Найти тему
От Байкала до Амура...

В 1983 году за рацпредложение бамовец получил 8 рублей

- Что, не узнали меня? – показывая старые снимки, где он ещё совсем молодой, спрашивает Валерий Сергеевич Патракеев. Я киваю в ответ. Узнать трудно: был кудрявым, стал лысым.- Моя биография стандартная, даже не знаю, о чём говорить…

Мы с Ларисой Нориной активно помогаем, задавая наводящие вопросы, но особо «разговорить» ветерана БАМа не удаётся. Есть такие немногословные люди. Как-то прочитала умную мысль: когда человек говорит мало, кажется умнее. А вы как думаете?

Хотя, судя по трудовой книжке, Валерию Сергеевичу было о чём рассказать: как с 1980 по 2001 год трудился в локомотивном депо Лена, а во ВСЭМе – главным механиком.

Вместе с Ларисой Нориной
Вместе с Ларисой Нориной

Профессия у него самая рабочая – токарь. Она пришла к нам из глубокой древности. Тогда люди пытались придать нужную форму металлу или камню путём затачивания и обрезки.

А Валерий Сергеевич умел выполнять работы по обработке деталей и на универсальных токарных станках, и на специализированных. Впрочем, почему умел? Патракеев может и сейчас выточить любую детальку, да так, что комар носа не подточит. Бывает, соседи за помощью обращаются, особенно когда дело касается сантехнических работ. Помогает.

За любимым станком он мог выточить любую детальку
За любимым станком он мог выточить любую детальку

Родился Валерий в Усть-Куте, окончил школу №6. В Железногорске поступил в ГПТУ, где учился на токаря. Перед армией даже отработал год. Работа нравилась, в коллективе уважали. А в 1980 году приехал в Усть-Кут. Уже как шесть лет здесь строили Байкало-Амурскую магистраль.

- Захотел вернуться домой, где разворачивались такие интересные события. Устроился в депо токарем. Тепловозные колёса оттачивал. А после уже перевёлся во ВСЭМ (Востоксибэлектромонтаж).

- У вас 21 год бамовского стажа. Что чаще вспоминается с этих времён?

- Известные люди приезжали: артисты, космонавты, партийные работники. Я вот запомнил ансамбль «Песняры». В «Магистрали» выступали. Ещё занимался волейболом - тогда спорт был в почёте!

- А машину успели получить?

- Успел. Получил «Ниву» в 1990 году, но отдал брату. У меня тогда даже водительских прав ещё не было, уже после выучился.

- Наверное, здесь встретили супругу?

- Женился я довольно поздно, до этого был холостой. Любовь Степановна на станции Лена работала. Сначала стрелочницей, потом дежурной по парку. Встретились в компании друзей.

Люди уже взрослые, зрелые. Решили, что будем жить вместе. Два внука. В 2005 году расписались. У Любы и награды есть. Она встречала первый бамовский поезд.

Локомотивное депо ст. Лена. 1981 год
Локомотивное депо ст. Лена. 1981 год

- Чем занимаетесь в свободное время?

- У нас есть дача. Там и обеспечиваем себя продовольственной корзиной. Сейчас супруга болеет, больше самому приходится хлопотать.

- Ваши пожелания бамовцам…

- В первую очередь, здоровья. И, конечно, встречаться чаще, поддерживать друг друга.

В трудовой книжке ветерана немало записей, касающихся премирования за ударную работу. В 1983 году за рационализаторское предложение получил 8 рублей. В то время – это были реальные деньги.

Есть ещё и такая: «За содействие в претворении рацпредложения для машин». Объясняет, что старались облегчить труд, а потому и придумывали что-то новое. Сейчас бы про это сказали – лайфхаки, а тогда и слов таких не знали. Но дело своё делали. На совесть. На века.

А вы помните, что в те годы можно было купить на 8 рублей?

Спасибо, что остаётесь с нами)))

Подписывайтесь на наш канал, чтобы грядущий юбилей магистрали встретить вместе!