Найти тему

Когда домашнее задание становится интересным проектом

Вопрос отмены или изменения формата домашнего задания обсуждается в педагогическом сообществе давно. Сторонники классического образования справедливо указывают на необходимость закрепления, отработки навыков, полученных на уроках. Приверженцы демократического подхода в качестве доводов «против» апеллируют к проблеме перегруженности школьников, их слабому здоровью и быстрой утомляемости.

Фото: Жиляева Елена Владимировна с учениками; архив Школы "НИКА"
Фото: Жиляева Елена Владимировна с учениками; архив Школы "НИКА"

Педагоги Школы «Ника» решили не тратить время на теоретические споры, а попробовать на практике внедрить метапредметное домашнее задание.

…Метапредметность основывается на всех приобретенных знаниях, и ее конечной целью является формирование целостного мировоззрения, умений и навыков, необходимых для гармоничного развития личности. Фундаментом для метапредметного обучения являются межпредметные связи, в основе которых лежат суммированные и синтезированные знания по теме из разных учебных дисциплин.

Почему выбор пал именно на эту форму?

Во-первых, такая форма домашнего задания помогает решать главную задачу образования - формировать у школьника целостное представления о картине мира, природе вещей и явлений, умение логически соединять предметные знания воедино и использовать их.

Во-вторых, происходит отработка компетенций (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация).

В третьих, существенно сокращается время выполнения домашнего задания. А главное - его нельзя списать в Интернете!

Что скрывать, педагогам понадобилось немало времени и методических знаний, чтобы перестроить свой подход к структуре домашнего задания. Эксперимент проводился в параллели 7 классов. Ученики также долго привыкали, верили, что скоро всё закончится и им, наконец, начнут задавать «нормальное» домашнее задание. Но время шло, выполнять домашнее задание становилось все сложнее, с одной стороны, и интереснее, с другой.

Как это происходит на практике?

В качестве домашнего задания при изучении темы «Предлог» учитель просит создать виртуальный чат для обсуждения параграфа по физике, заданного на этой неделе. «Причём тут предлог?» - спросите вы. Очень просто: в репликах чата нужно использовать максимальное количество производных предлогов. Вот как с этим заданием справились дети.

ЧАТ 7 Ж

Учитель: Ребята, добрый день! Напоминаю, что завтра ввиду последних событий у вас проверочная работа по п.22, который вы изучали в течение недели.

Сергей: Здравствуйте! А работа будет наподобие той, которую писали на прошлом уроке?

Учитель: Работа будет составлена в соответствии с требованиями.

Андрей: Всем ПРИВЕТ! Ребята, а кто знает, какую формулу нужно выучить? Как найти значение механической работы?

Диана: Согласно правилу в учебнике механическая работа А равна произведению модуля силы F на модуль перемещения тела s: A=Fs

Амина: А помимо этого еще что-то нужно учить?

Арина: Да, несмотря на нехватку времени нужно выучить весь параграф.

(Автор: Анна Ш.).

Фото: Автор статьи - Жиляева Елена Владимировна; архив Школы НИКА
Фото: Автор статьи - Жиляева Елена Владимировна; архив Школы НИКА

Задание 2. Какие из выделенных производных предлогов пишутся слитно?

Самостоятельно составьте тест для проверки знаний по теме «Предлог» на материале п.35-36 по географии (УМК Алексеев А.И. «География материков и океанов»)

♦️ (На)против Аргентины располагается страна Боливия.

♦️ (В)течени(и/е) июля температура в Бразилии-24 градуса.

♦️ (В)продолжени(и/е) реки Ориноко находится водопад Анхель.

♦️ (В)течени(и/е) реки Амазонка много хищников, таких как: акула-бык, пираньи, кайманы и более 2000 маленьких рыб.

(Автор: Амина Г.).

Фото: Тургеневские чтения в Школе "НИКА"; архив школы "НИКА"
Фото: Тургеневские чтения в Школе "НИКА"; архив школы "НИКА"

На уроках литературы при изучении темы «Стихотворения о войне» ученики получили проектное домашнее задание: используя материалы поисковых сайтов, семейные архивы, воспоминания родственников, рассказать историю подвига своего прадеда во время Великой Отечественной войны.

Как горели глаза ребят и сердца наполнялись гордостью, когда они представляли свои исследования, фотографии, даже книги! Также ребята писали рецензии на экранизацию заданного произведения

Удался ли эксперимент?

Конечно, многое ещё нужно доработать, «настроить» механизм проверки и оценивания работ. Но главное, что удалось сделать и ученикам, и учителям – посмотреть на процесс образования Креативно, Критически, совершенствовать Коммуникацию, работая в Команде.

Автор: Елена Владимировна Жиляева

Редактор: Вероника Никитина

Благодарим вас за Ваши "Спасибо"

Подписывайтесь на наш канал - будьте в курсе новостей и событий!

Желаем Вам Радости и Успехов!

Материал подготовлен для Школы "НИКА"