Всё началось вчера на физике. Васька спокойно спал на задней парте, Мишка и Ваня, сидящие впереди, играли в морской бой, а Пётр Фёдорович, «гроза» среди учителей по кличке Гром за свой басистый голос, пообещал опрос по всем пройденным формулам. Кто-то громко возмутился:
- Но их же двадцать штук! Мы не успеем всё выучить до завтра!
- Эти двадцать формул мы с вами проходили в течении полугода, - отозвался Пётр Фёдорович. – Если вы не выучили в течении полугода, то меня мало интересует, как вы их выучите за день.
- А будет письменно или устно? – подняв руку, спросила Ира.
«Если письменно, то пересяду к ней», - подумал Васька. – «Она лучше всех списывает!»
- Конечно же устно, - сказал Пётр Фёдорович. – Иначе вы сможете списать.
Почти весь класс начал просить о письменном опросе, предложив увеличить вопросы и даже добавить новые формулы, лишь бы не выходить и не рассказывать. Но Пётр Фёдорович был непреклонен. Васька грустно вздохнул и снова улёгся на парту.
- Кузнецов! – громко позвал Пётр Фёдорович. Васька вмиг оторвался от парты и откликнулся:
- Я ничего не делал!
- Я знаю, - раздражённо отозвался Пётр Фёдорович, поправив свои неизменные прямоугольные очки. – Ты никогда ничего не делаешь. Учти, тебя я точно спрошу!
Васька хотел было попросить не спрашивать его, а спросить кого-нибудь другого, например Ленку-всезнайку, но прозвенел звонок, и Пётр Фёдорович вышел из класса.
Все остальные уроки Васька почти не запомнил, полностью погрузившись в свои унылые мысли. «Досадно!» - подумал он. «У меня и так с оценками не очень, а тут ещё одна двойка намечается!»
Вариант попробовать выучить хотя бы половину, он, конечно, не рассматривал. В физике Васька понимал ровно столько же, сколько и двухлетний ребёнок, а то, может быть, и меньше.
- Да не грусти! – хлопнул его по плечу Мишка, его лучший друг, когда они вышли из школы. – Не ты один в такой ситуации!
Мишка тоже в физике мало соображал, но был более оптимистичен по жизни, всегда полагаясь на авось и «метод научного тыка».
- Подумаешь, ещё одну двойку получишь, - поддакнул маленький Ваня. – Одной больше, одной меньше – какая разница!
На самом деле, Ваня смыслил что-то в физике, да и вообще, во всех предметах, но был страшно ленив. Единственным предметом, по которому он действительно старался, была история. Чем она его так увлекала, Васька сказать не мог, так как он на истории просто спал.
- Вы не понимаете! – угрюмо отозвался Васька. – Ещё одна двойка, и я точно по шее получу! А летом уеду отдыхать не в Турцию, а к бабушке на дачу.
- И что в этом плохого? – спросил Мишка, который всё время проводил в городе. Васька страшно выпучил глаза и сердито сказал:
- Только огород там копаешь, да бегаешь туда-сюда по поручениям бабушки. И причём знаешь, что в это время твоя родня в море купается!
- Жестоко, - согласился Ваня. – Значит, будем думать, как выползти!
- Уже есть идеи? – тут же загорелся Васька. Пусть он и учился плохо, но если что-то его начинало интересовать, то он не успокаивался, пока не находил ответы на все свои вопросы.
- Вообще, есть, - загадочно ответил Ваня.
- К примеру, есть идея, просто сесть за учебник дома и всё выучить! – раздался сзади голос. Ребята обернулись и увидели Лену, старосту класса.
- У тебя совсем нет фантазии! – обиделся Ваня. Не любил он, когда его перебивали.
- Да ну её, - махнул рукой Мишка. - Продолжай, Ваня!
Лена закатила глаза и пошла дальше, а Ваня изложил друзьям свой план.
- Я недавно одну книжку прочитал. Там ребята написали шпаргалку на потолке. Можем попроситься дежурными в кабинет физики, чтобы нам выдали ключ, прийти утром и всё написать.
