Рудольф Фукс с детства коллекционировал уличный фольклор, а позже встретил Аркадия Северного, стал первым продюсером в блатном шансоне и “патриархом русского андеграунда”.
Рудольф Фукс вырос в еврейской семье, пережил блокаду Ленинграда и отмечал, что его юные годы выпали на самое хулиганское время. Еще в начальной школе он нашел тетрадку с текстами уличных, “приблатненных” песен. Как выяснилось позже, эта тетрадка принадлежала брату приятеля Фукса, который отсидел и записывал тексты в тетрадку, находясь в лагере.
Интерес к уличному фольклору не угасал, поэтому в уже более взрослом возрасте Рудольф купил себе магнитофон “Филипс” и поехал с ним в Одессу, чтобы записывать, как поют отдыхающие и артисты на пляжах и в ресторанах.
Затем Фукс устроился на работу в “Ленпроект”, а по вечерам и выходным подпольно записывал “музыку на костях” – те самые пластинки на рентгентовских снимках с редкими и зачастую запрещенными песнями зарубежных и отечественных певцов. Именно Фукс записал композиции Александра Лобановского и Евгения Клячкина. Сам тоже писал песни под псевдонимом Рувим Рублев.
В 1962 году через переводчика Николая Брауна Рудольф познакомился с Аркадием Звездиным. Дружба завязалась на почве общей любви к творчеству Ивана Баркова – автора эротических, “срамных од”. А позже оказалось, что Звездин знает и уважает блатные песни, поет их под гитару часто и много. Так и решили записать на магнитофон “Днепр” первые композиции.
Год спустя на фирме Руслана Богословского, который находился в тот момент в заключении, состоялась первая запись Аркадия в сопровождении двух баянов и саксофона. И там же придумали, что Звездин будет выступать под псевдонимом Северный.
В сотрудничестве Фукса с шансонье пришлось сделать паузу – Рудольфа арестовали и отправили на зону в Выборг. Обвинений было несколько, но основой наказания стали незаполненные студенческие бланки, которые Фукс хранил дома. По ним можно было покупать льготные железнодорожные билеты. Отсидел два года, вышел по амнистии “в честь” 50-летия Октябрьской революции.
Работа с Северным возобновилась. Сначала Аркадий пел чужие песни под гитару, но со временем Фукс отдал ему свои композиции. В 1972 году вышла пластинка “Программа для Госконцерта”, полность состоящая из песен Рудольфа. Именно этот альбом принес Северному всесоюзную известность.
Это был не просто сборник песен, а вымышленная радиопередача — “Театр у микрофона” — в которой Аркадий отвечал на вопросы несуществующих слушателей, рассказывал истории про дореволюционные одесские бордели и пел песни. Например, от имени женщины по кличке Зануда он рассказывает о рождении песни “На Молдаванке музыка играет”.
Дальше были многочисленные записи выступлений Северного, домашние концерты, совместная работа с “Братьями Жемчужными”, с ансамблем “Четыре брата и лопата” под управлением Александра Резника.
К концу 70-х Фукс взялся за написание либретто для рок-оперы “Пророк Моисей”. Об исходе евреев из Египта. Власти про это узнали и поставили Рудольфа перед выбором: либо эмиграция, либо новый срок. В 1979 году он уехал в США вместе с записями Аркадия Северного и других шансонье.
В Америке Фукс продолжил издавать записи, писать стихи и песни. По его инициативе фирма “Мелодия” выпустила пластинку “Памяти Аркадия Северного”.
В 2016 году Рудольф Израилевич открыл музей грамзаписи в Санкт-Петербурге. Музыке он посвятил всю свою жизнь. И благодаря ему в нашей жизни появилось много хорошей музыки.