162,2K подписчиков

Адмирал Касатонов: Присягой не торгую

3,4K прочитали

В сентябре 1991 года советский адмирал Игорь Владимирович Касатонов был назначен командующим Черноморского флота. Время было нелегкое. Советский Союз разваливался на глазах.

Весной 1990 года из состава СССР вышли страны Прибалтики. 9 апреля 1991 года провозгласила выход из Советского Союза Грузия, в августе 1991 года — Азербайджан, Армения, Киргизия, Узбекистан, Молдавия, Украина и Белоруссия.

А база Черноморского флота находилась в Севастополе, в Крыму, который по недоразумению хрущевских времен числился за Украинской ССР. Престиж советского офицера падал на глазах, на некогда гостеприимных окраинах Советского Союза людей в погонах внезапно стали обзывать оккупантами.

Источник: rg.ru
Источник: rg.ru

Черноморский флот того времени это около 100 тысяч человек личного состава, 60 тысяч рабочих и служащих, 835 кораблей и судов всех существующих классов. Внушительная сила, которую вдруг решили прибрать к рукам новоявленные самопровозглашенные патриоты из независимой Украины.

Из Киева посыпались требования привести моряков к украинской присяге. Адмирал Касатонов эти требования просто игнорировал. Флот был советским, в крайнем случае — русским, и к Украине не имел никакого отношения.

В декабре 1991 года президент Украины Кравчук вызвал Касатонова в Киев и уже лично потребовал перевести флот на службу Украине и организовать приведение личного состава флота к украинской присяге.

Адмирал Касатонов позже вспоминал:

"Я не понимал, почему Черноморский флот должен устать украинским, а Севастополь — город славы русских моряков — превратиться в украинский город. Ситуация, когда я должен был встать под знамёна какого-то гетмана, казалась мне абсурдной".

Но требования украинского президента принесли свои плоды. 4 января командующий Черноморским флотом приказывает личному составу: украинскую присягу принимать запрещаю.

Вместе с этим, адмирал множество раз обращался в министерство обороны СССР с информацией о давлении с украинской стороны. Официальная Москва вяло присылала отписки или вовсе не отвечала.

Источник: oko-planet.su
Источник: oko-planet.su

В Севастополе активизировались украинские эмиссары, уговаривающие советских офицеров ВМФ поступить на службу Украине.

Касатонов выступает по местному телевидению и разъясняет: присягу советский офицер дает только раз в жизни, а Севастополь русский город, Россия правопреемница Советского Союза, значит Черноморский флот российский, а все остальное досужие домыслы и болтовня тех, кто хочет погреть руки в мутной воде.

А "погреть руки" хотелось многим. Ведь в начале 1992 года экономисты оценили стоимость Черноморского флота ВМС СССР в 80 миллиардов долларов США. Столько не стоил даже американский военно-морской флот.

В то время, как в Кремле не было дела до проблем Черноморского флота, внимание всей страны было приковано к этой ситуации. И не мудрено, Черноморский флот действительно всегда ассоциировался с русской историей, а на кораблях плав.состава и подводных лодках служили ребята со всего Советского Союза.

В Севастополь летели сотни телеграмм со словами поддержки действиям адмирала Касатонова. А вот связаться с российским президентом не удавалось. Более того, Генштаб принял решение снять Черноморский флот с довольствия. И моряки оказались предоставлены самим себе.

Источник: rusidea.org
Источник: rusidea.org

В январе 1992 года адмирала Касатонова вызывают в Верховную Раду Украины с требованием объяснить свои действия. 9 января 1992 года Игорь Владимирович выступает перед украинскими депутатами.

Позже он вспоминал:

"Я знал, что за мной сила и правда. Говорил совершенно спокойно, уверенно. Все-таки у меня опыт командования солидный, общению с любой аудиторией обучен.
Я сказал, что флот сохранит статус-кво до выработки политического решения на уровне президентов двух стран — России и Украины, напомнил, что у нас служат представители 46 национальностей, что украинцев среди офицеров лишь девятнадцать процентов, а среди матросов и старшин — около тридцати. Я заявил с трибуны Рады, что требование принимать присягу чужого государства считаю преступным".

Раз министерство обороны не могло внятно высказаться по поводу Черноморского флота, Адмирал решает ехать в Москву и выступить на Всеармейском совещании 17 января 1992 года. Касатонов остро нуждался в поддержке со стороны военных и общественности.

Игорь Владимирович вспоминал:

"Выступление я написал, что называется, на едином дыхании в родительской квартире на Сивцевом Вражке. Решил, что буду говорить, как вокруг Черноморского флота нагнетают страсти и ажиотаж. Пока шел к трибуне, в зале звучали несмолкаемые аплодисменты. Офицеры знали о моем отказе принимать украинскую присягу.
Для примера я рассказал о близнецах Кочешковых. Мама — украинка, отец — русский, оба брата — полковники, комбриги морской пехоты. Только вот один служил на Черноморском флоте, а второй — на Балтийском. "И как прикажете делить эту семью?" — спросил я, обращаясь к президиуму.
После совещания ко мне подходили его участники, благодарили, выражали поддержку, но у всех звучал один вопрос: что дальше? Если бы я знал ответ..."
Источник: kchf.ru
Источник: kchf.ru

28 января 1992 года маршалу Шапошникову удалось устроить встречу Касатонова с президентом Ельциным в Новороссийске. Адмирал долго рассказывал о проблемах Черноморского флота и беспрецедентном давлении со стороны Украины. Но президент слушал плохо, безучастно, зевал, ему было скучно.