- А как будем на потолке писать? – не понял Мишка. – Высоко же! Не достанем!
- Эх, ты, дурак! – Ваня постучал себе по голове, показывая, насколько Мишка дурак. – Мы ж на парту стул поставим.
- А-а-а-а, - протянул Мишка. – Я что-то не догадался сразу.
- Всё гениальное – просто! – изрёк мудрую мысль Ваня.
- Значит, решено, - подытожил Васька.
Друзья распрощались и поспешили домой. Весь вечер Вася был как на иголках. Постоянно смотрел на часы, ожидая, когда можно будет пойти спать. Его старшая сестра Люда недоумённо посматривала на Ваську, но ничего не говорила.
Васька встал очень рано и первым делом начал обзванивать друзей. Мишка, как оказалось, уже собирается, а Ваня ещё даже не проснулся окончательно. Но, тем не менее, за час до урока друзья уже были в школе.
Они целых пять минут уговаривали Екатерину Павловну, вахтёршу, дать им ключи от кабинета физики. «Исключительно для уборки!» - клялся Ваня. Екатерина Павловна странно на них посмотрела, но ключ всё же дала. Ребята тут же бросились на третий этаж, случайно сшибив по дороге кого-то. Но останавливаться не было времени, поэтому оставалось надеяться, что этим кем-то был не учитель.
- Будешь стоять на шухере, - сказал Мишка Ване. – Ты слишком мелкий, не достанешь, даже если мы два стула поставим на парту.
- Сам ты мелкий! – обиделся Ваня, но послушно встал у двери.
Писать на потолке вызвался Васька. Он с трудом забрался на стул, а Мишка открыл учебник физики и начал диктовать.
- Эф равно эм на жэ, а жэ это… Вань! Что такое волнистое «равно»?
- Приблизительно равно, - отозвался он.
- А нам не надо приблизительно! Нам надо точно! – возмутился Мишка. Ваня закатил глаза: - Пиши десять тогда.
Васька, высунув язык от усердия, старательно выводил формулу чёрным маркером. И вдруг шатнулся на стуле.
- Ты там держишь вообще?! – возмущённо зашипел Васька, пытаясь устоять на шатающемся стуле.
- Держу, конечно! – живо отозвался Мишка. – Просто стул немножко сломан.
- Немножко?! – взвизгнул Васька и сильно шатнулся, чудом устояв.
- Ты пиши, главное, - сказал Мишка. – Тут ещё девятнадцать формул писать надо.
- Сколько?! – простонал Васька и снова покачнулся.
- Вы там вообще скоро? – в двери показалась рыжая лохматая голова Ваньки.
- Скоро-скоро, - отозвался Мишка. – Чуть-чуть осталось.
- Ага, девятнадцать формул! – фыркнул Васька.
- У вас там они вообще поместятся? – засомневался Ваня и захотел подойти к ребятам, но его остановил Мишка:
- Потом посмотришь. Стой на шухере.
Ваня сердито засопел, но ничего не сказал на этот раз, отойдя к двери.
Где-то на пятой формуле, Ваня снова ворвался в кабинет и закричал:
- Шухер, Гром на подходе!
- Что?! У нас только пятая формула! – запаниковал Васька, чуть не упав со стула.
- Может, нам столько хватит? – задумчиво спросил Мишка, оглядывая потолок.
- Минимум десять на тройку надо! – простонал Васька. – Что ж нам делать-то?!
- Вот что, - решительно сказал Мишка. – Ваня, иди и задержи его.
- Чего-о-о-о?! – ошалел Ваня. – Я что, похож на самоубийцу?!
- Если Васька не закончит, то мы все в любом случае трупы! – нервно отозвался Мишка. – Ваня, на тебя вся надежда!
- Быстрее только пишите, - вздохнул Ваня и бросился за дверь.
Петра Фёдоровича пока не было видно, хотя Ваня своими глазами видел, как тот поднимался на третий этаж в их крыло. Ваня пошёл ещё раз проверить лестницу, и тут же столкнулся с Петром Фёдоровичем, выходящим из соседнего кабинета.
