Найти тему
Друг Народа

Как европейская промышленность работала на Гитлера

В советское время было популярным утверждение, что вся Европа работала на Гитлера. Так ли это? Ответ дает информация в книге бывшего генерал-майора вермахта Б. Мюллер-Гиллебранда «Справочник. Сухопутная армия Германии. 1933-1945 гг.», где имеется подробная информация о немецкой промышленности и использовании ресурсов захваченных стран.

Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским

Согласно справочника немцы стали включать ресурсы и промышленность оккупированных стран практически сразу же, причем не от "хорошей жизни" - у немцев было мало ресурсов. За наступающими войсками следовали офицеры связи военно-промышленного штаба при штабах армий и военно-хозяйственные отряды, которые сразу же обследовали промышленные предприятия, организовывали их охрану. Спустя некоторое время их сменяли более компетентные военно-экономические органы, которые имели задачу обеспечить использование этих предприятий и ресурсов. После победы над Польшей уже в течение октября-ноября 1939 г. на этой территории были созданы органы, находящиеся в подчинении военно-экономической инспекции при штабе командующего войсками на Востоке. Эти мероприятия постепенно давали результаты. Так перед французской кампанией 1940 г. немцы использовали для своих заводов 100 тыс. т черных металлов, полученных из Чехии и Польше.

27 апреля 1940 г. был создан военно-экономический штаб "Норвегия", 27 мая 1940 г. - "Дания", в июне 1940 г. - "Голландия" и "Бельгия", а позднее "Франция" и "Париж". Эти штабы докладывали, что в оккупированных стран ценного и на что способно местное производство.

После французской кампании на службу немцам были поставлена вся французская промышленность, включая производство автомобилей. По немецким данным на 1941 г. не менее 88 пехотных дивизий, 3 моторизованных пехотных дивизий и 1 танковая дивизия были оснащены преимущественно новыми французскими и трофейными (французскими и чешскими) легковыми и грузовыми автомобилями. К этим трофейным автомобилям автозаводы, находящиеся на оккупированных территориях, выпускали запчасти.

Чешский штабной автомобиль «Шкода-952» выпускался для вермахта. Фото из открытых источников
Чешский штабной автомобиль «Шкода-952» выпускался для вермахта. Фото из открытых источников

Для понимания - в немецкой пехотной дивизии (включая ее тыловые подразделения) состояло 500-600 грузовых и 300-400 легковых автомобилей, а в танковой дивизии - 1400 грузовых и более 550 легковых автомобилей. Выходит, что речь идет о десятках тысяч автомобилей, которые были выпущены на французских и чешских автозаводах или для которых эти заводы выпускали запчасти и расходные материалы.

Кроме автомобилей, немцы всю войну использовали бронетехнику (танки, САУ и различные бронемашины), выпущенные чехами, после включения Чехии в Протекторат Богемия и Моравия (вошел в состав Рейха). Чехи на заводе «ВММ» в Праге выпустили солидное количество бронетехники. Так по САУ выпуска 1939-1945 гг. чешские САУ разного типа составляли 20 % (4741 единица) от общего производства немецких САУ, а если рассматривать чешские танки, САУ и бронемашины совместно, то за период 1939-1945 гг. они составляли 12,5 % (или 6636 единиц) от общего числа немецкой бронетехники, выпущенной во время Второй Мировой войны. Причем, по слухам, после войны чехи заявляли, что работали на немцев в знак протеста "в черных рубашках".

150-мм тяжелое пехотное орудиу САУ «Грилле» на базе чешского танка Pz.38(t) на заводе ВММ, г. Прага, 1943 г. Фото из открытых источников
150-мм тяжелое пехотное орудиу САУ «Грилле» на базе чешского танка Pz.38(t) на заводе ВММ, г. Прага, 1943 г. Фото из открытых источников

Кроме чехов небольшое производство бронетехники для нужд немецкой армии было у французов. По неполным данным трофеями немцев во французской кампании 1940 г. стали более 2 тыс. танков «Гочкисс», «Рено», «Сомуа» и других (без учета устаревших «Рено» FT-17), а также еще более 300 бронетранспортеров «Лоррен», несколько сот «Рено» UE и около 250 бронеавтомобилей «Панар-178». Французская промышленность новых танков не производила, но занялась восстановлением некоторого количества этих танков (и выпуска для них запчастей) для немецких охранных подразделений и учебных частей, а также переделкой в различные САУ. По немецким данным на 3 мая 1943 г. в армии состояло на вооружении около 700 французских танков и САУ на их базе.

