделении основы предложения?

В данной статье я расскажу Вам о том, как подобрать ключи к сердцу грамматической основы, как избежать ошибок при ее выделении.

Для начала кратко напомню вам о том, что такое подлежащее и сказуемое, а также рассмотрю типы сказуемых.

Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа (кто? что?). Следовательно, слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ не могут быть подлежащим, так как отвечают на вопросы косвенных падежей и являются дополнением. Кстати, выделение данных местоимений в качестве подлежащего – одна из типичных ошибок при нахождении грамматической основы.

Обратите внимание! На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного. Именно совпадение форм именительного и винительного падежей неодушевленных существительных приводит многих школьников в замешательство при выделении грамматической основы и определении типа односоставного предложения. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга): именительный падеж – книга; винительный падеж – книгу.

Например:
На столе лежит учебник (книга) – именительный падеж. Разглядываю тщательно карандаш (книгу) – винительный падеж, значит, в данном предложении карандаш – дополнение, а не подлежащее. Либо предлагаю учащимся при выделении основы вспомнить о том, что подлежащее обозначает действующее лицо, о котором говорится в предложении. Например, необходимо выделить основу в следующем предложении: мне хотелось прочитать письмо. Рассуждаем: письмо может хотеть себя прочитать? Нет! Значит, письмо не обозначает действующее лицо и не является подлежащим. Это дополнение. Перед нами – односоставное безличное предложение.

Также учтите, что в придаточной части СПП слова КТО, ЧТО, КОТОРЫЙ зачастую выступают в роли подлежащего. Например: Я знаю, кто съел это мороженое (кто - относительное местоимение, являющееся подлежащим). Я вижу дом, который находится на высокой-превысокой горе (который- подлежащее).

https://www.donationalerts.com/r/helena_tv

Следует отметить, что нельзя забывать и о том, что подлежащее может быть выражено словосочетанием. Данные случаи отражены на следующей схеме:

ЗАДАНИЕ № 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, НЕСОМНЕННО, МОЖНО ОТНЕСТИ К ОДНОМУ ИЗ САМЫХ СЛОЖНЫХ В ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ, ТАК КАК ДЛЯ ЕГО УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩЕМУСЯ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ,-2

Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета, обозначенного подлежащим в форме именительного падежа, и отвечает на вопросы что делает? что сделал? предмет, каков он? и т.д. Конечно же, зачастую сказуемое выражается глаголом в разных грамматических формах, но может быть обозначено и словами других частей речи, и сочетаниями слов. В зависимости от того, чем выражено сказуемое в предложении, различают три его типа:

Простое глагольное сказуемое (ПГС);

ЗАДАНИЕ № 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, НЕСОМНЕННО, МОЖНО ОТНЕСТИ К ОДНОМУ ИЗ САМЫХ СЛОЖНЫХ В ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ, ТАК КАК ДЛЯ ЕГО УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩЕМУСЯ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ,-3

Составное глагольное сказуемое (СГС);

Составное именное сказуемое (СИС).

Чтобы успешно выполнить задание № 2 ОГЭ по русскому языку, необходимо хорошо определять тип сказуемого, поскольку от этого будет зависеть и правильность выделения вами грамматической основы, и характеристика типа односоставного предложения.

Напомню Вам кратко о каждом типе сказуемого, а также обращу внимание на «ловушки», которые зачастую вводят в заблуждение многих учащихся.

Простое глагольное сказуемое, как правило, выражается глаголом в разных грамматических формах (наклонениях). Казалось бы, что может быть проще? Но и тут есть определённые нюансы!

Во-первых, следует обратить внимание на то, что простое глагольное сказуемое может состоять из двух слов. Происходит это в том случае, если сказуемое выражено глаголом несовершенного вида будущего времени. Как известно, такие глаголы имеют только составную форму будущего времени - буду читать, буду учиться. По сути, если перед вами форма буду + н.ф. глагола – это ПГС.

Во-вторых, несколько слов может также входить в состав простого глагольного сказуемого в том случае, если они являются устойчивым словосочетанием: Он весь год бил баклуши. Также учитывайте, что при образовании повелительного наклонения используются частицы пусть, пускай, давай, то есть примеры пусть учит, давай читать - это ПГС.

В-третьих, неопределенная форма может быть второстепенным членом предложения, а не частью составного сказуемого.

В-четвертых, одним из сложных случаев для учащихся является ПГС, которое выражено неделимым словосочетанием (фразеологизмом). Конечно же, необходимо учитывать, что фразеологизм является одним членом предложения и не делится на части. Например, команда одержала победу. Спортсмены потерпели поражение. Другие примеры сказуемых-фразеологизмов: задел за живое, вышел из терпения, попал впросак, бьет баклуши, впал в сомнение, пляшет под чужую дудку, пришел к убеждению, пришел в негодование, ходит ходуном, принимает участие, точит лясы, мозолит глаза, поднял тревогу, без ножа зарезал, из пальца высосал, приказал долго жить, положил зубы на полку, выжил из ума, обдал презрением и т.п

Как же тогда отличить фразеологизм от составного именного сказуемого?

