Болонская система промелькнула яркой кометой по нашему образовательному небосклону и... благополучно самоустранилась.
Не смогла остаться в стороне и по просьбе читателей выскажусь от лица репетитора, который последние пару десятков лет с унынием наблюдает погружение российского образования на самое дно.
Повторюсь, друзья, я не политолог, не общественный деятель, не профессор аналитического института. Простой учитель, каждый божий день пытающийся сражаться с непроходимой стеной современного формата обучения. Изнутри наблюдаю процесс, и рассказывать, что думаю, тоже буду изнутри.
Болонская система пришла к нам в 2003 году, а в мире появилась раньше, в 1999 году.
Цель была самая благая – двигать науку вперёд всем мировым сообществом.
И действительно, как было бы здорово: эти лепят двигатель для ракеты, эти скафандры улучшают, а вон те топливо для космолёта добывают. Всё! Получилось! Рванули на Юпитер!
Доверчивые мы очень, стали серьёзно готовиться к полёту. Надо ведь единую форму оценивания вводить? Ввели. ЕГЭ стали внедрять, чтобы во всём мире было более-менее ясно, на что способен российский ученик.
Раньше в каждом институте свои были экзамены, а теперь стали в вузы брать по результатам ЕГЭ. Ну, чтобы точно знать, чем будет студент заниматься: ракетой, скафандром, топливом или тюбиками с едой.
Чтобы всё чётко было, поменьше специалитета, побольше глобализма. Так все друг друга будут лучше понимать. Унификация и единение. На Юпитер же летим! Всем миром! Глобально и жизнеутверждающе!
Школьники бросили учиться и начали с пятого класса готовиться к ОГЭ, который тоже пришлось ввести, как младшего брата ЕГЭ. Там и ВПР подтянулась, она их мама, всех этих букв. С четвёртого (или уже с третьего даже) класса юные посланцы космоса сосредоточенно штудировали Всероссийские Проверочные Работы, чтобы в конце года начать показывать, какие они полезные винтики для космического путешествия! Без них никуда!
А как же чиновники? У этих мышь не проскочит, сами знаете. (Они точно никуда не полетят, им и здесь хорошо.)
"Космические корабли бороздят..." – это замечательно, но когда столько денег мимо проплывает...
Проверочные, административные, итоговые, промежуточные, аттестационные, межрегиональные и прочие работы посыпались на несчастных учителей из различных (наспех создаваемых) инстанций. Чтобы ещё точнее осознавать, куда пристраивать племя молодое, незнакомое, межзвёздное.
***
Только сильные мира сего, кто придумал Болонскую систему, никуда лететь не собирались. И не про науку была песня, и не про космос. Из всего вышеперечисленного разве что тюбики остались. Только не с едой для галактических путешественников.
С зубной пастой.
Вот зачем форматировать всех под одну гребёнку! Чтобы мы всем миром понимали, что и когда покупать! И правильно умели товар производить. Чётко и всем миром.
Для таких действий учиться хорошо и вдумчиво совершенно не пригодится! Читать/писать – пусть будет, надо же как-то в интернете заказы делать. И подпись ставить при необходимости. Для отчётности. А нажимать на кнопки аппаратов-роботов для производства стирального порошка большого ума не надо.
Тогда маленькая группа избранных, которая как раз будет усиленно учиться, сможет спокойно жить и без проблем управлять доверчивыми, но неудачливыми космонавтами планеты Земля.
***
Но российских школьников так сразу не возьмёшь. Они Болонскую систему знаете где видели? Не скажу. В них она не поместилась. То ли в космос не хотели, то ли чутьё многовековое сработало. Блок поставили, хоть кол на голове теши, как об стенку горох.
Они не смогли переформатироваться. Получилось просто поколение неучей.
Цель была глобальная: отучить думать и навязать тотальное потребление.
Последнее начало приживаться, но думать они не разучились. Пока не разучились.
Болонская система – далеко не первая попытка была "поработать" со страной. Бывали прецеденты в истории.
Хочешь победить врага – воспитай его детей. (Восточная мудрость)
Хороший ход, но не про наших ребят. Сколько прошло лет с момента введения новой системы? Условно, одно поколение. Это мы переживём. Старая гвардия педагогов ещё очень даже ничего, мы всегда настороже и готовы вернуться к прежнему, такому родному, крепкому и надёжному советскому образованию.
Или не надо? Вот не знаю. В одну реку дважды? Может быть. Наверное, надо искать какой-то новый, свой, особый путь. Мы его пока не нашли, но обязательно найдём. Обязательно...
***
Друзья мои! Вы ведь понимаете, эссе было полушутливым. А всё остальное – я правда так думаю и так вижу. А вы? Давайте обсудим, чем нам грозит отмена Болонской системы? Отменят? Мне кажется, что нет. Нашим, кто наверху, уже давно не до образования. А вам как кажется?
Жду ваших лайков и комментариев! Такая тема! Грех не обсудить👍
Приглашаю всех на сайт, там вы познакомитесь с моими сборниками по арифметике. Адрес сайта там, где название канала)))
Дополнение: если бы нас можно было победить, это уже кому-нибудь бы удалось. Думаю, нам никто не страшен, кроме нас самих.