- Пётр Фёдорович! – воскликнул Ваня. – Я… Тут… У меня…
- Что у тебя, Соловьёв, заикание? – ехидно спросил Пётр Фёдорович.
- Ага, - кивнул головой Ваня. – Вылечить можете?
- К медсестре послать могу. Светлана Юрьевна как раз сейчас свободна.
Вспомнив медсестру, Ваня поёжился.
- А, оно, знаете, само уже прошло. Может, Вам помочь?
- Если ты сможешь проверить тетради девятого класса, то буду очень признателен.
- А чего их проверять? – как можно небрежнее спросил Ваня. – Просто всем пять поставьте и всё!
- Эвона какой хитрый! – покачал головой Пётр Фёдорович. – А как же знания?
- Да сами придут, куда денутся, - ответил Ваня, отчаянно пытаясь придумать что-нибудь ещё. – Кстати! А почему именно физика?
- Что-то ты сегодня больно болтливый, Соловьёв, - подозрительно прищурился Пётр Фёдорович. – С каких пор тебя интересуют такие вопросы?
- Ну, Вы учитель классный. Хотелось бы узнать о Вас побольше.
- Тоже мне, журналист нашёлся, - фыркнул Пётр Фёдорович и хотел было пройти к своему кабинету, но тут Ваня, не зная, что уже и придумать, выпалил: - А я физиком хочу стать, прям как Вы!
Пётр Фёдорович, вообще, относился ко всем ученикам одинаково. Но есть один слух, что к тем, кто изъявляет желание пойти в физику, Пётр Фёдорович относится особенно.
- Правда?! – радостно спросил он.
- Ага, - грустно вздохнул Ваня, с тоской посмотрев на кабинет.
- Это же прекрасно! Почему ты раньше не сказал?
- Да вот маялся между историей и физикой, но выбор всё-таки сделал.
- И правильный! – отметил Пётр Фёдорович. – Ты даже не можешь себе представить, как это здорово – изучать физику.
- Очень даже могу, - пробурчал Ваня.
- Я сейчас вернусь, - сказал Пётр Фёдорович. – Мне нужно в один кабинет забежать, а потом мы всё с тобой обсудим!
Пётр Фёдорович, к счастью для Вани, отправился в другое крыло. Только Ваня выдохнул, как в крыло вошла Лена.
Она шла быстрым шагом прямо к кабинету физики. Ваня встал около двери по стойке «Смирно!», как охранник.
- Чего стоишь тут? – спросила она.
- Урок жду, - ответил Ваня. – А ты чего пришла?
- Не поверишь – на урок.
- Ух ты!
- Дай вещи положу, - она попыталась пройти, но Ваня не дал. – Дай мне положить вещи!
- Там сейчас уборка, - строго сказал Ваня. – Ты только мешаться будешь!
- Ещё чего! – возмутилась Лена. – Я просто вещи положу и выйду!
В этот момент в крыло зашёл Пётр Фёдорович. Ваня тихо чертыхнулся и с мольбой обратился к Лене: - Выручай, а!
- Так, - она выжидательно скрестила руки на груди. – Что вы втроём натворили?
- Мы ничего не делали! – простонал Ваня. – Просто задержи его!
- Я не буду этого делать.
- Лена! – Ваня упал перед ней на колени. – Только ты можешь нас спасти!
- Совсем что-ли сдурел?! – зашипела она, и тут раздался голос физика:
- Что это здесь у вас происходит?
- Э… - Ваня не нашёлся, что сказать, но Лена тут же среагировала:
- Мы сценку репетируем! Нас в школьный спектакль поставили.
- Да ну? – удивился Пётр Фёдорович. – Тебя-то понятно, а Соловьёв что там забыл?
- А вы не знали? – притворно удивилась Лена. – Да у него ж талант! Хотите, покажем?
- Ну, у меня времени мало… - начал было физик, но Лена так умоляюще посмотрела на него, что тот согласился, сказав:
- Только быстро!
- Мы одну сценку! – пообещала Лена и обратилась уже к Ване:
- Начинай!
