Найти тему
diletant.media

Что показывал СССР на Всемирной выставке?

Оглавление

В 1939 г. Советский Союз представил в США памятники Ленину и Сталину, отсек станции метро «Маяковская» в натуральную величину и другие плоды соцреализма.

К1939 г. на передний план вышел футурологический аспект. Страны хотели не только показать, чего достигли, но и представить «тизеры» грядущих проектов, а также предугадать будущее — желательно сразу всей планеты. Тему выставки сформулировали соответствующе: «Мир завтрашнего дня».

В СССР к тому времени бурно расцвёл соцреализм. Искусство 1930-х гг. настойчиво показывало путь к коммунизму советским гражданам, а участие во Всемирной выставке позволило продемонстрировать эту дорожку из жёлтого кирпича иностранцам.

Советский павильон

Павильон, в котором представили нынешние и будущие достижения СССР, придумал Борис Иофан. В конце 1930-х гг. он был, пожалуй, главным сталинским архитектором. Он уже построил Дом ЦИК и СНК СССР (он же Дом на набережной), советский павильон для Всемирной выставки в Париже 1937 г. и спроектировал так и не появившийся Дворец Советов.

Главный фасад Дворца Советов. Источник: Wikimedia Commons
Главный фасад Дворца Советов. Источник: Wikimedia Commons

Стиль Иофана легко узнаваем. По сути, главные его проекты — какими бы масштабными они ни были — служили постаментами для монументальных скульптур. Парижский павильон венчала скульптурная группа Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», на Дворце Советов должен был стоять 100-метровый Ленин работы Сергея Меркурова.

Советский павильон в Нью-Йорке, 1939 г. Источник: theatlantic.com
Советский павильон в Нью-Йорке, 1939 г. Источник: theatlantic.com

Выставочный павильон в Нью-Йорке формально не был постаментом, но по сути он опоясывал и визуально дополнял обелиск со скульптурой «Рабочий со звездой».

«Рабочий со звездой»

Скульптурный рабочий из нержавеющей стали, ставший венцом советского павильона, держал в поднятой руке рубиновую звезду — почти как горьковский Данко. 22-метровая скульптура стояла на 54-метровом обелиске из порфира. Автором проекта был Вячеслав Андреев.

Скульптура «Рабочий со звездой». Источник: The New York Public Library
Скульптура «Рабочий со звездой». Источник: The New York Public Library

Образ рабочего оказался удачной пропагандистской находкой. Его изображения тиражировались в буклетах, на плакатах и листовках. Чаще всего печатная продукция с рабочим шла на экспорт. Самый известный плакат со скульптурой Андреева создал Эль Лисицкий.

На нем приведены слова Вячеслава Молотова: «Посмотрите, как мирно горят наши пятиконечные кремлёвские звезды. Их свет далеко и уверенно светит… В случае же военного нападения на Советский Союз нападающий испытает как силу нашей железной самозащиты, так и силу света советских рубиновых звёзд, которые светят далеко за пределы нашей страны».

Плакат Лисицкого. Источник: etsy.com
Плакат Лисицкого. Источник: etsy.com

После завершения выставки (длилась она полтора года, с 30 апреля 1939 г. по 27 октября 1940-го) скульптуру вернули в СССР вместе с остальными частями павильона. Что случилось со скульптурой — неизвестно. После обратного трансатлантического путешествия её следы теряются.

Ленин и Сталин

В конце 1939 г. Сталину исполнилось 60 лет. Его портреты и до этого были повсюду, а в юбилейный год изображений стало ещё больше. Это отразилось в экстерьерах, интерьерах и экспонатах советского павильона.

Начнём с предыстории. В 1937 г. перед входом в шлюз № 1 канала им. Москвы установили 25-метровые памятники Ленину и Сталину работы Меркурова. Вожди приветствовали приближающиеся суда с противоположных берегов. В 1961 г. Сталина свергли с постамента.