1) Фразеологизм зачастую можно заменить одним словом (синонимом). Например, впал в сомнение – сомневается, задел за живое – обидел, принимает участие – участвует.

2) Для проверки фразеологизма надо попробовать заменить в нем глагол на глагол-связку "быть". Это не получится, в отличие от именного сказуемого.

Сравните:

Он сошел с ума. - Он был с ума. Нельзя заменить. Сказуемое-фразеологи­зм.
Он сидел грустный. - Он был грустный. Можно заменить. Составное именное сказуемое.

Составное глагольное сказуемое отражено мною на следующей схеме:

ЗАДАНИЕ № 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, НЕСОМНЕННО, МОЖНО ОТНЕСТИ К ОДНОМУ ИЗ САМЫХ СЛОЖНЫХ В ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ, ТАК КАК ДЛЯ ЕГО УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩЕМУСЯ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ,-4
Именно при выделении составного глагольного сказуемого учащиеся часто допускают ошибки, связанные с неумением разграничивать, в какой ситуации инфинитив (неопределенная форма глагола) – часть СГС, а в какой- второстепенный член предложения.

В каких случаях это происходит? Давайте разбираться.

Как избежать подобных ошибок? Дело в том, что сказуемое обозначает действие, совершаемое подлежащим. Поэтому оба глагола: и спрягаемая часть, и инфинитив должны обозначать действие одного и того же лица, в этом случае инфинитив входит в состав сказуемого. Например, девочка умеет читать книги. В данном предложении оба глагола относятся к одному и тому же лицу – девочке. Поэтому оба глагола входят в состав сказуемого.

Если же эти глагольные формы обозначают действия разных лиц, то инфинитив, естественно, в состав сказуемого не входит. Например, учитель попросил его о чём? выйти. (учитель попросил, а вышел не он, а ученик) Значит, и спрягаемая часть, и инфинитив обозначают действия разных лиц, следовательно, выйти –дополнение, а не часть сказуемого.

Также если неопределённая форма глагола относится к существительному, то в предложении выполняет роль определения. Например, привычка (КАКАЯ?) бранить окружающих очень ей мешала. В данном случае грамматическая основа – привычка мешала (ПГС).

Если же инфинитив относится к глаголу, обознающему перемещение в пространстве, то в предложении является обстоятельством цели. Например, я пришел (ЗАЧЕМ?) посмотреть фильм. В данном случае грамматическая основа – я пришел (ПГС). Как видите, при выделении грамматической основы очень важно учитывать, каким именно членом предложения является инфинитив.

Следующий тип сказуемого – СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ – является камнем преткновения для многих учащихся.

Все теоретические сведения, связанные с данном типом, отражены на следующих схемах:

ЗАДАНИЕ № 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, НЕСОМНЕННО, МОЖНО ОТНЕСТИ К ОДНОМУ ИЗ САМЫХ СЛОЖНЫХ В ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ, ТАК КАК ДЛЯ ЕГО УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩЕМУСЯ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ,-5
ЗАДАНИЕ № 2 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, НЕСОМНЕННО, МОЖНО ОТНЕСТИ К ОДНОМУ ИЗ САМЫХ СЛОЖНЫХ В ТЕСТОВОЙ ЧАСТИ, ТАК КАК ДЛЯ ЕГО УСПЕШНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩЕМУСЯ НЕОБХОДИМО УМЕТЬ ВЫДЕЛЯТЬ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ,-6
Этот тип сказуемого труден для выделения по нескольким причинам. Во-первых, связку БЫТЬ следует отличать от глагола БЫТЬ, имеющего следующие лексические значения:
«находиться» - Я была (находилась) в театре.
«иметься» - У меня был интересный журнал.

При наличии таких значений сказуемое является простым глагольным.

Во-вторых, при знаменательной связке (при связке, которая имеет лексическое значение, поэтому может выступать самостоятельно в качестве сказуемого) составное именное сказуемое можно перепутать с простым глагольным сказуемым. Учитывайте, что это прежде всего относится к глаголам движения и положения в пространстве (идти, бежать, стоять и т.д.). В каком же случае мы будем иметь дело с составным именным сказуемым? В том случае, если эти глаголы можно будет заменить связкой (быть, казаться и т.п.), если после них следом идет прилагательное либо причастие, мы будем иметь дело с составным именным сказуемым (СИС).

СРАВНИТЕ:

Лес стоит праздничный, нарядный.

Лес был праздничным, нарядным (прил.).

Дом стоит (находится) на перекрёстке (сущ.).

Отец и мальчики сидят без неё голодные.

Отец и мальчик были голодными.

Все сидят (находятся) на своих местах.

Также бывают ситуации, когда учащийся не понимает, какое именно слово он должен выделить в качестве именной части сказуемого. Например, она была прекрасной женщиной. (кто-то выделяет она была прекрасной, а кто-то – она была женщиной). Кто же прав в этом случае? Именной частью сказуемого может быть как прилагательное, так и существительное. Если они оба используются после связочного глагола, то только существительное мы можем выделить в качестве именной части сказуемого. Именно оно будет передавать лексическое значение.