- А… Эм… - замешкался Ваня, и Лена начала ему подсказывать:
- О, прекрасная принцесса!
- О, прекрасная принцесса! – со вздохом повторил Ваня.
- И это талант? – фыркнул Пётр Фёдорович.
- Да я ещё в раж просто не вошёл! – возмутился Ванька. – Вот щас как начну играть!
- Ты играй давай! А то, как на уроке - только болтаешь, - усмехнулся физик, а Лена захихикала.
- О, прекрасная принцесса! – театрально воскликнул Ваня, падая перед Леной на одно колено. «Да скоро ж они там?!» - подумал Ваня. «Не хочу больше унижаться!»
Только Лена открыла рот, как из кабинета раздался стук.
- Кто там? – спросил Пётр Фёдорович.
- Да это я! – воскликнула Лена. – Знаете, в задумчивости иногда так «тук-тук», «тук-тук».
- Ну, ладно, - прищурился физик, но проверять не стал.
Тем временем Васька дописывал последнюю формулу, попутно жалуясь Мишке:
- У меня рука затекла!
- Пиши! – строго говорил Мишка. – Там Ванька за нас отдувается, поэтому побыстрее.
- Готово! – радостно воскликнул Васька и опять пошатнулся. На этот раз на стуле уже не удержался.
Отчаянно замахав руками, Васька грохнулся прямо на Мишку, а тот – на пол, при этом его голова чуть не коснулась уголка парты. При этом раздался ужасный грохот упавшего стула.
На шум в кабинет мгновенно ворвался физик:
- Что здесь происходит?!
- Да слезь ты с меня! – возмущённо шипел Мишка, стараясь вылезти из-под Васьки. – Ты тяжёлый!
- А мы вот уборку делаем! – с улыбкой до ушей отозвался Васька.
- Хороша уборка! – цокнул Пётр Фёдорович. – Вставайте быстрее, да вещи раскладывайте. Формулы повторяйте.
Ваня тут же подскочил к троице, утянув за собой Лену.
- Она нас спасла! – радостно сказал Ваня.
- Просто пожалела, - фыркнула Лена, слегка покраснев.
- Соловьёв! – окликнул Ваню Пётр Фёдорович. – Мы потом с тобой поговорим.
- Ага, - грустно отозвался Ваня, садясь на своё место.
- Чего ты ему успел наплести? – удивился Васька.
- Да вот, я теперь физик, - с печалью отозвался Ваня.
Мишка хотел что-то сказать, но прозвенел звонок на урок, и кабинет начал заполняться учениками.
- Как вы помните, - сразу с дела начал Пётр Фёдорович. – Я пообещал вам устный опрос.
- Вы про письменный говорили! – громко сказала Ира.
- Я прекрасно помню, что и кому я говорил, Козлова, - осадил её Пётр Фёдорович. – Вот, кстати, с тебя мы и начнём. Остальные пусть повторяют пока.
Тяжело вздохнув, Ира встала со своего места и направилась к доске. Оля, лучшая подруга Иры, пыталась подсказывать ей жестами, но её заметили и вызвали следующей. Васька сидел спокойно, наверное, в первый раз, когда спрашивали учеников. Иногда он переглядывался с друзьями и хихикал.
- Кузнецов! – Васька подскочил на стуле, по привычке громко отвечая:
- Я ничего не делал!
- Ты никогда ничего не делаешь, - фыркнул Пётр Фёдорович. – Но, я смотрю, тебе там весело? Иди-ка сюда.
Васька притворно вздохнул и пошёл к доске, ловя сочувственные взгляды одноклассников.
- Формула тяжести, Кузнецов, - начал физик. Васька метнул взгляд на потолок и…
…. И понял, что они все здорово обмишурились!
Формулы-то они написали, а вот подписать забыли.
- Тяжести, - повторил Васька, упираясь взглядом в Мишку. Тот понял, что дело худо и тоже посмотрел на потолок. Хлопнул себя по лбу, тоже поняв свою ошибку, а потом начал считать. И пальцами показал цифру восемь.
