Найти в Дзене

ЮРОДИВЫЕ ГОЛЛИВУДА .

В кинематографе есть понятие "клоун",а есть понятие "юродивый".Клоун это тот кто смешит и развлекает публику по мере квалификации и профессионализма в жанре от комедии до буффонады.Ярко выраженными представителями данного вида можно смело назвать Чаплина,Крамарова,Никулина,Лесли Нильсена и многих других.Юродивые же ,как это общеизвестно,будят в приходящих или просматривающих скрытые струны души,задевая то о чем не говорят.Данный сегмент амплуа очень эксклюзивен ,далеко не каждому по плечу и складывается для определенных актеров спонтанно под наметанным взором режиссеров и сценаристов,на основе собственной обозначившейся харизмы.Рассматриваемое амплуа безусловно является клеймом на всю карьеру и сознательным выбором подобных лицедеев под давлением хронического отсутствия другого выбора.В конце концов это лишь не более чем актерская маска за которую им платят такие же деньги и отношение к которой определяется не зрителями ,а самими деятелями эстрады.Без этих персонажей фильмы имели бы другую атмосферу и пластику.Юродивые в современном понимании давно уже не атакуют нормы поведения,как в средневековье,оставив это панкам и фрикам,а довольствуются обличением мира и приведением его к прекрасному ,через свои образы и вербальные загадки.Очень характерной особенностью их является нормальность в одеяниях,но ненормальность во всем другом уже с первого кадра.Юродивые-не городские сумасшедшие.Последние могут быть пусты как ведро ,юродивые же всегда несут в себе какой-то глубокий смысл и укор в несовершенстве ныне живущим.Их всегда отличает глубочайшее понимание происходящего, о котором даже не удобно говорить.

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

1) ГАРРИ ДИН СТЭНТОН.Без этого деятеля не обходился ни один "психолого-фантастический"фильм .Даже не текстом и не действиями,а одной своей внешностью на экране данный тип наводил зрителей на мысли о высоком и общечеловеческом.Непонятно чем привлекавший режиссеров классический образчик забулдыги ,постоянно занимал значимые ниши второго плана,играя разнообразных придурков,философствующих алкоголиков,падших дворников и пленников вредных привычек.Наибольший пик его карьеры приходиться на единственную доверенную главную роль в непонятном произведении"Париж,Техас" 84-го года,которое интересно только вычурным интеллектуалам на своей волне(посмотрите кто режиссер). Постоянно присутствуя во многих фильмах на заднем плане,данный потерто-несвежий персонаж видимо занимал необходимое место в представлениях американских режиссеров.Единственно гармонично ,как и многие такие другие,он смотрелся в корзине у Линча,где подобным героям было самое место,в остальных же картинах вызывал тошноту.

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

2)РОБИН УИЛЬЯМС.Этот актер всегда был явно больше чем просто грустный клоун.Он безусловно четко занимал свою нишу,представляя амплуа сбившихся с пути интеллигентов,скрытых ауто-гениев,клоунов поневоле и различных культурных деклассантов.Он хорош и запоминаем в каждом фильме,никогда не опуская планку и всегда выкладываясь на 95-100%. Уильямс в своем призвании был,что называется "Блаженным"с большой буквы,освещая своими ролями стороны человеческой жизни,которые недосуг затронуть другим.Самыми распиаренными его ролями являются "Король-рыбак,Двухсотлетний человек"
и"Джуманджи",на самом деле лучшие его фильмы:"Куда приводят мечты,Окончательный монтаж"и"Фото за час".

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

3)ДЖОВАННИ РИБИЗИ.Этот идеально подходящий под данный типаж парень уверенно занимал нишу юродивого в каждом фильме.В каждом его взгляде был упрек человечеству и тихий призыв к смирению гордыни.Он всегда последний констатировал то, о чем другие не говорят и делал то, что другие стесняются делать.В каждом своем фильме он занимает нишу блаженного в углу,заранее знающего,но в суе не рассказывающего развязку всей истории(База Клейтон,Дар).Такие персонажи нужны кинематографу и без таких живых триггеров сценаристам не обойтись.Все его фильмы кроме "Бойлерной"и"Рая"достаточно хороши и показывают его актерское мастерство и призвание.

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

4)БИЛЛ МЮРРЕЙ.Антипод и Альтер эго Джеймса Белуши,этот актер занимал все позиции,где не успевали или не хотели работать ни Белуши ,ни Хэнкс,ни Эдди Мерфи.Очень похожий на них,Мюррей не был обременен грузом их престижа,запросов и гонораров,и поэтому спокойно мог позволить себе браться за такие роли ,которые они посчитали бы ниже достоинства(и в каждом втором случае зря).Этот лицедей безусловно не был в своем амплуа ни клоуном,ни даже комиком в чистом виде,а скорее был триггером притягивающим чудаковатых партнеров и нестандартные ситуации.Его фильм"День сурка"переоценен и перехвален,потому что его могли более забойно и более качественно сделать другие актеры и другой режиссер.

