- Что, не узнали меня? – показывая старые снимки, где он ещё совсем молодой, спрашивает Валерий Сергеевич Патракеев. Я киваю в ответ. Узнать трудно: был кудрявым, стал лысым.- Моя биография стандартная, даже не знаю, о чём говорить…
Мы с Ларисой Нориной активно помогаем, задавая наводящие вопросы, но особо «разговорить» ветерана БАМа не удаётся. Есть такие немногословные люди. Как-то прочитала умную мысль: когда человек говорит мало, кажется умнее. А вы как думаете?
Хотя, судя по трудовой книжке, Валерию Сергеевичу было о чём рассказать: как с 1980 по 2001 год трудился в локомотивном депо Лена, а во ВСЭМе – главным механиком.
Профессия у него самая рабочая – токарь. Она пришла к нам из глубокой древности. Тогда люди пытались придать нужную форму металлу или камню путём затачивания и обрезки.
А Валерий Сергеевич умел выполнять работы по обработке деталей и на универсальных токарных станках, и на специализированных. Впрочем, почему умел? Патракеев может и сейчас выточить любую детальку, да так, что комар носа не подточит. Бывает, соседи за помощью обращаются, особенно когда дело касается сантехнических работ. Помогает.
Родился Валерий в Усть-Куте, окончил школу №6. В Железногорске поступил в ГПТУ, где учился на токаря. Перед армией даже отработал год. Работа нравилась, в коллективе уважали. А в 1980 году приехал в Усть-Кут. Уже как шесть лет здесь строили Байкало-Амурскую магистраль.
- Захотел вернуться домой, где разворачивались такие интересные события. Устроился в депо токарем. Тепловозные колёса оттачивал. А после уже перевёлся во ВСЭМ (Востоксибэлектромонтаж).
- У вас 21 год бамовского стажа. Что чаще вспоминается с этих времён?
- Известные люди приезжали: артисты, космонавты, партийные работники. Я вот запомнил ансамбль «Песняры». В «Магистрали» выступали. Ещё занимался волейболом - тогда спорт был в почёте!
- А машину успели получить?
- Успел. Получил «Ниву» в 1990 году, но отдал брату. У меня тогда даже водительских прав ещё не было, уже после выучился.
- Наверное, здесь встретили супругу?
- Женился я довольно поздно, до этого был холостой. Любовь Степановна на станции Лена работала. Сначала стрелочницей, потом дежурной по парку. Встретились в компании друзей.
Люди уже взрослые, зрелые. Решили, что будем жить вместе. Два внука. В 2005 году расписались. У Любы и награды есть. Она встречала первый бамовский поезд.
- Чем занимаетесь в свободное время?
- У нас есть дача. Там и обеспечиваем себя продовольственной корзиной. Сейчас супруга болеет, больше самому приходится хлопотать.
- Ваши пожелания бамовцам…
- В первую очередь, здоровья. И, конечно, встречаться чаще, поддерживать друг друга.
В трудовой книжке ветерана немало записей, касающихся премирования за ударную работу. В 1983 году за рационализаторское предложение получил 8 рублей. В то время – это были реальные деньги.
Есть ещё и такая: «За содействие в претворении рацпредложения для машин». Объясняет, что старались облегчить труд, а потому и придумывали что-то новое. Сейчас бы про это сказали – лайфхаки, а тогда и слов таких не знали. Но дело своё делали. На совесть. На века.
А вы помните, что в те годы можно было купить на 8 рублей?
Спасибо, что остаётесь с нами)))
Подписывайтесь на наш канал, чтобы грядущий юбилей магистрали встретить вместе!