Найти тему

Профессия Аудитор.

Аудитор — это специалист, который проводит проверки финансовой и налоговой отчетности компаний, оценивает финансовою эффективность ее работы и дает руководству рекомендации и консультации по исправлению выявленных ошибок. В сущности, профессия аудитора похожа на профессию ревизора, но разница все же есть — аудитор является независимым экспертом, часто это предприниматель, который оказывает фирмам услуги по проверке документации.

  • История профессии

Термин «аудит» происходит от латинского audio «слышать». В средневековье, когда образованных людей было не так уж и много, аудиторами назначали работников, которые слушали и таким образом принимали отчёты у должностных лиц. Изначально аудиторы выполняли функцию контролирующего органа, призванного выявлять факты воровства и мошенничества.

Известно, что примерно в 200 г. до н. э. прообразом аудиторов были Квесторы - должностные лица, ведавшие финансовыми и судебными делами Римской империи, осуществляли контроль за государственными бухгалтерами на местах. Однако исторической родиной аудита считается Англия. Именно здесь сохранился один из первых англоязычных учётных документов, датированный 1130 годом, который подтверждает проведение аудиторской проверки в архиве казначейства.

Первые независимые аудиторы появились в Европе в середине ХІХ века. Предпосылкой к возникновению новой профессии стало развитие рыночных отношений, которое повлекло за собой необходимость объективной оценки отчётности и получения достоверных данных о реальном финансовом положении компании.

Такую информацию мог предоставить только независимый эксперт. Поэтому деятельность аудиторов изначально играла важную роль в системе финансового контроля и в экономике страны в целом. Опытные специалисты помогали найти ошибки в деятельности предприятий и предотвратить риски, вызванные искажением данных в бухгалтерской документации.

  • Особенности профессии

Грамотная финансовая деятельность предприятий – один из главных показателей их успешной работы, поэтому так важна профессия аудитора в экономической среде. Аудитор может работать в частной или государственной компании, при этом цели его задач будут отличаться:

  • В первом случае работник частной организации нанимается фирмой и проверяет бухгалтерскую отчетность на предмет выявления в ней нарушений. По итогу своей работы он дает заказчику заключение о том, как исправить ошибки в ведении документов.
  • Во втором работник государственной организации выезжает на проверку по заданию налоговой службы или по решению суда. В результате, если найдены расхождения в документации, на проверяемую фирму накладывается штраф.

Аудит бывает как внутренний, так и внешний.

  • Внутренний аудит, который проводится крупными компаниями, имеющими свои филиалы. Они содержат специалиста, который периодически проверяет работу бухгалтеров, а также налоговые выплаты. Поэтому дела организации находятся в порядке, а внезапная проверка государственного аудитора всегда проходит гладко.
  • Внешний аудит приходится заказывать небольшим фирмам, у которых нет постоянного аудитора. Тогда приглашается специалист из независимой фирмы, который выявляет все недочеты, ошибки, финансовые дыры компании, находит пути их исправления.

Независимо от специфики работы обязанности у специалистов этой сферы примерно одинаковые. Аудитор должен выезжать в тот филиал организации, где планируется аудит, даже, если он находится в другом городе или стране. Работа профессионала начинается с исследования деятельности компании. При первой встречи с руководством обсуждаются все аспекты проверки.

Следующий этап подразумевает полный разбор бизнес процессов. После этого проводится проверка всех налоговых отчетов, сопоставление доходов с расходами, ознакомление с документами от предыдущих аудиторских проверок. Необходимо провести сверку материальных остатков с данными налогового отчета.

Кроме этого проверяются имеющиеся активы компании, точность отражения их в финансовых отчетах. Следующий этап — изучение методов инвентаризации, изучение информации по поставщикам.

Последний этап — это составление подробного отчета, где ревизор подробно излагает все найденный ошибки, неточности, предлагая варианты их устранения.

  • Как стать аудитором

Профильное образование позволяет будущим аудиторам получить базовые теоретические знания по направлению. Ряд навыков невозможно приобрести или выработать в процессе обучения. Практика показывает, что успехов в профессии можно добиться лишь при наличии ряда личных качеств. К ним относят ответственность, внимательность, хорошую память, аналитический склад ума. Рабочий процесс упростят высокий уровень коммуникабельности, принципиальность, эмоциональная устойчивость.

Профессия очень востребованная, проблем с выбором высшего учебного заведения не возникнет. Получить образование можно окончив любое высшее учебное заведение, которое готовит экономистов. Чаще, это кафедры «Бухгалтерского дела, учета и аудита». Специалист просто обязан знать все протоколы бухгалтерской отчетности, ведь ему предстоит проверять работу этого отдела.

При поступлении на специальность необходимо сдать русский язык, математику, обществознание, информатику, физику, историю, иностранный, английский язык.

После получения диплома о высшем образовании необходим небольшой стаж работы бухгалтером. Поэтому молодому специалисту придётся устроиться либо бухгалтером, либо, если повезет, помощником аудитора и проработать минимум 3 года. Чтобы работать по специальности, необходимо получить специальный разрешающий сертификат.

Для его получения претендент должен сдать квалификационный экзамен, при условии, что 2 года из имеющегося стажа специалист проработал в сфере аудита, а именно помощником аудитора. Только при выполнении всех условий, а также сдаче квалификационного экзамена, специалист получает сертификат, разрешающий ведение деятельности по выбранному направлению.

Специалист должен повышать свою квалификацию, для этого обучаясь на специализированных курсах, где можно получить информацию об изменениях в законодательстве. Обучающие курсы обычно платные и большим плюсом в работе будет то, что расходы по обучению берёт на себя — работодатель.

  • Плюсы и минусы профессии

К плюсам можно отнести:

-Востребованность. С ростом количества компаний всегда будет нужен человек для консультации в сфере финансовой деятельности.

-Престижность. Специалист в этой области владеет важными для деловых людей знаниями, поэтому к нему прислушиваются и уважают его мнение.

-Карьерный рост. Профессия предусматривает возможность вертикального роста от бухгалтера и помощника аудитора до руководителя отдела.

-Высокая заработная плата. Специалист с опытом и стажем зарабатывает 100-200 тысяч рублей и выше в зависимости от должности и места работы.

-Возможность открыть свой бизнес. При наличии деловой жилки, лидерских и организаторских способностей можно создать свою аудиторскую контору.

Из минусов:

-Ненормированный рабочий день. Проверка одного предприятия может достигать полугода. Приходится работать сверхурочно, чтобы уложиться в отведенные сроки.

-Сидячая работа. Крайне необходима большая активность в свободное время, чтобы поддерживать здоровье организма.

-Высокая ответственность. От работы аудитора зависит как деятельность проверяемой организации, так и репутация аудиторской компании.

-Частые и длительные командировки. Требуется работать не только в пределах своего региона, но и по всей стране и даже за рубежом.

-Изменения в законодательстве, за которыми нужно регулярно следить.

-2