Летом система охлаждения двигателя автомобиля подвергается повышенной нагрузке. Именно в этот период обычно проявляются неполадки, которые при отрицательной температуре воздуха можно не заметить: забитый радиатор, нерабочий вентилятор, подклинивающий клапан термостата или изношенная помпа. Возникающий вследствие неисправностей и незамеченный вовремя перегрев может обернуться серьезными неприятностями вплоть до изменения геометрии ГБЦ. Поэтому перед потеплением не помешает провести проверку системы охлаждения.
Основные проблемы и неисправности системы охлаждения двигателя и их признаки
Нерабочий вентилятор радиатора
В современных легковых автомобилях вентилятор радиатора включается по сигналу ЭБУ при достижении охлаждающей жидкости (ОЖ) определенной температуры – обычно в диапазоне 95-105 ℃. На момент включения могут влиять и другие факторы – температура воздуха, давление в системе кондиционирования, скорость. В зимний период вентилятор радиатора в ряде моделей включается при более высокой температуре ОЖ, которая обычно не достигается из-за отбора тепла вентилятором отопителя. В этом случае выход из строя чаще всего замечают лишь весной.
Симптомы: температура ОЖ превышает предельное значение (105℃) во время стоянки с запущенным двигателем или в пробке, но падает до нормальной в движении, крыльчатка вентилятора неподвижна даже при включении кондиционера.
Причины: сгорел мотор вентилятора, перегорел предохранитель, заклинило реле, вышел из строя датчик температуры ОЖ, повреждена проводка.
Забитый мусором радиатор
В оснащенных кондиционером автомобилях радиатор системы охлаждения двигателя располагается за конденсатором – радиатором системы кондиционирования. Во время движения в последний и в пространство между двумя узлами попадают насекомые, листья, пух, перья и прочий мусор. В результате качество охлаждения заметно падает. Обычно это происходит постепенно и незаметно для владельца, особенно если нет возможности точного контроля температуры ОЖ на панели приборов. Из-за высокой температуры начинает выкипать антифриз, быстрее изнашивается моторное масло и растет нагрузка на мотор.
Симптомы: температура ОЖ выше нормальной отметки, не падает при движении на высокой скорости, регулярно снижается уровень антифриза.
Причины: скопившейся между ребрами радиатора мусор препятствует прохождению воздушных потоков и ухудшает теплоотдачу.
Заклинивший термостат
Термостат обеспечивает перенаправление потока охлаждающей жидкости с малого круга, по которому она циркулирует для более быстрого прогрева двигателя, на большой. В случае неисправности узла антифриз постоянно перемещается только по большому кругу, либо только по малому, минуя радиатор.
Симптомы: слишком долгий прогрев, радиатор становится теплым при температуре антифриза от 50℃ (при заклинивании клапана в открытом положении), быстрый прогрев, постоянное включение вентилятора радиатора, в том числе в движении (при заклинивании в закрытом положении).
Причины: вышел из строя клапан термостата, не поступает питание на электропривод (в моделях с электроприводом термостата).
Изношена помпа (насос ОЖ)
Помпа или насос охлаждающей жидкости обеспечивает принудительное движение антифриза в системе. Она может приводиться в действие ремнем вспомогательных агрегатов, ГРМ или отдельным ремнем. При отказе помпы, разрыве или проскальзывании её приводного ремня эффективность охлаждения резко падает. При повреждении подшипника и сальника возможна утечка антифриза.
Причины: износился подшипник помпы, разрушена крыльчатка, порван или изношен приводной ремень.
Симптомы: Подтеки антифриза в области корпуса, отчетливый гул в области помпы и люфт вала при покачивании за шкив (при разрушении подшипника), рост температуры антифриза на невысоких оборотах, медленный прогрев двигателя (при разрушении крыльчатки).
В рамках действующей в сети АТЦ Яуза Моторс акции можно проверить систему охлаждения автомобиля всего за 490 рублей. В услугу входит:
- Измерение плотности охлаждающей жидкости.
- Оценка герметичности системы методом опрессовки.
- Осмотр приводных ремней.
- Проверка чистоты радиатора и работоспособности вентилятора.