В кинематографе есть понятие "клоун",а есть понятие "юродивый".Клоун это тот кто смешит и развлекает публику по мере квалификации и профессионализма в жанре от комедии до буффонады.Ярко выраженными представителями данного вида можно смело назвать Чаплина,Крамарова,Никулина,Лесли Нильсена и многих других.Юродивые же ,как это общеизвестно,будят в приходящих или просматривающих скрытые струны души,задевая то о чем не говорят.Данный сегмент амплуа очень эксклюзивен ,далеко не каждому по плечу и складывается для определенных актеров спонтанно под наметанным взором режиссеров и сценаристов,на основе собственной обозначившейся харизмы.Рассматриваемое амплуа безусловно является клеймом на всю карьеру и сознательным выбором подобных лицедеев под давлением хронического отсутствия другого выбора.В конце концов это лишь не более чем актерская маска за которую им платят такие же деньги и отношение к которой определяется не зрителями ,а самими деятелями эстрады.Без этих персонажей фильмы имели бы другую атмосферу и пластику.Юродивые в современном понимании давно уже не атакуют нормы поведения,как в средневековье,оставив это панкам и фрикам,а довольствуются обличением мира и приведением его к прекрасному ,через свои образы и вербальные загадки.Очень характерной особенностью их является нормальность в одеяниях,но ненормальность во всем другом уже с первого кадра.Юродивые-не городские сумасшедшие.Последние могут быть пусты как ведро ,юродивые же всегда несут в себе какой-то глубокий смысл и укор в несовершенстве ныне живущим.Их всегда отличает глубочайшее понимание происходящего, о котором даже не удобно говорить.
1) ГАРРИ ДИН СТЭНТОН.Без этого деятеля не обходился ни один "психолого-фантастический"фильм .Даже не текстом и не действиями,а одной своей внешностью на экране данный тип наводил зрителей на мысли о высоком и общечеловеческом.Непонятно чем привлекавший режиссеров классический образчик забулдыги ,постоянно занимал значимые ниши второго плана,играя разнообразных придурков,философствующих алкоголиков,падших дворников и пленников вредных привычек.Наибольший пик его карьеры приходиться на единственную доверенную главную роль в непонятном произведении"Париж,Техас" 84-го года,которое интересно только вычурным интеллектуалам на своей волне(посмотрите кто режиссер). Постоянно присутствуя во многих фильмах на заднем плане,данный потерто-несвежий персонаж видимо занимал необходимое место в представлениях американских режиссеров.Единственно гармонично ,как и многие такие другие,он смотрелся в корзине у Линча,где подобным героям было самое место,в остальных же картинах вызывал тошноту.
2)РОБИН УИЛЬЯМС.Этот актер всегда был явно больше чем просто грустный клоун.Он безусловно четко занимал свою нишу,представляя амплуа сбившихся с пути интеллигентов,скрытых ауто-гениев,клоунов поневоле и различных культурных деклассантов.Он хорош и запоминаем в каждом фильме,никогда не опуская планку и всегда выкладываясь на 95-100%. Уильямс в своем призвании был,что называется "Блаженным"с большой буквы,освещая своими ролями стороны человеческой жизни,которые недосуг затронуть другим.Самыми распиаренными его ролями являются "Король-рыбак,Двухсотлетний человек"
и"Джуманджи",на самом деле лучшие его фильмы:"Куда приводят мечты,Окончательный монтаж"и"Фото за час".
3)ДЖОВАННИ РИБИЗИ.Этот идеально подходящий под данный типаж парень уверенно занимал нишу юродивого в каждом фильме.В каждом его взгляде был упрек человечеству и тихий призыв к смирению гордыни.Он всегда последний констатировал то, о чем другие не говорят и делал то, что другие стесняются делать.В каждом своем фильме он занимает нишу блаженного в углу,заранее знающего,но в суе не рассказывающего развязку всей истории(База Клейтон,Дар).Такие персонажи нужны кинематографу и без таких живых триггеров сценаристам не обойтись.Все его фильмы кроме "Бойлерной"и"Рая"достаточно хороши и показывают его актерское мастерство и призвание.
4)БИЛЛ МЮРРЕЙ.Антипод и Альтер эго Джеймса Белуши,этот актер занимал все позиции,где не успевали или не хотели работать ни Белуши ,ни Хэнкс,ни Эдди Мерфи.Очень похожий на них,Мюррей не был обременен грузом их престижа,запросов и гонораров,и поэтому спокойно мог позволить себе браться за такие роли ,которые они посчитали бы ниже достоинства(и в каждом втором случае зря).Этот лицедей безусловно не был в своем амплуа ни клоуном,ни даже комиком в чистом виде,а скорее был триггером притягивающим чудаковатых партнеров и нестандартные ситуации.Его фильм"День сурка"переоценен и перехвален,потому что его могли более забойно и более качественно сделать другие актеры и другой режиссер.
