Найти тему
5,4K подписчиков

Мегалиты

Игорь Константинович Фортунатов с дочерьми Ниной и Верой, 1950 г.
Игорь Константинович Фортунатов с дочерьми Ниной и Верой, 1950 г.

Из книги "Отцовская память". Рассказы ученого-исповедника И. К. Фортунатова.

По определению Джона Вуда, англичанина, написавшего интересную книгу: «Солнце, Луна и древние камни» (перевод с англ., Издательство «Мир», Москва, 1981 год), мегалиты – просто большие камни. Однако, этот термин применяется преимущественно к камням монолитам – памятникам древнейших времён. В этой книге подробно описываются знаменитые и таинственные Стоунхенджские Камни-столбы. Эти гигантские камни были поставлены 5-6 тысяч лет назад и выполняли функции астрономической обсерватории.

На территории СССР, по данным профессора А. Гурштейна, так же имеются археоастрономические объекты. В частности, описана древняя астрономическая площадка у холма Мецамор близ Еревана. Возраст её около трёх тысяч лет. Мегалиты, совмещающие в себе обсерватории, храмы и могилы, несомненно, есть и в других местах нашей страны.

В «Геологическом словаре» (Издательство «Недра», Москва, 1978 г.) этого термина нет. Мне же этот термин нравится по своей архаичности, основательности и звучности. Мегалит – монолит хорошо звучит и вызывает чувство восхищения.

В 1936 году я ехал верхом на лошади в самом сердце центрального Казахстана среди скалистых оранжево-красных и чёрно-бурых гор Ортау. Это на северной границе пустыни Бетнак-Дала, занимающей площадь 125 тысяч квадратных километров. Горы Ортау это горный микроритм, в котором среди обрывчатых утёсов бьют родники, текут ручьи, в долинах растёт трава, а по логам – заросли кустарников. Эти места изобильны горными козлами и баранами, джейранами, лисицами и волками.

Здесь, как теперь, так и в древнейшие времена человек находил себе места для жилья, охоты, прикорма скота и укрытия от знойных ветров пустыни летом и бушующих ураганов зимы. Однако, ни городов, ни постоянных поселений и их остатков здесь пока не найдено. Видимо, эти места были обитаемы лишь первобытными людьми и кочевниками. О первобытных людях свидетельствуют многочисленные неолитические стоянки на скалистых берегах речек и крупных ручьёв. Здесь и теперь рассыпаны осколки кремней и обломки ножей, скребков и наконечников стрел. Здесь были каменные кузницы по выделке хозяйственного инвентаря и оружия. Приятно набрать горсть этих осколков и осознать, что все они – свидетели времён пяти-шести- тысячелетней давности. О кочевниках говорят находки бронзовых наконечников стрел и глиняных обожжённых горшков.

Мимо гор Ортау – западнее – проходила большая караванная дорога, северный вариант Великого Шёлкового Пути. Она шла от южных отрогов Алтая через Казахские степи и мелкопесочник, через пустыню Бетнак-Дала в среднюю Азию на Туркестан, Ташкент, Самарканд и Бухару. По этой пяти тысячевёрстной дороге двигались орды Чингиз-Хана, караваны купцов, дипломаты. По ней ездили в Монголию, ещё до монголо-татарского нашествия и русские князья, и итальянские монахи. Однако, Марко Поло пришёл сюда более южным путём, через Памир. По моим соображениям в этих замечательных местах побывали многие народы.

Я лично проходил с экспедицией по этому караванному пути три раза в 1938 и 1939 годах. От современной Караганды Ортау в 300 километрах к югу, от города Балхаш – в 400 километрах к северо-западу, от города Джезказган – в 500 километрах к юго-востоку. Места тут необитаемые, но привлекательные по своей природе. Они ещё ждут своих исследователей.

