Найти тему
Самсон и Данила

По следам Каннского кинофестиваля: вспоминаем фильм "Квадрат"

На минувшем Каннском кинофестивале «Золотую пальмовую ветвь» получил Рубен Эстлунд за кинокартину «Треугольник печали». По этому случаю мы решили вспомнить предыдущий фильм Эстлунда – «Квадрат», который был также удостоен главного приза в Каннах в 2017 году.

В «Квадрате» действие разворачивается вокруг Кристиана, преуспевающего куратора музея современного искусства. В один «прекрасный» день у нашего героя воруют телефон и кошелек, в итоге данная кража запускает целую вереницу событий, перевернувшую мир Кристиана. За пару мгновений он теряет свою любимую работу, уважение, сталкивается с обычными людьми и только тогда внутри него что-то щелкает.

Кадр из фильма "Квадрат" (Р. Эстлунд, 2017)
Кадр из фильма "Квадрат" (Р. Эстлунд, 2017)

В кинокартине неоднократно ведется речь о том, что все люди равны вне зависимости от социального положения. Причем произносят фразу о равноправии люди, находящиеся в иерархии выше среднего обывателя, смотрящие на всех, кто ниже них – с ненавистью и презрением. Между их словами и действиями есть существенный контраст, который бросается в глаза.

К слову, «Квадрат» – инсталляция, призванная напомнить зрителям о гуманизме. Меж тем само название «Квадрат» может отсылать и к реальному известному произведению искусства.

В кинофильме много отсылок к истории искусства. Например, устрашающий перфоманс, где художник изображает обезьяну. Многие критики увидели в этом представлении намек на Олега Кулика, российского художника-акциониста, в чьем творчестве есть похожий перфоманс «Человек-собака», когда Кулик набрасывался на зрителей.

Кадр из фильма "Квадрат" (Р. Эстлунд, 2017)
Кадр из фильма "Квадрат" (Р. Эстлунд, 2017)

Но, помимо параллелей, все же вернемся к социальному подтексту в кинокартине. Создается впечатление, что перфоманс предстает усмешкой на всю современную элиту, где у людей внутри всё прогнило, где, казалось бы, цивилизованные люди ведут свою жизнь на уровне инстинктов.

Новый кинофильм режиссёра – «Треугольник печали», о котором мы можем судить лишь по рецензиям и описаниям, напоминает тот же «Квадрат». И не только названием!;) Снова видим разницу между различными социальными группами (где сталкиваются миллиардеры и обслуживающий их персонал), только теперь вместо арт-среды – необитаемый остров...

#каннский кинофестиваль #Рубен эстлунд #рецензия на фильм #что посмотреть вечером #шведское кино #что посмотреть