5)ПИТ ПОСТЛЕТУЭЙТ был чуть-чуть всем и никем.Слишком страшный чтобы быть клоуном,слишком неуклюжий чтобы быть громилой он был оксимороном в каждом фильме.Из всего списка это был ,видимо,наименее осознающий свое положение и место актер,представляющий себя в одной когорте с Хоппером и Мэдсеном,а на самом деле являясь лишь сильно увеличенной копией Стентона.
6)ЭДРИАН БРОУДИ.Все удивление от всего несовершенства этого мира всегда было написано на его лице.Один его вид в кадре был вопиющим укором ближнему и обличением мира в отсутствии добродетелей.Как писали критики:"Только его лицо может выражать такой страх и такое страдание".Его лучшими фильмами называют "Пианист"
и "Эксперимент",но наиболее качественные его работы,где он виден весь:"Пуля, Ресторан,Горечь любви,Гудини"и"Пиджак".Во всех своих киновоплощениях Броуди изображал изумленного от жизни персонажа ,в сомнении бредущего по обочине против движения или вообще от дороги.Как и Рибизи он идеально подходит в качестве обличителя мирских пороков и заблуждений.
7)ДЖЕЙСОН ШВАРЦМАН.Племянник Копполы и двоюродный брат Николаса Кейджа, Шварцман получил свою главную известность после фильма Spun.К сожалению он не поднялся выше этой ступени и не прыгнул выше своей головы.Но любителям кино он несомненно будет интересен во всех своих проявлениях как ярко выраженный и абсолютно достоверный типаж продвинутого блаженного.Он всегда был неплохим актером,но общая мелкотравчатость не позволила ему дойти до повторения масштабов Мюррея или Уильямса,хотя ему и давали отличные роли Людовика16-го или "Академия Рашмор"и "Взломщики сердец".И ,тем более ,он не стал заменой Тиму Роту. Се ля ви.
8)ГРЕЙС ЗАБРИСКИ.Эту актрису,как и многих других,открыл для зрителей Линч.Но если у него она смотрелась в общей атмосфере фильмов очень органично,то у других режиссеров она выглядела не более чем олигофреничкой.Все ее роли фоновы , картонны и находятся в полной зависимости от режиссерского замысла.Всем своим внешним видом , не говоря уже о мимике,она подчеркивала отклонение момента с главной дороги, настраивая зрителя на поиск скрытых загадок и подвохов.По какой-то причине она стала более известной и популярной,чем точно такая же декоративная актриса Фрэнсис Бэй.
9)МАРТИН ФРИМЕН.Ещё один персонаж с вечно открытым ртом и незамутненными загадками мира на лице.Ему суждено было играть не в комедиях и сериалах,где он был бы более органичен,а в серьезных картинах где и без него хватало более солидных и убедительных претендентов.Он много снимался уже до Хоббита ,но кто на это обратил внимание,кроме каких-нибудь англоязычных зрителей,пока он в 40 лет не сыграл Бэггинса в Хоббите.Его амплуа не блаженные и не эксцентрики,а скорее,что называется,"странные" и "с большой изюминкой"не от мира сего.Если бы не Хоббит,он был бы совсем неизвестен большинству зрителей,навсегда оставшись маэстро третьего ряда.
10)ПАТРИК ФИШЛЕР.Альтер эго Шварцмана и Броуди.Находясь в одной типажной нише с этими персонажами ,он,тем не менее,играл более "аристократических" персон.Как и большинство героев этого списка(кроме Мюррея и Уильямса)этот индивид был нужен в фильмах лишь для оттенения других участников,создания атмосферы и когнитивных диссонансов.Достаточно ему 5 минут сыграть в "Малхолланд Драйв"и эта сцена запоминается уже в первых рядах.При неотложной необходимости сделать гримасу или выпрыгнуть с балкона он был просто незаменим.Его нетипичная внешность "периферийного"типа,с подобным"пограничным" выражением лица,несомненно должны были наводить зрителей на размышления о высоком и заглядыванию в тайники своей души.Все роли его состоят из эпизодов в фильмах и сериалах.
11) ОУЭН УИЛСОН.Его всегда использовали в комедиях,но клоун из него был слабоватый и он был в них скорее деструктором и оксимороном ,нежели фигляром .Слишком неплохие внешние данные не давали ему превратиться ни в дешевого буффона,ни к коридорного комика.Его ролью во всех картинах была провокация других на вскрытие тайных подвохов и осознание абсурдности происходящего.Фильм "Поезд на Дарджилинг"собрал все "сладкое"трио из Уилсона,Шварцмана и Броуди,чтобы зрители насладились тройным блаженством.
P.S. Вуди Аллен к юродивым не принадлежит - слишком тонко и высоко.