Найти тему

Купля-продажа квартиры через МФЦ: как оформить, документы, сроки

Оглавление

Зарегистрировать права на недвижимость сегодня можно прямо в МФЦ. Главное преимущество многофункциональных центров – оперативная работа сотрудников. Каждый оформленный здесь документ имеет юридическую силу.

В статье мы рассмотрим, что важно знать о купле-продаже квартиры через МФЦ, как подготовить документы, обязательно ли обращаться к нотариусу, этапы оформления сделки, сколько времени займет процедура, размеры госпошлины.

Можно ли оформить сделку купли-продажи квартиры в МФЦ

Регистрация сделок с недвижимыми объектами проводится Росреестром. Однако сегодня обращаться в этот орган необязательно. Оформить сделку купли-продажи недвижимости можно через многофункциональный центр «Мои документы». Это посредник между сторонами сделки и государственным органом регистрации. В настоящий момент в стране действует свыше 3 тысяч офисов МФЦ. Филиалы центров «Мои документы» есть практически в каждом крупном населенном пункте.

Как подготовиться к покупке квартиры через МФЦ

К сделке купли-продажи квартиры через МФЦ нужно тщательно подготовиться. Особое внимание уделяется сбору документов. Если пакет документации собран правильно, никаких задержек и затруднений не возникнет.

Прежде всего убедитесь в том, что продавец выписался из квартиры. Не лишним будет самостоятельная проверка технической информации, касающейся объекта недвижимости. Соответствующие справки можно запросить в местном БТИ.

Еще до обращения в МФЦ нужно условиться о порядке передачи денег. Также нужно удостовериться, что у продавца нет задолженностей за коммунальные услуги.

Особенности обращения в МФЦ:

  • в каждом офисе есть банкоматы, через которые оплачивается государственная пошлина;
  • за ходом рассмотрения документов можно смотреть на сайте службы;
  • сведения о новых владельцах недвижимости вносятся в ЕГРН;
  • новые документы о недвижимости после проведения сделки также можно получить в МФЦ.

Нужен ли нотариус при продаже квартиры через МФЦ

Оформить договор купли-продажи квартиры в МФЦ можно без привлечения нотариуса, если это условие не предусмотрено действующим законодательством. К нотариусу можно обратиться для того, чтобы лишний раз подстраховаться на случай непредвиденных обстоятельств. В этом случае стороны сделки будут полностью убеждены в ее юридической чистоте.

Когда нотариус обязателен:

  • продается доля или несколько долей (ст. 42 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
  • продается квартира, которой владеет несовершеннолетнее или недееспособное лицо (п. 2 ст. 52 ФЗ № 2018).

Договор купли-продажи квартиры через МФЦ

Если стороны сделки уверены в собственных знаниях и силах, текст договора купли-продажи можно составить самостоятельно. Если есть неуверенность, можно обратиться в какую-нибудь юридическую компанию.

Регистрация договора купли-продажи отменена в 2013 году. Сегодня регистрировать нужно исключительно право собственности (ст. 551 ГК РФ).

В то же самое время в МФЦ можно восстановить испорченный или утерянный договор купли-продажи. Это нужно в случае, если, например, бумаги потрепала собака или же на документы случайно пролили какой-нибудь напиток. Для этого в офис подается соответствующее заявление. Нужно будет приложить копию паспорта, выписку из ЕГРН и испорченный договор.

Образец договора купли-продажи:

-2

Документ составляется в трех экземплярах: для продавца, покупателя и МФЦ.

Обязательные пункты договора:

  1. Данные о государственной регистрации квартиры.
  2. Дата и место составления.
  3. Детальное описание продаваемого недвижимого объекта. Данные должны соответствовать характеристикам из технического паспорта.
  4. Личные данные продавца и покупателя.
  5. Права и обязанности сторон. Важно описать, как именно будет проводиться оплата, как будет передаваться имущество.
  6. Сведения об отсутствии арестов, обременений, долгов.
  7. Стоимость недвижимого объекта.
  8. Согласие от второго супруга (если оно необходимо).

Документы для покупки или продажи квартиры через МФЦ

Подготовка документов для покупки или продажи квартиры может отнять много времени, поэтому эту работу нужно начинать заблаговременно.

Список документов для продажи квартиры через МФЦ:

  • паспорта сторон сделки;
  • договор купли-продажи;
  • расширенная выписка из ЕГРН;
  • копия лицевого счета;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • справка об отсутствии задолженностей за коммунальные услуги.

Каждая ситуация является уникальной, поэтому иногда к представленному перечню добавляют и другие документы.

Что может понадобиться дополнительно:

  1. Согласие второго супруга на продажу квартиры, если продавец состоит в браке.
  2. Разрешение от органов опеки, если сделка совершается с участием несовершеннолетнего лица.
  3. Нотариально заверенная доверенность от продавца, если сделку проводит третье лицо.
  4. Письменное соглашение от совладельцев, если продается доля в квартире.
  5. Акт приема-передачи или ДДУ, если покупается квартира в новостройке. Также потребуются документы, которые подтверждают, что жилое здание было введено в эксплуатацию.

Порядок оформления сделки купли-продажи квартиры в МФЦ

Первый этап – запись на прием к сотруднику МФЦ. Как правило, офисы работают 6 дней в неделю с 9:00 до 18:00.

