Проезжая мимо школы во время перемены нередко за территорией можно увидеть группы школьников с сигаретами. Не стану говорить про все школы, но в большинстве такое можно наблюдать. Дети продолжают курить не смотря на антитабачные кампании, запреты продавать сигареты до 18 лет, разъяснительную работу…
Опросы ВЦИОМ и фонда "Общественное мнение" показывают, что курит 15% детей. А по информации Роспотребнадзора курит 40% юношей и 7% девушек, а в ПУ и ВУЗах эти цифры достигают 75% и 64%.
Почему же дети курят? Проходит столько мероприятий по разъяснению вреда курения, кажется сигареты подросток купить не должен, запрещено продавать, и все равно такой процент курящих.
Основой решения любой проблемы является определение ее истоков, причин. Если причины определены правильно - решение возможно, если неправильно – результата не будет.
Многие психологи считают, что дети курят «не серьезно», из «баловства», стараясь подражать взрослым, казаться взрослее. Исходя из этого строится и борьба с подростковым курением. По данным статистики крайне малоуспешная…
Я же предлагаю обратиться к психологии линейки психоанализа.
Предположим (имеем право), что ребенок курит, и это для него серьезно. Серьезно – это значит при помощи курения ребенок решает какие-то свои задачи. Чтобы определить область возможных задач учтем то, что сигарета снижает общую мозговую активность, а подъем по естественным потребностям человека по Маслоу усиливает мозговую активность, «затаскивая» человека наверх.
То есть, исходя из этих допущений делаем вывод. Ребенок выходит на потребность очередного уровня, но по каким-то причинам не может ее удовлетворить. Мозговая активность высокая, но работа идет «в холостую», что сильно перегружает мозг. Ребенок начинает курить.
Посмотрим, на каком переходе Пирамиды Маслоу наиболее вероятно курение.
1) Переход Физиологические потребности – Безопасность.
Может ли ребенок курить из страха? Возможно, если ему угрожают, заставляют курить он будет курить, но мало вероятно, что такое курение превратиться в привычку.
2) Безопасность – потребность в принадлежности и любви
На этом переходе ребенок требует внимания в первую очередь родителей, теплого общения с ними, родительской ласки и любви. Сам он еще не умеет адекватно проявлять внимание и любовь к другим и поэтому важнейшие события по удовлетворению уровня принадлежности и любви происходят в семье. Если ребенок в семье недополучает внимания, он будет искать его во вне, подключаясь к различным обществам, и останавливается в обществе единомышленников, которые тоже не знают как решить проблему. Появляется компания, которая дает некоторое, далеко не полное удовлетворение принадлежности. Остальное компенсируется курением. В этом случае курение может стать стабильным.
3) Потребность в принадлежности и любви – потребность в уважении.
Возможна ситуация, ребенка в семье любят, очень любят, но не воспринимают его как личность серьезно (по крайней мере ребенок так думает). В этом случае неудовлетворенная потребность в уважении может привести к перегрузке мозга и ребенок, попробовав в компании покурить, может взять это в привычку.
4) Потребность в уважении – потребность познавать
Если первые четыре потребности для ребенка главным образом обеспечивают в основном родители, то познавательные потребности после 7 лет обеспечивает школа, интернет, природа… и возникшая познавательная потребность удовлетворяется, на этом переходе курение маловероятно, так же, как и на более высоких уровнях.
Вообще, основные привычки детей до 12 лет надо искать в семье, подростков – в большинстве случаев тоже в семье.
Если ребенок курит, то он будет курить до тех пор, пока не будет устранена причина. А причина, как мы разобрали, лежит в области отношения с родителями.
То есть, если ребенок курит, он сможет перестать курить только в случае, если его родители пересмотрят свои взгляды на жизнь. Потому что чтобы изменить отношение (любое) необходимо изменить соответствующие убеждения. А чтобы изменить убеждения нужно провести работу над собой. Как правило с внешней помощью, потому что убеждения и составляют основу нашего характера.
Дело в том, что уровень обеспечения потребностей ребенка не может превышать уровень обеспечения потребностей родителей в семье. И это длится до тех пор, пока существует сильное бессознательное эмоциональное взаимодействие с родителями, до тех пор, пока ребенок отождествляет себя с ними.
Таким образом потребность в принадлежности и любви (3 уровень по классификации Маслоу) не удовлетворяется в тех семьях, где родители не умеют любить. Часто бывает так, что мама сама себя не любит. Как бы странно это не звучало, но, если человек не любит себя, он не в состоянии любить других.
А если мама себя не любит, она не способна дать любовь своему ребенку. А ребенку достаточное количество любви кроме матери никто, даже отец, дать не в состоянии. Но как правило в семье отец ценит себя еще меньше. Потому что мужчина не будет жить с женщиной, которая себя любит и ценит меньше, чем он. Это, кстати, одна из причин большого количества разводов. А в неполных семьях ребенок гарантированно недополучает любви отца.
Внешне это выглядит так, что в семье есть некоторое неблагополучие или прямо семья неблагополучная, папа, а часто и мама курят, выпивают либо кто то один, либо вместе и соответственно в такой семье ребенок курит.
Бывает, особенно во внешне культурных семьях, родители отношения меряют «внешней линейкой». То есть определяют для себя как должно внешне выглядеть то, что видно другим и стремятся поддерживать эту видимость всеми средствами.
Дорогая одежда, правильное поведение, множественные «нельзя» или наоборот излишние «можно». Да, в этом случае ребенок получает много внимания, ему может иногда казаться излишне много внимания. Но в этом внимании ребенок видит угрозу своего личного пространства и определяет это как недостаточное уважение к себе (нарушается удовлетворение 4 уровня потребностей)
А здесь внешняя картинка другая. Внешне все благополучно. Приличная с виду семья. И как говорят, ребенок начинает чудить, потому что у него все есть. На самом деле у него есть только шмотки. Ребенку либо не хватает родительского внимания, либо оно сводится к указанию как надо себя вести.
В любом случае, если курит ребенок, причина находится в родителях. И пока родители в себе ее не устранят никакие воздействия на ребенка не приведут к успеху в борьбе с этой пагубной привычкой.
А родители, как часто бывает, свои проблемы, в том числе принесенные из своего детства, не решают, и они отражаются на их детях, а по сути, даже перекладываются на детей.
Например, таким образом из поколения в поколение «передается» бедность и сопутствующие ей пьянство и жизненная неустроенность.