28 мая 1987 года – ровно 35 лет назад – на всю страну прогремела главная провокация эпохи перестройки. В 14:20 по московскому времени самолет американского производителя “Сессна” вторгся в воздушное пространство СССР над Финским заливом и приземлился вблизи Красной площади. С борта самолета сошел 18-летний гражданин ФРГ Матиас Руст и стал раздавать автографы. Через час он был арестован.
Что произошло?
Матиас Руст родился 1 июня 1968 года в Германии в городе Ведель. После того как отец в 5 лет отвел его на аэродром, Матиас стал грезить о полетах. Благодаря папе-бизнесмену (партнеру производителей самолетов “Сессна”), он заполучил лицензию пилота в аэроклубе Гамбурга (которую, впрочем, у него отняли после скандала на Красной площади) и новенький спортивный самолет «Сессна-172».
13 мая Руст вылетел из немецкого города Итерзен, пять часов провел в небе над Северным морем, приземлился на Шетландских островах.
15 мая летчик посетил особняк Хёвди (Исландия), где проходила дипломатическая встреча Горбачева и Рейгана в 1986 году. По словам самого немца, особняк сыграл для него роль “места силы”: провал переговоров двух лидеров настолько разочаровал юношу, что “миссию по установлению мира между СССР и Западом” он гордо возложил сам на себя. Очевидно, провокация Руста изначально носила политический (и немного шизофренический) характер.
После Исландии, немец останавливался также в Норвегии и Финляндии – утром 28 мая он вылетел из Хельсинки в направлении Москвы. Любопытно, что авиадиспетчерам он отчитался, что летит в Стокгольм. Как спустя годы заявлял сам пилот, такой маршрут действительно существовал: Руст определил, что если струсит в последний момент, то развернется и сядет в шведской столице.
На финско-советской границе самолет не встретил абсолютно никакого сопротивления.
Почему не остановили?
Погода в тот день была нелетная, облачная, но это не помешало советским средствам ПВО засечь незарегистрированное гражданское судно в небе. Почему же не последовало никакой реакции?
По словам Маршала Советского Союза Дмитрия Тимофеевича Язова, в стране тогда действовало распоряжение не пресекать полет гражданских судов, даже если они попадают в воздушное пространство над Союзом не вполне законно. Такой порядок установился после скандала со сбитым южнокорейским Boeing’ом над Сахалином в 1983 году (что привело к новому обострению отношений между СССР и Западом и съело немало нервных клеток советских дипломатов).
Помня о возможных политических последствиях, войска ПВО в полной боевой готовности проследили путь немецкого самолета до самой столицы, но не сделали никаких решительных шагов по предотвращению провокации.
Что случилось потом?
4 сентября 1987 года над Рустом в Москве состоялся суд, вынесший относительно мягкое решение – 4 года лишения свободы. Советская сторона расценила поступок пилота как хулиганство, потенциально угрожавшее жизни находившихся на площади людей, и нарушение авиационного законодательства.
Впрочем, 3 августа 1988 года Руст благополучно вернулся в Германию: тогдашний Председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко, именуемый американцами не иначе как “Мистер Нет”, подписал указ об амнистии.
Советское общество было шокировано выходкой пилота. Газеты (а тогда времена гласности уже наступили, и на каждом углу пресса трубила что хотела) окрестили провокацию полным провалом работы приграничных войск, а народ разглядел особый едкий символизм в том, что пилот был, как назло, немец, да еще из капиталистической страны! Для Страны Советов читать столь скандальные новости было дело неслыханное.
Наверху полетели головы начальства – ушли в отставку министр обороны Сергей Соколов, главнокомандующий войсками ПВО Александр Колдунов и еще около 300 офицеров.
У острых на язык москвичей родилось новое прозвище для главной площади страны – “Шереметьево-3” (по аналогии со столичными аэропортами “Шереметьево-1” и “Шереметьево-2”).
А зачем, собственно, все это было?
Сам летчик на суде неоднократно повторял: полет – символический “призыв к миру”. Однако существуют версии, что провокация была спланирована западногерманскими и американскими спецслужбами для дискредитации советского строя. Многие высокопоставленные военные вполне обоснованно считали, что невозможно было совершить перелет такого масштаба и такой наглости без поддержки спецслужб.
Такому мнению противостояли те, кто уверял, что все произошедшее - наоборот, заговор в советском руководстве против Горбачева. Хотя такая версия выглядит совсем уж несостоятельной.
Сам Михаил Сергеевич использовал шумиху в СМИ, как повод для крупной перестановки кадров в Вооруженных Силах. Армия, возглавляемая новым аппаратом управления и теперь полностью лояльная к Горбачеву, открыла будущему Президенту СССР дорогу к проведению дальнейших реформ.
Еще ходили толки, что полет – просто самореклама, мол, отец горе-налетчика является партнером по бизнесу американцев-производителей этих самолетов, а что может быть лучше, чем такая крупномасштабная реклама в новостях по всему миру?
Кажется, Руст сам себе не отдавал отчет о своих действиях. Так, несмотря на то, что в 1987 году он ”вдохновлялся Рейганом” и “призывал к миру”, в 2010-ых он на публику заявил, что его акция – обычное юношеское самодурство, спонсированное лишь богатенькими родителями, а никакими не спецслужбами.
В любом случае, в этой громкой и сумасшедшей истории даже спустя 35 лет остается много темных пятен. Именно поэтому эти страницы прошлого будоражат наше любопытство до сих пор.
Такая вот история!
Анна Баркова специально для канала "РУССКИЙ ГУРМАН"