После распада Сельджукской империи от Средиземного моря до Средней Азии существовали туркменские княжества бейлики, военную элиту которых составляли кочевые тюрки, но существенная часть оседлых жителей приходилась на более или менее интегрированное мусульманское либо христианское население.
В середине 14-го века один из бейликов, управляемый родом Османа, значительно усилился и в скором времени стал быстро прирастать территориально. Хотя, до поры, до времени, больше смотрел на запад, нежели на восток. В начале 16-го столетия в большую игру включился Сефевидский Иран – мультикультурное государство во главе с военизированными тюркскими кланами – кызылбашами.
Пока не каждая из великих держав не присоединила к себе нейтральные территории, между ними находились земли, зависшие в полунезависимом состоянии. Там правили бал самостоятельные бейлики или союзы кочевых родов. Многие из них были шиитскими – даже сама династия Сефевидов изначально происходила из этих мест.
Когда полностью пересеклись сферы влияния, началась долгая серия очень упорных войн. Наконец, в 1639-м году был подписан Зухабский мирный договор. Он прекратил противостояние почти на сто лет и определил границу, которая с малыми изменениями сохранилась по сей день.
По чисто логистическим и военным причинам, более могущественным тогда османам досталась Восточная Анатолия. Это был космополитичный регион, который не сильно вписывался в общую структуру империи. Главной политической силой здесь были скотоводы-кочевники, которые не раз поднимали восстания и помнили о старинных тюркских вольностях.
Они довольно поздно осели на землю, в отличие от самих турок. И были прямыми потомками тех сельджуков. В отличие, опять же, от османов – они во многом представляли из себя старое христианское население, которое обратилось в ислам. Потомки этих людей, в зависимости от области проживания, могли носить самые разные имена. Но мы поговорим о тех, которые зовут себя карапапахами.
Такое имя им было дано соседними кавказскими народами за то, что эти люди носили черные папахи – знак принадлежности к суннитской вере. С другой стороны, многие из тех, кто ныне считается частью этой этнической группы, с давних времен предпочитали красные шапки, что символизировало шиитскую веру. А самая малая их часть исповедовала собственную версию алевизма. Какие они предпочитали головные уборы – бог весть.
Впрочем, альтернативное их название было терекеме – так в 18-19-х столетиях величали всех кочевых тюрок Южного Кавказа, в отличие от тюрок оседлых. Поэтому к карапапахам, которые жили в Восточной Грузии, ошибочно относили терекеме из южной части Дагестана.
В войнах начала 19-го столетия грузинские карапапахи сражались против Российской империи на стороне Персии. Поэтому их или прогнали, или они сами ушли – в общем, с того времени их область проживания была рассечена. Часть отправилась в Османскую империю, часть устремилась в Иран. Тем не менее, некоторые карапапахи снова оказались в России после очередной серии войн. В 1883-м году царское правительство в своих новых владениях насчитало 21 652 представителей этой группы, 11 721 человек из которых были суннитами, а остальные придерживались шиитской ветви ислама.
В имперское и советское время они считались отдельной от азербайджанцев частью тюрок, и даже их диалект учитывался отдельно. Однако, с течением времени этот субэтнос практически полностью ассимилировался, и после 1940-х годов из переписей исчез. Поэтому сложно сказать, сколько именно потомков карапапахов живет в современном Азербайджане. В Турции их, вероятно, тысяч 70. В Иране – около 30-ти тысяч. Еще некоторое количество живет в странах Средней Азии, куда этих людей депортировали в 1944-м году.
#азербайджанцы #кавказ #тюркские народы #турция #иран