Найти тему
Оружейное дело

Ис-3

История легендарного ИС-3

ИС-3 стал самым мощным танком Второй мировой, который, однако не успел принять участие в сражениях.

Разработка машины

Танк планировался как глубокая модернизация ИС-2, разработки начались в апреле 1944 года. Её суть заключалась в том, чтобы, используя агрегаты ИС-2, существенно усилить броневую защиту.

При этом разрабатывалось несколько машин. В результате, 27 декабря 1944 года народный комиссар танковой промышленности Вячеслав Александрович Малышев и маршал бронетанковых войск Яков Николаевич Федоренко отправили Сталину письмо, в котором уведомлялось об объединении двух проектов будущего танка в один.

Первым образцом был ИС-2У – от этого танка использовалась лобовая деталь корпуса и оригинальное решение по управлению огнём танка с места командира. Главным отличием этого образца стала— V-образная верхняя лобовая часть корпуса, получившая прозвище «щучий нос». Это позволило не только увеличить стойкость броневых листов, но и перенести люк механика-водителя на крышу отделения управления. Это не только облегчало попадание мехвода в машину, но и значительно улучшало обзорность в походном положении. Такое решение также называлась «двухскатным наклонным носом».

Чертеж танка ИС-2У

От второй опытной машины взяли новую башню, получившей необычную приплюснутую форму. Таким образом, получался глубоко модернизированный ИС, который в лобовую проекцию не пробивался немецкой 88-мм пушкой Pak-43, при этом боевая масса практически не менялась. Примечательно, что это немецкое орудие было одним из самых мощных в вермахте и до появления ИС-3 пробивало абсолютно все единицы бронетехники СССР и стран-союзниц. Это еще и означало, что ИС-3 было крайне проблематично поразить в лоб и с орудий немецких танков «Тигр» и «Пантера» всех модификаций, включая грозный «Королевский Тигр».

Прототип тяжелого танка ИС-3 «Кировец-1» разработки конструкторского бюро Челябинского Кировского завода, зима 1945 года

Тем не менее танк имел и свои недостатки – немало вопросов было к боевому отделению, ремонту двигателя в полевых условиях, разрушению сварных швов, которое могло нивелировать бронирование, и других нюансов. Однако после дополнительных правок танк ИС-3 рекомендовали запускать в серийное производство. И 29 марта 1945 эта машина была принята на вооружение Красной Армии.

Стоит отметить и тот факт, что у ИС-3 был конкурент – Объект 701, который могли принять на вооружение вместо него. Однако по многим позициям, в том числе и из-за более простой организации производства, выбор пал на ИС-3. Ведь у этой машины часть агрегатов и узлов заимствовалась с ИС-2, поэтому не требовалась существенная перенастройка производства, которая повлекла бы за собой резкое снижение выпуска, что было крайне критично в годы войны.

ИС-3 в армии

С производством ИС-3 было не все так гладко, как хотелось бы. Отрабатывались улучшения конструкции, устранялись дефекты, внедрялась новая, более прочная марка стали для брони. На объем выпуска повлияло и то, что мобилизованные во время Великой Отечественной рабочие и мастера стали покидать заводы и направляться на места своей довоенной работы.

Третий образец ИС-3. Именно он проходил заводские испытания, по итогам которых танк приняли на вооружение

Всего за время Великой Отечественной было создано несколько десятков танков. В боях ИС-3 участия не принимал, машина появилась уже под самый конец войны и была еще сырой – танк перегревался, а качество брони башни требовало доработок.

Фурор на Параде Победы

Несмотря на некоторые недостатки, танк все же сыграл свою роль. 7 сентября 1945 года в Берлине состоялся парад стран антигитлеровской коалиции в честь победы во Второй мировой. Советское руководство решило продемонстрировать своим союзникам новые тяжелые танки. Это был своего рода ответ американцам на их демонстрацию наличия атомной бомбы.

ИС-3 на Параде Победы в Берлине

ИС-3 на Параде Победы в Берлине

ИС-3 на Параде Победы в Берлине

ИС-3 на Параде Победы в Берлине

В обстановке полной секретности в Берлин по железной дороге перебросили 52 новых тяжелых танка. Они вошли в состав созданного на базе 71-го гвардейского полка тяжелых танков 2-й гвардейской танковой армии сводного отряда, которым командовал командир 49-й гвардейской танковой бригады Герой Советского Союза генерал-майор Тихон Порфирьевич Абрамов.

Тихон Порфирьевич Абрамов

Об участии ИС-3 в параде никого не информировали, упоминая лишь о наличии советской танковой колонны. И на командование союзников танк произвел должное впечатление. На протяжении семи лет ИС-3 был для западных стран образцом современного танка, хотя его выпуск прекратился еще в 1946 году.

Снятие с производства и послевоенная судьба

Снятие с производства обусловлено тем, что несмотря на свои достоинства, ИС-3 отличался и немалым числом недостатков. В военное время с ними наверняка смирились бы, постепенно, от серии к серии улучшая машины, которые были бы нужны на фронте. Но в условиях мирного времени такой подход не годился.

Тяжелые танки ИС-3М (модернизированные) на маневрах, Дальневосточный военный округ, 1958 год

В общей сложности с апреля 1945-го по июль 1946-го в Челябинске собрали 2305 экземпляров ИС-3, которые распределили в первую очередь по западным военным округам и группам войск в Восточной Европе.

Музей Победы

В открытой экспозиции военной техники нашего музея вы сможете увидеть тяжелый танк ИС-3 образца 1945 года, а также ознакомиться с остальными легендарными машинами того периода, ждем вас в музее!

Не пропустите новые

публикации