Как осуществить запись в МФЦ на продажу квартиры:

  • через официальный сайт местного МФЦ;
  • через сайт «Госуслуги»;
  • по телефону;
  • личное обращение в МФЦ и запись на прием (отличный вариант, если участник сделки живет неподалеку).

Запись через интернет – самая удобная. Она осуществляется за несколько минут. Учитывайте еще и то, что на «Госуслугах» перед записью придется зарегистрироваться. Для этого потребуется СНИЛС, номер мобильного телефона, электронная почта.

Пошаговая инструкция для продажи квартиры через МФЦ:

  1. Продавец и покупатель появляются в отделении МФЦ в установленное во время записи время. Сотрудник МФЦ принимает все необходимые документы, а также выдает образец заявления на продажу квартиры. Это простой бланк, который заполняется за несколько минут.
  2. Сотрудник составляет опись принятой документации. В описи он ставит свою подпись. Тщательно проверьте каждый пункт. В расписке не должно быть никаких ошибок. В противном случае регистрация затянется.
  3. Оплата государственной пошлины. Физическое лицо, согласно ст. 333.33 НК РФ, платит 2000 руб., юридическое – 22 000 руб. Оплатить государственную пошлину можно прямо в МФЦ.
  4. Повторное посещение МФЦ для получения готовой документации. Дату обращения назначат прямо в расписке. Можно получить оригинал договора и справку из ЕГРН, которая подтверждает переход права собственности.

При заключении договора купли-продажи участвуют обе стороны сделки. Если какую-то сторону заменяет официальный представитель, он делает это на основе нотариально заверенной доверенности.

Сроки и стоимость регистрации купли-продажи через МФЦ

Сроки регистрации купли-продажи квартиры в МФЦ определяются законом № 218-ФЗ. Это 9 дней с момента подачи документации в МФЦ. Если бы стороны сделки обратились прямо в Росреестр, срок регистрации составил бы 7 дней.

К сожалению, на практике указанные сроки удается соблюдать далеко не всегда. Сотрудники МФЦ связывают задержки с выходными днями и праздниками. Также опоздания могут быть связаны с долгой пересылкой документов в Росреестр. Таким образом, в реальности срок регистрации купленной недвижимости отнимает от 12 до 18 дней.

Приостановка или отказ в регистрации сделки через МФЦ

Нередки ситуации, когда в регистрации жилплощади при совершении сделки купли-продажи отказывают. Как правило, это связано с ошибками, допущенными в документации. Однако могут быть и другие причины.

Возможные причины отказа в регистрации:

  1. На квартиру наложено какое-либо обременение.
  2. Третья сторона не дала согласие на проведение сделки. Пример: супруг продает совместно нажитое имущество, при этом согласием супруги он решил пренебречь.
  3. Зарегистрированные и заявленные права противоречат друг другу.
  4. В договоре купли-продажи нет пунктов, которые должны там быть по закону.
  5. Регистратор не получил нужные ему сведения от различных служб.

Если сделка купли-продажи приостанавливается, стороны сделки получают соответствующие уведомления. Как только нарушения устраняются, процесс проведения сделки возобновляется. Минимальный срок устранения ошибок – 3 месяца с момента получения уведомления.

Есть ли риски купли-продажи квартиры через МФЦ

Риски купли-продажи квартиры через МФЦ прежде всего связаны с человеческим фактором. Важно помнить о том, что сотрудники МФЦ могут допускать ошибки при заполнении документации. Избежать такой опасности довольно просто: нужно самостоятельно проверять буквально каждый документ. Повышенное внимание уделяется описи документации, которую выдает сотрудник МФЦ. Помните о том, что к задержкам в регистрации может привести даже одна неверно поставленная буква.

При работе через МФЦ все данные автоматически вносятся в программу Росреестра. Сотрудники этой службы далеко не всегда проверяют сведения. Таким образом, ошибка может «пробраться» даже в ЕГРН. При обнаружении любых недочетов в описи сразу же подается заявление об исправлении технической ошибки.

Что будет, если не подать заявление об ошибке:

  1. Приостановка регистрации. Заявление о регистрации в этом случае придется переписать.
  2. Необходимость написать заявление об исправлении ошибки в выписке из ЕГРН. Если ошибка юридическая, прилагается соответствующий документ.

Еще один риск работы через МФЦ связан с тем, что сотрудники таких центров не обязаны проводить правовую экспертизу сделок, разъяснять правовые последствия. МФЦ ответственен исключительно за прием документов и регистрацию прав собственности. Поэтому при любых опасениях касаемо юридической чистоты сделки следует заручиться поддержкой либо нотариуса, либо профессионального юриста. Качественные платные юридические услуги сегодня оказывают в каждом крупном городе. При необходимости их также можно заказать в онлайн-режиме.

Сделки купли-продажи недвижимости сегодня можно оформлять прямо в МФЦ. Подготовка к сделке связана со сбором необходимого пакета документов. Также важно убедиться в том, что у продавца нет задолженностей за коммунальные услуги. В большинстве случаев нотариус для проведения сделки купли-продажи не нужен. Срок регистрации сделки через МФЦ составит 9 дней. Если в документации есть ошибки или несоответствия, в регистрации могут отказать.

Больше статей по недвижимости вы можете найти в нашем блоге.
Подобрать недвижимость или разместить свое объявление о продаже квартиры можно здесь.