Найти тему

4 психологических эксперимента, которые объясняют, почему мы странно себя ведем

Оглавление

Хотите лучше разбираться в поведении людей? Читайте подборку интересных психологических экспериментов, результаты которых можно наблюдать в жизни.

1. Эффект ореола

Если человек кажется вам привлекательным внешне, то вы скорее примите его на работу или захотите с ним дружить. И априори будете больше доверять ему.

В 1920 году психолог Эдвард Ли Торндайк провел эксперимент:

  1. Попросил главнокомандующих оценить внешние качества солдат.
  2. Попросил оценить их личностные характеристики: лидерские качества, надежность, ответственность, образованность и так далее.

Психолог выяснил, что если командир считал кого-то привлекательным внешне, то наделял его лучшими личностными характеристиками. И наоборот.

Если кто-то выглядит привлекательно, мы склонны считать его хорошим человеком
Если кто-то выглядит привлекательно, мы склонны считать его хорошим человеком

Позже эксперимент повторяли другие психологи, например, Ричард Нисбетт и Тимоти Уилсон в 1977 году:

  1. Предложили студентам посмотреть записи лекций профессора. В первом ролике он был внешне приятным и дружелюбным, во втором — строгим и неопрятным.
  2. Попросили студентов оценить профессора по 8-балльной шкале: от «очень нравится» до «очень не нравится».

Результат был таким же — эффект ореола подтвержден. Студентам было важно, как выглядит профессор, а не что он говорит.

2. Эксперимент Соломона Аша

Измените ли вы свое мнение, если другие люди будут утверждать обратное? В 1951 году психолог Соломон Аш выяснил, что в 75% случаев люди склонны менять мнение под давлением общества. Даже если уверены, что их точка зрения верна.

Что сделал Соломон Аш:

  1. Собрал группы по 6–8 человек, в которых был один настоящий испытуемый, а остальные участники — помощники экспериментатора.
  2. Группе показывали 2 картинки: изображение с эталонным отрезком и карточку с тремя отрезками, среди которых нужно найти эталонный.
  3. Сначала отвечали помощники — и всегда специально выбирали неверный ответ.
  4. Реальный участник эксперимента отвечал последним.

В 75% случаев испытуемый отвечал неверно. При том, что вне группы в 98% случаев он давал верный ответ. Это явление изменения в поведении и суждениях человека под влиянием общества называется конформностью.

Пример карточек (из книги Роджер Р. Хок. «40 исследований, которые потрясли психологию»)
Пример карточек (из книги Роджер Р. Хок. «40 исследований, которые потрясли психологию»)

3. Эффект Хоторна

Замечали ли вы, что когда начальник заходит в кабинет — вы начинаете работать усерднее? Так проявляется эффект Хоторна. Можете не сомневаться — если начальник вы, то ваши сотрудники тоже ему подвержены.

В 1958 году этот эффект открыл социолог Генри А. Ландсбергер. Исследователи хотели проверить, как уровень света влияет на производительность рабочих. Но обнаружили другой эффект: производительность повышается из-за того, что люди находятся под наблюдением.

Улучшение эффективности было заметно всякий раз, когда освещенность увеличивали или уменьшали. Потому что сотрудники знали — если уровень света меняется, значит, за ними в этот момент наблюдают.

Когда за нами наблюдают, мы усерднее делаем свою работу
Когда за нами наблюдают, мы усерднее делаем свою работу

4. Избирательность внимания

Посмотрите видео и посчитайте количество передач мяча между игроками в белых футболках:

Заметили ли вы, что в кадре появился человек в костюме гориллы? Если нет, пересмотрите ролик еще раз.

Если вы сконцентрированы на одной задаче, то можете упустить что-то важное в других.

В 1975 году психологи Дэниел Саймонс и Кристофер Чаприс провели эксперимент «Невидимая горилла»:

  1. Предложили участникам посмотреть запись баскетбольного матча и посчитать количество пассов.
  2. Наблюдали, сколько испытуемых заметят, что в середине игры на поле вышел человек в костюме гориллы, постоял в центре, побил себя в грудь и ушел.

Больше половины участников не заметили «гориллу».

Позже этот эффект назвали эффектом слепоты невнимания, или перцептивной слепотой. Эксперимент показывает:

  • нельзя эффективно работать в условиях многозадачности;
  • если вы концентрируетесь на одной сфере жизни или мысли, то можете не замечать перемен в других областях или других вариантов решения проблем.

Хотя мы все разные, но наша психика работает по одним законам. Знание психологии помогает лучше понимать себя и других, применять психологические знания в жизни.

Наука
7 млн интересуются