Я же ехал с прозаической задачей – измерять и определять запасы заготовленного сена в долинах среди гор Ортау. Стогов здесь было множество и сено отличное, а стога прекрасно сложенные. Случилось так, что я задержался с работой и, спохватившись ехать на ферму, был захвачен сумерками. Ошибся где-то развилкой тропы и въехал в глубокую, длинную и довольно широкую долину, покрытую густой травой. Лошадь рысью несла меня по тропе и вдруг – шарахнулась в сторону. Я едва удержался в седле. Небо вызвездило, месяц был ущербный, но всё же видимость была.

Впереди и чуть левее я увидел странные предметы, напоминающие по форме огромные гробы – длинные, чёрные, блестящие, расположенные большими группами. Понукая и пришпоривая коня, подъехал к краю одной из таких групп. Въехать в середину этого скопления мой конёк решительно отказывался и даже пытался сбросить меня. Привязать мне его было не к чему, да и, откровенно говоря, как-то не хотелось сходить с коня на землю в этой непонятной обстановке.

Я присмотрелся. Это были глыбы грубо отёсанного камня. Они блестели в свете луны тысячами граней и мерцали тёмно-голубым сиянием. Тронув коня, я увидел, как при моём движении усилилось мерцание этих сколов-зеркалец. Конь храпел и бил копытами. Мне стало жутко. Я погнал его по тропе и выскочил в знакомые сопки.

Через час я был на базе. Спросил местных животноводов, что это за место. Они сказали, что это долина смерти. Там захоронения, сделанные ещё, якобы, до Потопа, при праотце Ное, но точно никто не знает. Советовали ночью туда не ездить. Там волков много.

На следующий день, кончив обмеры сена пораньше, я приехал в это таинственное урочище до захода солнца, однако уже падали косые тени. Эти камни, монолиты, гробницы или мегалиты выделялись на фоне зелени травы своими черно-синими глыбами очень рельефно. Конь при свете дня не так боялся этих глыб.

Да! это были, несомненно, надгробные памятники. Их было около трёх десятков. Сразу моё внимание обратило на себя то, что они никак не были ориентированы ни по сторонам света, ни просто – в какую-либо одну сторону. Они размещались тесными группами по 4-6 гробниц в группе и располагались не параллельно, а, словно овцы, толпящиеся головами друг к другу. Никогда, ни ранее, ни позже, я не видел такого кладбища.

Конечно, это не была древняя астрономическая обсерватория, но всё же это были мегалиты. Длина надгробий – от двух до двух с половиной метров, ширина, где-то, метр или чуть больше, высота над почвой более метра. Насколько они вросли в землю, я не мог увидеть.

Надгробия были высечены из очень прочных пород камня – диабаза, диорита и гранита. Окраска – преимущественно чёрная и чёрно-синяя. Это были монолиты. Они были целиком вырублены из материнской скалы. Все поверхности были неровными, со следами грубых сколов, каждая площадка скола по 25-50 см. Какая же сила удара должна была быть, чтобы так рубить камни? Кто и когда мог установить эти надгробия? Над чьими останками они были поставлены? Какая же сила любви или страха двигала теми, кто вырубал и ставил эти гигантские плиты?

Одно можно заметить наверняка. Всё это кладбище, скорее всего, было устроено на очень небольшом отрезке времени. Я вывожу это из того, что порода камня везде однообразна, способ обработки одинаков, одинакова и форма надгробий – один конец шире, другой уже, один и тот же беспорядочный порядок размещения камней. Толпятся, как группы овец в большом стаде.

Можно утверждать, что это погребения не христианские и не мусульманские. Так как они не ориентированы по сторонам света. Едва ли буддистские – там камни больше стоячие, здесь – сплошь лежачие и нет признаков ступы. Следовательно, это погребения народа с религией родового строя. Скифы? Гунны? Не знаю! Нужно исследовать. А каждый камень-то по тонне и больше весом!...

12.10.1981 г.

Вы можете оказать помощь авторскому каналу. Реквизиты карты Сбербанка: 2202 2005 7189 5752