Найти тему
52,7K подписчиков

Бурлаки – изможденные оборванцы или крепкие работящие мужики?

942 прочитали

Ни один урок литературы в средних классах наших школ раньше не обходился без эпичной картины Ильи Репина "Бурлаки на Волге". Тощие изможденные люди, кажется, из последних сил тянут по Волге тяжелую баржу. Еже два-три шага и половина из них упадет замертво на песок. В них чувствуется вся сила и безысходность русского народа, веками вынужденного тянуть эксплуататорскую лямку, а сияющая баржа за их спиной – символ того самого мира, который уже в скором времени не сможет жить по-старому. Учителя и учебники не скупились на эпитеты, описывая Репинское полотно.

"Бурлаки на Волге". Картина И. Репина, 1873 год
"Бурлаки на Волге". Картина И. Репина, 1873 год

Но давайте взглянем на эту картину другими глазами. Отбросим идеологическую шелуху и попробуем разобраться – а для чего были нужны бурлаки в России, почему эту самую баржу нельзя было тянуть лошадьми, и кто заставлял этих несчастных гробить свое здоровье?

Географические и климатические условия России как нельзя лучше способствовали развитию водных путей сообщения. Вся европейская часть страны была пронизана словно капиллярами и артериями большими и малыми реками. К началу XIX века речным транспортом в Российской империи перевозилось огромное количество грузов. Это и зерно с тучных южных земель, это и рыба с богатых волжских губерний, и железо с уральских заводов. Все эти грузы потоком шли в центральные и северные регионы, где использовались не только для себя, но и отправлялись в другие страны – Санкт-Петербург был в ту пору крупнейшим портом империи.

Но в Питер всем этим богатствам надо было еще как-то попасть, вот поэтому речной транспорт в России развивался ударными темпами. Речное судоходство в ту пору делилось на сплавное (вниз по течению реки) и взводное (против течения). Во втором случае использовали паруса при попутном ветре, весла и бурлаков.

Бурлаки до революции/ © history1.ru
Бурлаки до революции/ © history1.ru

Бурлаки на Руси в самом широком смысле этого слова были не только тянущие лямку крестьяне, в их обязанность входил весь комплекс работ, связанных с погрузкой и разгрузкой судна. Тянуть речные суда против течения им тоже приходилось, но это делалось только тогда, когда отсутствовала возможность поставить парус или же не было попутного ветра. А иначе представьте себе – из Астрахани в Ярославль две с половиной тысячи верст тянуть баржу против течения – да тут никаких бурлаков не напасешься!

Бурлацкие артели были в ту пору широко распространены в стране. Кого попало туда не брали – только крепких выносливых мужиков. Оплачивалась бурлацкая работа очень прилично – за сезон (а это приблизительно три месяца) можно было заработать 35 рублей. А это были громадные деньги: к примеру, говядина тогда стоила 20 копеек, фунт белого хлеба и вовсе 2 копейки. Не удивительно, что в такие артели желающих было немало, и кого попало туда не брали. Ни о каких доходягах и оборванцах и речи быть не могло, да и какой купец стал бы нанимать бурлацкую артель, состоящую из таких вот персонажей, которых изобразил Илья Репин на своей картине? Достаточно взглянуть на фотографию дореволюционных бурлаков чтобы понять, что при царизме эти "несчастные" вовсе не выглядели изможденными и угнетенными.

Бурлаки в Саратове, открытка 1905 года/ © bigpicture.ru
Бурлаки в Саратове, открытка 1905 года/ © bigpicture.ru

Теперь что касается бурлацкой, если можно так сказать, технологии. Как правило бурлаки не часто тянули баржу двигаясь по берегу реки. В основном барки просто подтягивали по реке. На носу судов был установлен большой барабан с намотанным на нем тросом. Люди садились в лодку, отплывали по всей длине этого троса и бросали в воду три тяжелых якоря, привязанных на его концах. А бурлаки на палубе просто подтягивали баржу по этому тросу, то есть они шли назад, а палуба под их ногами двигалась вперед. Намотав трос, все повторялось вновь.

Работа, конечно, не из легких, поэтому там, где была возможность использовали конную тягу по берегу реки. А возможность была не всегда. Такой вот голый и твердый берег, как на картине Репина был, разумеется, не везде. Вообще прибрежная полоса вдоль судоходных рек называлась "бичевник" и ее указом императора запрещалось засаживать и застраивать, потому как только по бичевнику и проходили бурлацкие дороги. Но в силу нашей географии твердые голые берега встречались далеко не везде.

А для чего же бурлаки тянули баржи двигаясь по берегу? Это происходило очень нечасто. Как правило так делали только в двух случаях – либо если судно садилось на мель, либо если оно не было оборудовано барабаном с тем самым тросом. Илья Репин в своем путешествии по Волге в 1870 году как раз увидит именно такой случай, который его очень поразил своим контрастом. С одной стороны праздная аристократическая праздная толпа на прогулочном судне, а с другой работяги–бурлаки, снимающие барку с мели.

"Бурлаки идущие вброд". Картина И. Репина, 1872 год
"Бурлаки идущие вброд". Картина И. Репина, 1872 год

Надо сказать, что в конце XIX века труд бурлаков уже стал мало востребованным. В стране невиданными темпами развивалось строительство железных дорог, на реках все чаще появлялись пароходы, поэтому великому художнику еще крупно повезло, что он увидел бурлацкую артель в работе – этот промысел постепенно уходил в прошлое.

Кстати, нетипичность изображенного на картине ярко иллюстрирует следующий факт. Сразу после написания картины ее отправили на крупную выставку в Вену. В то время когда весь мир переходил на рельсы индустриализации, из России прибывает такое вот полотно, иллюстрирующее патриархальную дикость империи. Министр путей сообщения Алексей Бобринский, увидев картину на выставке, в сердцах высказал художнику:

"Ну какая нелегкая Вас дернула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю и скоро о нем не будет и помину!".

И действительно, к началу XX века бурлаков можно было встретить все реже и реже. Однако они не исчезли совсем. Бурлацкий труд применялся даже в Советском Союзе в ранние годы его развития. К этому периоду, в частности, относятся многочисленные фотографии, гуляющие по Сети.

Бурлаки на Енисее, 1931 год/ © bigpicture.ru
Бурлаки на Енисее, 1931 год/ © bigpicture.ru

Многие выдают их за дореволюционные, однако это не так. Бурлацкие артели существовали в СССР вплоть до середины 30-х годов. Некоторые историки относят их существование к сталинским лагерям. Так это доподлинно или нет, неизвестно. Но что совершенно точно, так это то, что бурлаки в дореволюционной России были отнюдь не доходягами, бродягами и оборванцами. Это был вполне достойный, хоть и тяжелый вид заработка.

В XIX века задачей русского мужика было обеспечить семью. А вот у женщин было всего две задачи – рожать и работать. О быте русских женщин рассказано в следующей статье:

(При написании статьи была использована информация с сайтов: ru.wikipedia.org; obiskusstve.com; travelask.ru; masterok.livejournal.com)