Кино-правда 1922-25 годов

170 прочитали
Кино-правда
Кино-правда

Между 1922 и 1925 годами вышло в общей сложности 23 номера серии кинохроники Дзиги Вертова «Кино-правда» (хотя и нерегулярно и в очень немногих экземплярах). Целью Вертова было создание своеобразной «экранной газеты»; название является данью уважения газете «Правда», основанной Лениным. Как и серия кинохроники «Кинонеделя» (1918-19), выпуски «Кино-правды» дают увлекательное представление о раннем Советском Союзе и демонстрируют быстрое развитие киноязыка Вертова.

22 сохранившихся выпуска (No 12 утерян) были оцифрованы Австрийским музеем кино в 2017/18 году и теперь доступны в Интернете.

"«Кино-правда» сделана из отснятого материала так же, как дом сделан из кирпича. Из кирпича можно сделать печь, кремлевскую стену и многое другое. Из отснятого материала можно строить различные кинообъекты. Так же, как хорошие кирпичи нужны для дома, хорошие пленочные кадры нужны для организации фильма-объекта.

Отсюда и серьезный подход к кинохронике – к той фабрике кинокадров, в которой жизнь, проходя через объектив фотоаппарата, не исчезает навсегда, не оставляя следа, а оставляет, наоборот, след, точный и неповторимый.

Момент и способ, которым мы допускаем жизнь в объектив, и способ, которым мы фиксируем оставшийся след, определяют техническое качество; они также определяют социальную и историческую ценность отснятого материала и, следовательно, качество всего объекта.

Дзига Вертов «О Кино-правде», 1924
(Откуда: «Кино-глаз. Сочинения Дзиги Вертова»)

Дзига Вертов
Дзига Вертов

Дзига Вертов (1896-1954), родившийся как Давид Аркадьевич Кауфман в Белостоке (Польша), сегодня единодушно признан одним из величайших кинематографистов в истории. В теории и на практике Вертов и его группа киноки искали сущностные характеристики кино по отношению к другим искусствам; они продвигали кино, способное воспринимать-создавать доселе невидимый мир; они пытались доказать необходимость кино для развития нового общества. Вдохновленный футуризмом, Вертов сделал радикальный отход от театрализованного, романтизирующего и психологизирующего кино иллюзии. Для него кино было тождественно документальной форме – которую он рассматривал не как «красивые» или «эстетические» фильмы о природе, а как искусство ритма, движения и скорости, оказывающее непосредственное и подрывное воздействие на сознание общества. В своих произведениях и в своих экстравагантных и непрестанно удивительных фильмах он резюмирует присущую медиуму новизну: «Я глаз фильма. Я механический глаз. Я — машина, которая показывает вам мир таким, каким его могу видеть только я».

Тем более интересно смотреть живую историю 100 лет спустя с небольшой обработкой повышающей качество восприятия материала и приближающей кинохронику к нашему времени.

Объём материала огромен, но постараемся охватить наиболее интересные события и передать атмосферу давно ушедшей эпохи.

1-й выпуск
1-й выпуск

Кино-правда No 1

Дата выпуска: Июнь 5, 1922

Продолжительность видео: 11 мин 02 сек

Голодающие дети / Реквизиция ценностей, принадлежащих Русской Православной Церкви / Сбор средств в поддержку голодных / Суд над эсерами

Комментарии


Суд над социалистами-революционерами Политический процесс в Советском Союзе проходил в Москве с 8 по 13 июня 1922 года. 47 эсеров были привлечены к суду.
Тяжелый голод в России, который начался в начале весны 1921 года и продолжался до 1922 года. Этот голод убил около 5 миллионов человек.
Теодор Либкнехт Брат Карла Либкнехта (немецкого социалиста и соучредителя с Розой Люксембург Спартакистского союза и Коммунистической партии Германии. Убит в 1919 году)

11:05–11:09
[Баннеры:]
Вандервельде: Министр, когда вы сядете на скамью подсудимых Трибунала?
Либкнехту: Каин, Каин, где твой брат Карл?
Смерть убийцам и предателям!

11:10–11:12
[Знамя:]
Красный слон не будет напуган зеванием желтых мопсов
[Комментарий:] Относится к «Международному рабочему союзу социалистических партий», соучредителем которого был Теодор Либкнехт и от имени которого он участвовал в судебном процессе вместе с Вандервельде. Проводя строго антибольшевистскую политику, эта организация была яростным противником Коммунистического Интернационала (Коминтерна), созданного в 1919 году в Москве.

...Продолжение следует

Архив фильмов в оригинале можно найти на сайте Австрийского музея