В стриминговых сервисах вышла дебютная работа, как оказалось, именитого в России клипмейкера Ладо Кватании. Подобно Илье Найшуллеру ему удалось сделать то, что казалось практически невозможным: он снял российский триллер, который по качеству ничем не уступает лучшим западным образцам – от «Убийства» до «Семи».
История фильма разворачивается вновь в 80-х годах прошлого столетия в СССР. Именно в такое время объявляется серийный убийца, желающий отомстить женщинам. За дело берется талантливый следователь в исполнении Нико Тавадзе и его напарник, которого сыграл Евгений Ткачук. Вместе они должны будут остановить изощренного маньяка и при этом остаться не столько в живых, а в гармонии со своей темной стороной…
Вообще, актерский состав в этом фильме подобран довольно удачно. Трудно выделить конкретно кого-то, так как и Тавадзе и Ткачук воплотили действительно уникальные, совершенно разные и многогранные личности. Видно, что над их образами и характерами шла кропотливая работа, которая и позволила добиться убедительности и всего того, что сюжетно будет происходить на экране. Они и остальные персонажи внесли определённый колорит в атмосферу повествования, где царят безысходность и желание оторваться от реальности, закрыть на все глаза и не видеть истины.
Впрочем, так и было в те годы, когда началась перестройка, приведшая к развалу СССР и печальным последствиям в 90-х годах. Наверное, именно поэтому большинство авторов обращаются к этому периоду времени, когда в воздухе витает надежда на лучшее, но в итоге она смешивается с отчаянием, той самой «безнадегой точка РУ». И возможно поэтому у Кватании с командой удалось создать действительно выверенное до блеска, хитроумное, неожиданное, местами провокационное, смелое и вдумчивое кинополотно, которое можно ставить в один ряд с «Настоящим детективом», «Убийством», «Семью», «Исчезнувшей» и другими работами лучших игроков жанра.
Поначалу я отнёсся со скепсисом к данному фильму и ожидал провала, как это обычно устроено с российскими работами. С первых минут работа Кватании не захватывает. Триллер не изобилует буйством красок и действий, к которым могли привыкнуть современные зрители за счёт супергеройского экшена. Повествование размеренное, даже медитативное. Режиссёр со сценаристом сделали время ключевым игроком, перемещаясь с 90-х на 80-е и обратно, что проходило безболезненно. Важна была каждая деталь, каждый процесс. Я не увидел ни одной лишней сцены, так как все они складывали ту мозаику, которую мы должны были собрать воедино и подойти с чувством хорошо проделанной работы к финалу. Даже не так: с чувством, когда ты не ожидаешь каких-либо ухищрений! Так лучше!
Ближе к концу эта размеренность сменяется состоянием, которое можно описать подобно нахлынувшей волне огромного Цунами. Оно обрушивается на тебя, сметает все вокруг и уводит тебя вглубь. Но при этом ты не тонешь, а, наоборот, как будто паришь и продолжаешь пребывать в этом медитативном состоянии. Ещё больше!
В чем же заключается эта медитативность? В картинке, диалогах, музыке и действиях, которые любого могли бы вовлечь в дискуссии о дихотомии человеческой души на светлое и темное; борьбе и выборе, с которыми мы сталкиваемся ежесекундно и порой трудно определить правильный или неправильный поступок; ненависти, разрушающей все вокруг; чувстве долга и справедливости. Все это и даже больше в совокупности выдает «Казнь»… Казнь, которая неизбежна, но затянулась на долгие 10 лет.
Кватания с командой проделали действительно колоссальную работу, которая может стать эталонной для российского кино. Порой не хотелось верить, что это работа отечественного режиссёра. Мозг склонялся в сторону знаменитых скандинавских триллеров и детективов. Вобрав все лучшее от европейских и американских коллег, Кватания подарил зрителям надежду на новые горизонты. Такое же ощущение дарил «Хрустальный», который также поразил своей смелостью… откровенностью даже, качеством, подачей и многогранностью.
#кино #российское кино #триллер #обзор фильма #кватания