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

5)ПИТ ПОСТЛЕТУЭЙТ был чуть-чуть всем и никем.Слишком страшный чтобы быть клоуном,слишком неуклюжий чтобы быть громилой он был оксимороном в каждом фильме.Из всего списка это был ,видимо,наименее осознающий свое положение и место актер,представляющий себя в одной когорте с Хоппером и Мэдсеном,а на самом деле являясь лишь сильно увеличенной копией Стентона.

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

6)ЭДРИАН БРОУДИ.Все удивление от всего несовершенства этого мира всегда было написано на его лице.Один его вид в кадре был вопиющим укором ближнему и обличением мира в отсутствии добродетелей.Как писали критики:"Только его лицо может выражать такой страх и такое страдание".Его лучшими фильмами называют "Пианист"
и "Эксперимент",но наиболее качественные его работы,где он виден весь:"Пуля, Ресторан,Горечь любви,Гудини"и"Пиджак".Во всех своих киновоплощениях Броуди изображал изумленного от жизни персонажа ,в сомнении бредущего по обочине против движения или вообще от дороги.Как и Рибизи он идеально подходит в качестве обличителя мирских пороков и заблуждений.

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

7)ДЖЕЙСОН ШВАРЦМАН.Племянник Копполы и двоюродный брат Николаса Кейджа, Шварцман получил свою главную известность после фильма Spun.К сожалению он не поднялся выше этой ступени и не прыгнул выше своей головы.Но любителям кино он несомненно будет интересен во всех своих проявлениях как ярко выраженный и абсолютно достоверный типаж продвинутого блаженного.Он всегда был неплохим актером,но общая мелкотравчатость не позволила ему дойти до повторения масштабов Мюррея или Уильямса,хотя ему и давали отличные роли Людовика16-го или "Академия Рашмор"и "Взломщики сердец".И ,тем более ,он не стал заменой Тиму Роту. Се ля ви.

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

8)ГРЕЙС ЗАБРИСКИ.Эту актрису,как и многих других,открыл для зрителей Линч.Но если у него она смотрелась в общей атмосфере фильмов очень органично,то у других режиссеров она выглядела не более чем олигофреничкой.Все ее роли фоновы , картонны и находятся в полной зависимости от режиссерского замысла.Всем своим внешним видом , не говоря уже о мимике,она подчеркивала отклонение момента с главной дороги, настраивая зрителя на поиск скрытых загадок и подвохов.По какой-то причине она стала более известной и популярной,чем точно такая же декоративная актриса Фрэнсис Бэй.

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

9)МАРТИН ФРИМЕН.Ещё один персонаж с вечно открытым ртом и незамутненными загадками мира на лице.Ему суждено было играть не в комедиях и сериалах,где он был бы более органичен,а в серьезных картинах где и без него хватало более солидных и убедительных претендентов.Он много снимался уже до Хоббита ,но кто на это обратил внимание,кроме каких-нибудь англоязычных зрителей,пока он в 40 лет не сыграл Бэггинса в Хоббите.Его амплуа не блаженные и не эксцентрики,а скорее,что называется,"странные" и "с большой изюминкой"не от мира сего.Если бы не Хоббит,он был бы совсем неизвестен большинству зрителей,навсегда оставшись маэстро третьего ряда.

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

10)ПАТРИК ФИШЛЕР.Альтер эго Шварцмана и Броуди.Находясь в одной типажной нише с этими персонажами ,он,тем не менее,играл более "аристократических" персон.Как и большинство героев этого списка(кроме Мюррея и Уильямса)этот индивид был нужен в фильмах лишь для оттенения других участников,создания атмосферы и когнитивных диссонансов.Достаточно ему 5 минут сыграть в "Малхолланд Драйв"и эта сцена запоминается уже в первых рядах.При неотложной необходимости сделать гримасу или выпрыгнуть с балкона он был просто незаменим.Его нетипичная внешность "периферийного"типа,с подобным"пограничным" выражением лица,несомненно должны были наводить зрителей на размышления о высоком и заглядыванию в тайники своей души.Все роли его состоят из эпизодов в фильмах и сериалах.

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

11) ОУЭН УИЛСОН.Его всегда использовали в комедиях,но клоун из него был слабоватый и он был в них скорее деструктором и оксимороном ,нежели фигляром .Слишком неплохие внешние данные не давали ему превратиться ни в дешевого буффона,ни к коридорного комика.Его ролью во всех картинах была провокация других на вскрытие тайных подвохов и осознание абсурдности происходящего.Фильм "Поезд на Дарджилинг"собрал все "сладкое"трио из Уилсона,Шварцмана и Броуди,чтобы зрители насладились тройным блаженством.

фото из открытого доступа.
фото из открытого доступа.

P.S. Вуди Аллен к юродивым не принадлежит - слишком тонко и высоко.