- Кузнецов! – позвал его Пётр Фёдорович, помахав рукой у него перед носом. – Ты там заснул что ли?
- Никак нет! – бодро отозвался Васька. – Формула тяжести – Эф равно жэ на эм!
- Хорошо, - сказал Пётр Фёдорович. – А что это вообще за сила такая?
Васька удивился:
- Так вы же это… Только формулы задавали.
- А, значит, знать их значение не нужно? – прищурился физик и уже приготовился читать лекцию о важности знаний, как Васька тут же замахал руками, соглашаясь с ним:
- Конечно, нужно! Извините, пожалуйста!
- Значение, - напомнил свой вопрос физик.
Васька бросил взгляд на часы. До конца урока оставалось десять минут, а это значило, что нужно было просто потянуть время!
- А напомните вопрос, пожалуйста.
- Что такое сила тяжести?
- Сила тяжести, - начал Васька, наткнувшись взглядом на Ваню. Тот показывал рукой вниз.
- Сила тяжести низкая, - сказал Васька, и класс тихонько захихикал, давая Ваське понять, что сказал он не то.
Васька недоумённо посмотрел на Ваню, который упорно продолжил показывать рукой вниз, и при этом ещё нарисовав в воздухе круг. Но физик это заметил.
- Соловьёв! – позвал он. – Ты чего там руками машешь?
- Так это… - замешкался Ваня, но тут же нашёлся:
- Мух разгоняю! – и начал махать руками, показывая, как именно.
- Не надо тут мне ничего разгонять, сиди спокойно. А ты, Кузнецов, ещё раз, повтори то, что ты сказал.
- Сила тяжести, - снова повторил Васька. – Она тяжёлая.
Пётр Фёдорович усмехнулся:
- Понятное дело, не лёгкая. Может быть, ты знаешь, как она обозначается? У неё вообще есть вектор?
- Может, Виктор? – решился уточнить Васька, и класс снова захихикал.
- То есть, ты не знаешь, что такое вектор? – спросил физик, полностью поворачиваясь к Ваське.
Васька метнул взгляд на Ваню, который показывал рукой влево
- Это стрелка влево, - ответил Васька. Ваня хлопнул себя по лбу и показал на этот раз уже вправо.
- То есть, вправо.
- Да что ты там всё руками машешь, Соловьёв?! – Пётр Фёдорович повернулся к Ване. Уличив момент, Васька прошёлся взглядом по классу и наткнулся на Лену, сидящую на первой парте. Она закатила глаза и одними губами подсказала. Правда, Васька не очень расслышал. То ли правление, то ли наление какое-то. Выбрав наиболее странное слово, Васька сказал: - Вектор – это наление.
Класс грохнул. Пётр Фёдорович покачал головой и строго сказал: - Два, Кузнецов. Садись.
Васька вздохнул и поплёлся к своей парте. Как только он сел, прозвенел звонок.
- Следующий опрос будет уже письменно, будете должны мне каждую формулу объяснить. Все свободны!
Стоило Мишке, Ваське и Ване выйти из кабинета, как Пётр Фёдорович окликнул Ваню:
- Соловьёв, пойдём, обсудить нам нужно твоё поступление в физмат.
Васька удивлённо посмотрел на друга, который угрюмо поплёлся обратно в кабинет.
- Надо подождать его, - сказал Мишка, и Васька кивнул.
Выйдя из школы, они уселись на лестницу и стали ждать друга.
- Шпаргалка на потолке, как оригинально! – съязвила мимо проходящая Лена. – С трудом узнала в этом скоплении букв физические формулы. Вы чего их нашими буквами записывали?
- Так произношение…
- Эх, вы! – Лена махнула на них рукой и уже на ходу крикнула: - Учить надо было, балбесы!
- Надо было, - эхом отозвался Мишка.
- Надо, - подтвердил Васька.
Придя домой, Васька первым делом открыл учебник по физике.
- Ты чего делаешь? – спросила Люда, и Васька честно ответил:
- Учу, - и уткнулся в учебник.