Бориса Николаевича больше заботило, когда же будет банкет. Узнав, что банкета на крейсере "Москва", где проходила встреча, не будет, президент поспешил покинуть корабль. Правда, перед отъездом расписался в книге почетных гостей: "Черноморцы! Не дрогнуть в трудный час СНГ! Поддержу! Президент Ельцин".

А вот заинтересованная сторона не прекращала попыток договориться с адмиралом. Заместитель президента Украины по военным делам Плющ обещал уладить все проблемы с материальной базой черноморцев. Он говорил, что президенту России все равно, кому достанется флот и его рано или поздно уговорят передать корабли Украине. Если Касатонов не будет упорствовать — он останется командовать уже украинским флотом. Игорь Владимирович отказался.

Источник: sportrg.ru
Источник: sportrg.ru

Совет Безопасности Украины решал, что делать с упирающимся адмиралом. Ведь было очевидно, что он единственное препятствие, которое мешать прибрать Черноморский флот к рукам.

Военные разведчики предупреждали адмирала, "свидомые" не погнушаются и физическим уничтожением семьи Касатонова. И за женой и сыновьями старшеклассниками стали присматривать вооруженные офицеры по своему почину. Отправлять семью в Москву адмирал отказался, могли счесть за слабость и страх.

6 февраля 1992 года депутаты Верховного Совета России приняли постановление о необходимости сохранения единого флота на Черном море, но это постановление носило лишь рекомендательный характер. Украинская сторона не дремала. В апреле 1992 года киевские газеты опубликовали указ президента Украины о переподчинении Черноморского флота Украине. Севастополь готовился к обороне.

И.В. Касатонов вспоминал:

"Украинской стороной готовился захват штаба флота в Севастополе. Я, в свою очередь, усилил его охрану подразделениями морской пехоты на бэтээрах. Москва, узнав о действиях Киева, дала симметричный ответ Ельцин издал указ, которым определял юрисдикцию ЧФ как российскую.

Почувствовав серьёзность российских намерений, Украина не пошла на обострение. Обошлось без жертв".

Источник: rg.ru
Источник: rg.ru

3 августа 1992 года президентами Ельциным и Кравчуком было подписано соглашение, по которому Черноморский флот России остается в Крыму. К тому времени появились и ренегаты, несколько сотен моряков изъявили желание служить Украине. На некоторых плав.средствах стали подниматься украинские флаги.

Касатонов позже рассказывал:

"Помню, звонит комбриг и сообщает, что на тральщике поднят флаг незалежной. Я отвечаю: "Ну, и каких слов ты ждешь? Что похвалю, по головке поглажу? Наводи порядок в бригаде!" Через час перезванивает: "Товарищ командующий, все выполнено. В кулачном бою победа осталась за нами..." Вот это другой разговор, это я понимаю!

На крейсере "Кутузов" старпом на общем построении тоже поднял жовто-блакитный прапор. И там не обошлось без рукоприкладства. А как иначе? Выбора не было".

Между тем, положение стремительно ухудшалось. В городе стали звучать выстрелы. Министр обороны Украины приказал захватить севастопольскую комендатуру. Воспользовавшись тем, что Касатонов находился в командировке, украинские военные силой ворвались в помещения комендатуры и вскоре над зданием взвился желто-голубой флаг.

Когда адмирал вернулся в Севастополь — он поставил украинским военным ультиматум: либо они добровольно освобождают комендатуру, либо их вышибают оттуда силой. Украинцы не поверили и вскоре им пришлось иметь дело с российской морской пехотой. Захватчики отхватили люлей и позорно бежали, чужой флаг был сорван.

Источник: tass.ru
Источник: tass.ru

Кравчук требовал от Ельцина убрать Касатонова из Крыма. 26 сентября 1992 года последовал Указ: назначить адмирала первым заместителем Главнокомандующего ВМФ РФ, с дислокацией в Москве. Весь Севастополь провожал Касатонова со слезами на глазах. Он сохранил Черноморский флот.

А политики решали иначе. 9 июня 1995 года президенты Борис Ельцин и Леонид Кучма подписали соглашение о разделе Черноморского флота. Украинской стороне пришлось передать 138 кораблей и судов, большинство из них украинцы тут же порезали на металл.

А русский Черноморский флот был, есть и будет. И в этом большая заслуга адмирала Касатонова. В 2019 году Игорь Владимирович был награжден орденом Александра Невского. Достаточно скромная награда для человека, который отважился противостоять и агрессивному Киеву и равнодушной Москве и отстоял черноморцев.