Необходимо также учитывать, что в настоящем времени в составном именном сказуемом нулевая глагольная связка. В предложении есть только именная часть, которая выражена существительным, прилагательным, причастием, числительным, местоимением. Такие сказуемые отвечают на вопросы: кто такой? что такое? какой? каков? По сути, необходимо подставить глагол быть, чтобы увидеть именную часть и правильно выделить основу. Например, Погода на улице (была) солнечная. Основа данного предложения – погода солнечная (СИС).

Будьте внимательны! Ориентироваться только на количество слов при определении типа сказуемого нельзя!

Если сказуемое выражено одним словом, обязательно нужно определить, какой частью речи оно является!

Если сказуемое выражено глаголом в форме того или иного наклонения, то это простое глагольное сказуемое.
Если кратким причастием (что сделан?) или кратким прилагательным (каков?), то это составное именное сказуемое с нулевой глагольной связкой. Например, Поле засеяно яровыми (это СИС, а не ПГС).

Теперь на базе задания № 2 ОГЭ по русскому языку разберем выделение грамматической основы предложения.

Предлагаю Вам выделить основы и определить тип сказуемого в предложениях с сайта РЕШУ ОГЭ.

В данных предложениях грамматическую основу выделила жирным шрифтом.

1. Кажется (ПГС), что неизвестный мастер придал такую необычную форму (ПГС – ФРАЗЕОЛОГИЗМ, МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ОДНИМ СЛОВОМ: СФОРМИРОВАЛ) речному жемчугу.

2.Ландыш представляется (МОЖНО ПОДСТАВИТЬ ДРУГОЙ СВЯЗОЧНЫЙ ГЛАГОЛ: БЫЛ, КАЗАЛСЯ СИМВОЛОМ) мне символом леса (СИС).

3. Тени нарастают (ПГС), и на нас начинает надвигаться ночная мгла (СГС).

4.Переживаешь (ПГС) тревожное настроение, которое (относительное местоимение является подлежащим) будит (ПГС) воображение.

5.Рыба трепетала (ПГС) в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.

В данном предложении биться и потерпеть не входят в состав сказуемого, так как действия совершаются разными лицами (он уговаривал о чём? не биться, потерпеть – дополнения).

6. Матрос немного пришёл в себя. (ПГС – ФРАЗЕОЛОГИЗМ, МОЖНО ЗАМЕНИТЬ ОДНИМ СЛОВОМ: успокоился).

7.Утром туман начал слегка расползаться (СГС).

8.Та модель поведения обычно и становится основой их собственных отношений (МОЖНО ПОДСТАВИТЬ ДРУГОЙ СВЯЗОЧНЫЙ ГЛАГОЛ: БЫЛ, КАЗАЛСЯ ОСНОВОЙ - СИС).

9. А в четырех километрах от Тимашевска, в хуторе Ольховском, сохранен (ЧТО СДЕЛАН? КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ) маленький домик. (СИС – МОЖНО ПОДСТАВИТЬ СВЯЗОЧНЫЙ ГЛАГОЛ – ДОМИК БЫЛ СОХРАНЁН).

10. Этот неординарный ученый − первый разработчик (СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ) стратостата (СИС – МОЖНО ПОДСТАВИТЬ СВЯЗОЧНЫЙ ГЛАГОЛ – УЧЁНЫЙ БЫЛ РАЗРАБОТЧИКОМ).

11. Каменные лестницы около дворца были освещены (ЧТО СДЕЛАНЫ? КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ) зарей (СИС).

12. Все начали искать рынки сбыта для своей культуры так же, как для своих товаров и сырья (СГС).

13.Она была прекрасной собеседницей (СИС).

14. Всякий хорошо знал свое дело (ПГС).

15. Учителя будут читать новые методические пособия (ПГС).

НАДЕЮСЬ, МОИ ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ И ЦЕНИТЕЛИ ЯРКОГО, ОБРАЗНОГО И МЕТКОГО РУССКОГО СЛОВА, ДАННАЯ СТАТЬЯ ПОМОЖЕТ ВАМ ПОДОБРАТЬ КЛЮЧИ К СЕРДЦУ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ДАННАЯ СТАТЬЯ, БУДУ РАДА ВИДЕТЬ В СТРОЮ СВОИХ ПОДПИСЧИКОВ;)

Тест на знание геометрических высказываний. Задание 19 ОГЭ по математике. А ты готов проверить свои знания по геометрии?
ТВ ШКОЛА 5+26 мая 2022
ЗАДАНИЕ 5 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. СЛИТНО ИЛИ РАЗДЕЛЬНО? ВОТ В ЧЁМ ВОПРОС!
ТВ ШКОЛА 5+17 мая 2022
ЗАДАНИЕ 5 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. КАК НЕ ДЕЛАТЬ ИЗ МУХИ СЛОНА?
ТВ ШКОЛА 5+12 мая 2022
ЗАДАНИЕ 7 ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. А ТАК ЛИ СТРАШЕН ЧЁРТ, КАК ЕГО МАЛЮЮТ?
ТВ ШКОЛА 5+11 мая 2022