105-мм гаубичная САУ на базе французского танка В-1bis. Фото из открытых источников
105-мм гаубичная САУ на базе французского танка В-1bis. Фото из открытых источников

Серьезным вкладом европейской промышленности были поставки сырья. Всего в 1940 г. из оккупированных западных стран по данным Управления военной экономики и промышленности Германия получила:

- меди: 135 тыс. т
- свинца: 20 тыс. т
- олово: 9,5 тыс. т
- никеля: 9 тыс. т
- алюминия: 9 тыс. т
- бензина: 363 тыс. т
- дизельного горючего: 65 тыс. т
- авиационного бензина: 220 тыс. т
- жидкого топлива: 150 тыс. т.

К этим данным стоит добавить поставки по металлам из нейтральной Швеции, а по горюче-смазочным материалам - поставки из союзной Румынии. Кстати, через нейтральные Швецию и Швейцарию немцы могли покупать дефицитные станки для своей промышленности. Кстати, до 1941 г. поставки зерна шли из СССР (тоже европейская страна!). К середине войны Турция поставляла хром, Португалия - вольфрам, Финляндия - медь, никель и лес.

Чешский грузовик «Шкода» 6ST6-Т в вермахте. Фото из открытых источников
Чешский грузовик «Шкода» 6ST6-Т в вермахте. Фото из открытых источников

Еще не стоит забывать о присоединенных к Рейху и не учитываемых нигде Протекторату Богемия и Моравия (Чехия), а также бывших французских областях Эльзасе и Лотарингии, которые были богаты углем и являлись металлургической базой Франции до ее поражения в кампании 1940 г.

Мюллер-Гиллебранд пишет, что начало усиленной эксплуатации в 1940 г. промышленности оккупированных стран, наконец, только в 1941 г. дало значительные результаты, как раз при вторжении в СССР. На конец 1941 г. военные заказы в Нидерландах составили на сумму 921 млн. марок, в Бельгии - 558 млн. марок, в Северной Франции - 209 млн. марок, а в остальной Франции - 3,1 млрд. марок.

На 1 октября 1942 г. немецкими вооруженными силами были распределены заказы на суммы в следующие страны:

- Франция: 1,9 млрд. марок
- Нидерланды: 634 млн. марок
- Генерал-губернаторство (Польша): 525 млн. марок
- Бельгия: 484 млн. марок
- Дания: 123 млн. марок
- Норвегия: 89 млн. марок
- Сербия: 14 млн. марок
- Греция: 8 млн. марок.

За период с 1 января по 30 сентября 1942 г. из оккупированных областей было по таким заказам было поставлено:

- оружия: 89 млн. марок
- боеприпасы: 120 млн. марок
- автомашины: 298 млн. марок
- суда: 399 млн. марок
- самолеты: 858 млн. марок
- имущество связи: 146 млн. марок
- оптические приборы: 31 млн. марок
- обмундирование и снаряжение: 379 млн. марок
- машины промышленные: 196 млн. марок
- различное военное имущество: 133 млн. марок
- инструменты: 414 млн. марок
- прочее имущество: 190 млн. марок.

Чтобы оценить солидные цифры в немецких марках, надо сказать, что цена танка «Пантера» составляла 130 тыс. рейхсмарок. Таким образом, условно на французский военный заказ только на 1942 г. в 1,9 млрд. марок можно было купить более 14 тыс. танков «Пантера» (!).

Французский грузовик Renault AHN в вермахте. Фото из открытых источников
Французский грузовик Renault AHN в вермахте. Фото из открытых источников

Не стоит думать, что Франция и другие оккупированные страны особо зарабатывала на немецких заказах. Во-первых, европейцы отрабатывали громадный долг по репарациям, во-вторых, немцы установили принудительный выгодный для себя курс рейхсмарки к валютам побежденных европейских стран, поэтому европейцы даже если и получали рейхсмарки, то это были "фантики".

Таким образом, старое советское утверждение, что вся побежденная Европа работала на фашистскую Германию, вполне справедливо. Кстати, не будем забывать, что немцы использовали большое количество иностранцев в промышленности внутри Рейха. В 1940 г. в Германии на нужды войны использовалось 823 тыс. иностранных рабочих (итальянцы, поляки, французы и др.) и 347 тыс. военнопленных (в основном французов).

Французский легковой автомобиль "Пежо-402" в вермахте. Фото из открытых источников
Французский легковой автомобиль "Пежо-402" в вермахте. Фото из открытых источников

Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз

#вермахт #вторая мировая война #великая отечественная война #богемия и моравия #промышленность германии #гитлер #pz.38 #шкода #мюллер-гиллебранд #промышленность германии

Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии

Другие статьи канала - Мифы о Третьем Рейхе - про мнимую монолитность нацистского режима

Немцы построили в годы WW2 более 81 тыс. единиц различной бронетехники

Как хитро немцы скрывали свои потери в танках