Найти в Дзене
Мистические истории

Мать сыра земля.

фото из интернета
фото из интернета

Еще одна из стихий, почитаемая во всем мире - земля. Многие народы называли ее "матерью" и возводили в ранг божества. По народному убеждению, святость родников и колодцев зависит от того, что они исходят именно из недр земли. Согласно народным поверьям,земля настолько свята и чиста, что не держит в себе ничего, враждебного людям. Земля настолько неохотно принимает ведьм и колдунов, что для их погребения людям приходилось использовать множество обрядов. Связь человека с землей устанавливается и Священным Писанием, в котором говорится: "Всяк человек земля есть и в землю отойдет". Земные поклоны матери сырой земле отражают отношение русского народа. В старину русские люди, встречаясь с наиболее уважаемыми людьми, кланялись, касаясь земли лбом, или же ударяли о землю шапкой. Постепенно этот обычай сошел на нет, но в дань уважения к земле - долгое время отстаивался во многих областях. В Орловской губернии при ударе первого грома о землю, все женщины кланялись и целовали ее. Также целование земли сохранилось во многих регионах, как подтверждение своих слов и благих намерений. Кроме того, долгое время существовала традиция зашивать землю с родных мест в мешочек с ладаном. Его называли ладанкой и носили на шее вместе с нательным крестом. Считалось, что это поможет избавится от тоски по родине. В некоторых регионах эта вера дошла до того, что если скотину покупали в другом селе, то для того, чтобы она не тосковала по своему стаду, требовалось развернуть ее посреди поля, головой к родной деревне и натереть ей морду землей из-под левой передней ноги.

Особое отношение людей к родной земле позволяло чародеям и колдунам и здесь проявлять свои магические силы. Один из обрядов назывался "вырезание следа". Он заключался в том, что из земли, на которой стоял человек, ножом вырезался его след. В последствии над этим следом можно было произносить заклинания, направленные на причинение вреда.

Обычные люди при наступлении беды просили у матери сырой земли заступничества. Так, например, появился обряд "опахивания деревни". В нем непременно должны участвовать девять девушек и три вдовы. В обжи впрягали беременную женщину, правила ею старая дева. Все остальные помогали тащить соху, а вдовы сеяли в прорезанную борозду песок. Такой обряд проводился темной ночью. Могу предположить, что толпа женщин, одетых в белые рубахи, выглядела довольно жутко. Тем более, что в руках женщины несли косы, сковороды, печные заслонки. Они кричали и шумели, считая, что таким образом смогут запугать смерть. При этом, любого, кто попадется на их пути, женщины готовы были принять за оборотня. Даже мужчины предпочитали сидеть по домам, лишний раз не выглядывая на улицу.

Для того, чтобы попросить милости у земли, существовал следующий обряд. В поле ставили стол, покрытый чистой скатертью, на него ставилась чаша со святой водой, свечи и ковригу печного хлеба. За столом полукругом сидели бородачи с иконами в руках, закрытыми полотенцами. Напротив них садился священник. После молебна священнику подавали севалку. Он брал из нее горсть ржи и ловко раскидывал ее по пашне. Так же священник кропил землю святой водой.

После окончания сева начинается самое трудное время для жителей деревни – забота о будущем урожае. Вопросы о том, будет ли богатым год, задавались еще в Васильев вечер (13 января). Крестьяне, пришедшие с заутрени, шли на перекрестки, прислоняли ухо к земле и слушали. Если им чудился звук, похожий на сани – год будет хлебородный, а если тишина – то неурожайный.

Земля не только отвечала на вопросы о будущем урожае, но и давала подсказки. Наши предки свято верили в приметы. Когда березовый лист становился размером с полушку (русская монета), значит пришло время запахивать пашню. В мокрую землю сеяли овес (на этот счет существовала поговорка "Сей овес в грязь – будешь князь"). Рожь наоборот сеяли в сухую землю. Соблюдая приметы, люди надеялись на хороший урожай.

#мистика #мистические истории #страшные рассказы