Памятники Ленину и Сталину на канале им. Москвы. Источник: totalarch.com
Памятники Ленину и Сталину на канале им. Москвы. Источник: totalarch.com

Уменьшенные копии этих памятников (около 3,5 м) в 1939 г. отправились в Нью-Йорк. После возвращения в Союз вожди разделились: памятник Ленину установили на Бессарабской площади в Киеве. В 2013 г. его столкнули с постамента и разрушили.

Памятнику Сталину повезло чуть больше. Скульптуру перевезли в Измайловский парк в Москве (тогда он носил имя Сталина). После развенчания культа личности памятник убрали, но в 1991 г. его решено было установить на новом месте — в парке искусств «Музеон».

Знатные люди Страны Советов

Гранитные Ленин и Сталин стояли на выставке не просто так: они обрамляли 17-метровое панно «Знатные люди Страны Советов». Огромная картина была написана бригадой художников под руководством Василия Ефанова всего за полтора месяца.

Панно «Знатные люди Страны Советов». Источник: Pinterest
Панно «Знатные люди Страны Советов». Источник: Pinterest

На панно изображены 60 человек, которыми гордился Советский Союз. Среди них — лётчики, полярники, ударники труда, писатели, артисты, учёные и многие другие. Увы, сейчас панно можно рассмотреть только на фотографиях: оно сгорело во время Великой Отечественной войны.

Станция «Маяковская»

На Всемирной выставке в Нью-Йорке представили отсек станции метро «Маяковская» в натуральную величину. Всю станцию, конечно, показать не было возможности — для этого понадобился бы второй павильон.

Отсек станции «Маяковская» на выставке. Источник: Pinterest
Отсек станции «Маяковская» на выставке. Источник: Pinterest

Но с помощью зеркал архитектор Алексей Душкин добился нужного визуального эффекта: посетители словно очутились внутри огромного зала.

Сталин и дети

Специально для Всемирной выставки Василий Сварог написал картину «И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького». В основу сюжета лёг полулегендарный случай — будто бы в 1935 г. Сталин, Молотов, Каганович, Орджоникидзе, Андреев и Ежов прогуливались в парке, и их окружили дети.

Картина Сварога. Источник: Wikimedia Commons
Картина Сварога. Источник: Wikimedia Commons

Сварог внёс коррективы в руководящий состав. Ежова пришлось убрать по понятным причинам: в 1938 г. он уже оказался в опале, к началу выставки — под арестом. Не было на полотне и почившего Орджоникидзе. Освободившиеся места на холсте заняли Калинин и Ворошилов.

Хрустальный фонтан

Одной из главных точек притяжения в советском павильоне стал хрустальный фонтан. Это были четыре метра чистого волшебства — восхищённым посетителям казалось, будто фонтан прибыл не из-за океана, а прямиком из сказочной страны.

Фонтан в советском павильоне. Источник: konstantinovka.com.ua
Фонтан в советском павильоне. Источник: konstantinovka.com.ua

Такого изящества и эффекта лёгкости советские технологи под руководством Федора Энтелиса добились большим трудом. Работа над фонтаном длилась семь месяцев — очень сжатые сроки для такого масштабного проекта. Хрустальные фрагменты — 77 штук — изготавливали на нескольких предприятиях.

Карта из самоцветов

Ещё один известнейший экспонат советского павильона — мозаичное панно «Индустрия социализма». Это физико-географическая карта СССР размером 5,91×4,5 м, созданная в технике флорентийской и русской мозаики. Карта, кстати, не символическая, а абсолютно достоверная. Панно состоит больше чем из 45 тыс. пластин цветного камня, основные промышленные предприятия СССР отмечены на нем ювелирными камнями.

Панно «Индустрия социализма». Источник: vsegei.ru
Панно «Индустрия социализма». Источник: vsegei.ru

Карта не была создана специально для Нью-Йорка. Работа началась ещё в мае 1936 г., год спустя панно представили на Всемирной выставке в Париже. Успех экспоната оказался ошеломительным, поэтому гастроли «Индустрии социализма» решено было повторить.

Сейчас панно находится в Центральном научно-исследовательском геологоразведочном музее им. академика Ф. Н. Чернышева.

Подробнее