В 1939 г. Советский Союз представил в США памятники Ленину и Сталину, отсек станции метро «Маяковская» в натуральную величину и другие плоды соцреализма.
К1939 г. на передний план вышел футурологический аспект. Страны хотели не только показать, чего достигли, но и представить «тизеры» грядущих проектов, а также предугадать будущее — желательно сразу всей планеты. Тему выставки сформулировали соответствующе: «Мир завтрашнего дня».
В СССР к тому времени бурно расцвёл соцреализм. Искусство 1930-х гг. настойчиво показывало путь к коммунизму советским гражданам, а участие во Всемирной выставке позволило продемонстрировать эту дорожку из жёлтого кирпича иностранцам.
Советский павильон
Павильон, в котором представили нынешние и будущие достижения СССР, придумал Борис Иофан. В конце 1930-х гг. он был, пожалуй, главным сталинским архитектором. Он уже построил Дом ЦИК и СНК СССР (он же Дом на набережной), советский павильон для Всемирной выставки в Париже 1937 г. и спроектировал так и не появившийся Дворец Советов.
Стиль Иофана легко узнаваем. По сути, главные его проекты — какими бы масштабными они ни были — служили постаментами для монументальных скульптур. Парижский павильон венчала скульптурная группа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», на Дворце Советов должен был стоять 100-метровый Ленин работы Сергея Меркурова.
Выставочный павильон в Нью-Йорке формально не был постаментом, но по сути он опоясывал и визуально дополнял обелиск со скульптурой «Рабочий со звездой».
«Рабочий со звездой»
Скульптурный рабочий из нержавеющей стали, ставший венцом советского павильона, держал в поднятой руке рубиновую звезду — почти как горьковский Данко. 22-метровая скульптура стояла на 54-метровом обелиске из порфира. Автором проекта был Вячеслав Андреев.
Образ рабочего оказался удачной пропагандистской находкой. Его изображения тиражировались в буклетах, на плакатах и листовках. Чаще всего печатная продукция с рабочим шла на экспорт. Самый известный плакат со скульптурой Андреева создал Эль Лисицкий.
На нем приведены слова Вячеслава Молотова: «Посмотрите, как мирно горят наши пятиконечные кремлёвские звезды. Их свет далеко и уверенно светит… В случае же военного нападения на Советский Союз нападающий испытает как силу нашей железной самозащиты, так и силу света советских рубиновых звёзд, которые светят далеко за пределы нашей страны».
После завершения выставки (длилась она полтора года, с 30 апреля 1939 г. по 27 октября 1940-го) скульптуру вернули в СССР вместе с остальными частями павильона. Что случилось со скульптурой — неизвестно. После обратного трансатлантического путешествия её следы теряются.
Ленин и Сталин
В конце 1939 г. Сталину исполнилось 60 лет. Его портреты и до этого были повсюду, а в юбилейный год изображений стало ещё больше. Это отразилось в экстерьерах, интерьерах и экспонатах советского павильона.
Начнём с предыстории. В 1937 г. перед входом в шлюз № 1 канала им. Москвы установили 25-метровые памятники Ленину и Сталину работы Меркурова. Вожди приветствовали приближающиеся суда с противоположных берегов. В 1961 г. Сталина свергли с постамента.
Уменьшенные копии этих памятников (около 3,5 м) в 1939 г. отправились в Нью-Йорк. После возвращения в Союз вожди разделились: памятник Ленину установили на Бессарабской площади в Киеве. В 2013 г. его столкнули с постамента и разрушили.
Памятнику Сталину повезло чуть больше. Скульптуру перевезли в Измайловский парк в Москве (тогда он носил имя Сталина). После развенчания культа личности памятник убрали, но в 1991 г. его решено было установить на новом месте — в парке искусств «Музеон».
Знатные люди Страны Советов
Гранитные Ленин и Сталин стояли на выставке не просто так: они обрамляли 17-метровое панно «Знатные люди Страны Советов». Огромная картина была написана бригадой художников под руководством Василия Ефанова всего за полтора месяца.
На панно изображены 60 человек, которыми гордился Советский Союз. Среди них — лётчики, полярники, ударники труда, писатели, артисты, учёные и многие другие. Увы, сейчас панно можно рассмотреть только на фотографиях: оно сгорело во время Великой Отечественной войны.
Станция «Маяковская»
На Всемирной выставке в Нью-Йорке представили отсек станции метро «Маяковская» в натуральную величину. Всю станцию, конечно, показать не было возможности — для этого понадобился бы второй павильон.
Но с помощью зеркал архитектор Алексей Душкин добился нужного визуального эффекта: посетители словно очутились внутри огромного зала.
Сталин и дети
Специально для Всемирной выставки Василий Сварог написал картину «И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького». В основу сюжета лёг полулегендарный случай — будто бы в 1935 г. Сталин, Молотов, Каганович, Орджоникидзе, Андреев и Ежов прогуливались в парке, и их окружили дети.
Сварог внёс коррективы в руководящий состав. Ежова пришлось убрать по понятным причинам: в 1938 г. он уже оказался в опале, к началу выставки — под арестом. Не было на полотне и почившего Орджоникидзе. Освободившиеся места на холсте заняли Калинин и Ворошилов.
Хрустальный фонтан
Одной из главных точек притяжения в советском павильоне стал хрустальный фонтан. Это были четыре метра чистого волшебства — восхищённым посетителям казалось, будто фонтан прибыл не из-за океана, а прямиком из сказочной страны.
Такого изящества и эффекта лёгкости советские технологи под руководством Федора Энтелиса добились большим трудом. Работа над фонтаном длилась семь месяцев — очень сжатые сроки для такого масштабного проекта. Хрустальные фрагменты — 77 штук — изготавливали на нескольких предприятиях.
Карта из самоцветов
Ещё один известнейший экспонат советского павильона — мозаичное панно «Индустрия социализма». Это физико-географическая карта СССР размером 5,91×4,5 м, созданная в технике флорентийской и русской мозаики. Карта, кстати, не символическая, а абсолютно достоверная. Панно состоит больше чем из 45 тыс. пластин цветного камня, основные промышленные предприятия СССР отмечены на нем ювелирными камнями.
Карта не была создана специально для Нью-Йорка. Работа началась ещё в мае 1936 г., год спустя панно представили на Всемирной выставке в Париже. Успех экспоната оказался ошеломительным, поэтому гастроли «Индустрии социализма» решено было повторить.
Сейчас панно находится в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном музее им. академика Ф. Н. Чернышева.